Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

В детских коллективах можно заметить детей, которые часто обижаются. Они хмурят брови, «надувают щеки», эмоционально реагируют, когда им делают замечания, плачут и не разговаривают, сидят в одиночестве. В такой ситуации ребенок страдает от собственной обидчивости, а родители, расстраиваются и не знают, что делать и как помочь малышу.

Обида – это чувство, которое сопровождается негативным переживанием своей неудачи, своего отвержения людьми. А каждому человеку и ребенку в том числе хочется чувствовать свою важность и ценность, особенно со стороны близких людей. Это природная потребность и выражена она в разной степени у разных детей. Однако все так или иначе переживают то, как их воспринимают окружающие.

Детская обидчивость - это показатель ранимости и уязвимости ребёнка в той или иной сфере представлений о себе (внешний вид, характер, умения и способности).

Причины, из-за которых ребёнок может обижаться и огорчаться:

1. Врождённая чувствительность ребёнка. Часто обижаются те дети, которые от природы эмоционально чувствительны и ранимы. Они в большей мере испытывают потребность в привязанности к родителям, их любви и внимании.

2. Непринятие родителями особенностей ребёнка. Встречаются такие родители, которые принимают своего ребенка лишь в том случае, когда его поведение соответствует их требованиям. Если дети демонстрируют «неправильное» поведение, то родители пытаются жёстко переделать ребёнка, стыдить и наказывать, лишают своего теплого отношения, провоцируют его обижаться ещё больше. А постоянное отвержение индивидуальности ребёнка (критика, упрёки) побуждают ребенка думать, что он не нужен, что его не любят, а это способствуют развитию неуверенности у малыша.

3. Ребёнок неадекватно реагирует, потому что ощущает враждебность мира. Сталкиваясь с постоянными ограничителями разных проявлений своего поведения, ребёнок начинает негативно видеть даже нейтральные ситуации. Он считает, что всё против него, замыкается в себе, обижается.

4. Гиперопека также негативно влияет на воспитание ребенка, если родители не верят в самостоятельность ребёнка, не позволяют ему самостоятельно справляться с трудностями. В этом случае у ребенка формируется страх сложных ситуаций, неспособность их преодолевать. Он будет надеяться на помощь других и расти с ожиданием, что другие все за него сделают. А при встрече с трудностями - искренне будет обижаться на весь мир.

5. Постоянное потакание желаниям своего ребёнка. Многие родители разрешают своему чаду вести себя, как угодно, выполняют все его желания, а в этом случае у ребенка сформируется представление, что весь мир должен крутиться вокруг него. Ребёнку, который считает себя главным, будут поступать замечания о его поведении и, конечно, он будет обижаться.

Как вести себя с обидчивым ребёнком

Если случилось так, что ребенок обиженный и весь в слезах, как поступить?

 Постарайтесь контролировать свои эмоции, даже если плач и негативизм ребенка выводят вас из себя. Оставайтесь спокойным (хотя бы внешне): так вы сделаете первый шаг к тому, чтобы малыш успокоился.

 Чтобы ребенок успокоился, лучше услышал ваши объяснения, нужно ласково обнять его. Хорошо будет, если вы присядете, чтобы ваши лица были на одном уровне. Ребенок быстрее освободится от негативных эмоций, если вы будете держать его за руку, разминать пальчики, гладить по голове.

 Научитесь сочувствовать ребенку. Несмотря на то, что ребенок маленький, важно озвучивать его чувства. Он убедится, что мама понимает его проблему, что она не равнодушна к его огорчениям. Скажите несколько раз: «Ты расстроился, потому что папа не взял тебя с собой…, я понимаю тебя, но папа сегодня очень занят.

 Идите на компромисс. Чтобы категоричное, безоговорочное «нельзя» или «нет» не вызывало протесты, можно договориться с ребенком, когда это «можно». Такой способ поможет предотвратить обиды и истерики. Да, мороженое есть нельзя, потому что сейчас зима, но можно пирожное и сок. Да, мамин телефон самому брать нельзя, но можно поиграть с ним вместе с мамой. Подытожим: безоговорочное «нет» вызывает обиду, а частичное ограничение смягчает отрицательную эмоцию.

 Старайтесь чаще показывать своё доброжелательное отношение к ребёнку, чтобы ему не приходилось разными способами обращать на себя внимание.

 Постепенно развивайте эмоциональную сферу ребенка. Поясняйте словесно и учите на собственных примерах, как нужно реагировать на ту или иную ситуацию.

 При общении с ребенком поясняйте, когда обижаться стоит, а когда не стоит.

 Не критикуйте ребёнка за его частую обидчивость. Наложение строгих запретов на чувство обиды невозможно. Эффективнее будет, если выработать правильную воспитательную стратегию смягчения этой особенности.

 Не сравнивайте ребёнка с другими детьми и не указывайте на их превосходства в чём-либо.

 Чтобы ребенок не обижался на то, что в его присутствии хвалят других мальчиков и девочек, поясните, что хвалят тогда, когда дети этого заслуживают.

 Стройте отношения с ребёнком на взаимном понимании, объясняя, что у каждого есть свои дела, интересы и желания.

 Читайте малышам полезные книги, смотрите вместе мультфильмы, на основе которых можно легко объяснить причины возникновения обид и удачные выходы героев из разных ситуаций.

 Обратите внимание на то, чтобы ребёнок не накапливал обиды, а делился своими чувствами.

 Попытайтесь выяснить причины повышенной обидчивости ребёнка.

Любовь Константиновна Снигирева, психолог

Гиперактивность является компонентом психофизиологического расстройства мозговых функций, названного синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это означает, что вкупе с повышенной активностью у ребенка наблюдаются проблемы с вниманием.

Уважаемые Родители! Запаситесь терпением, спокойствием и настроем на успех. Ваш ребенок очень чувствителен к эмоциональному фону и совершенно нечувствителен к наказаниям и порицаниям. Бесполезно говорить: «Не делай!», «Нельзя!» Эффективно переключать внимание на что-то другое (вместо «Перестань!» можно «А сколько раз подряд сможешь отбить ладошкой мяч от пола?») и обязательно похвалить за результат. Хвалить ребенка с СДВГ нужно при любой возможности для поддержания тонуса внимания и готовности продолжать занятие.

Предлагаем Вам игры, в которые можно поиграть со своим ребенком в домашних условиях. Ведь только через игровую деятельность можно сформировать коммуникативные навыки к детям.

«Давайте поздороваемся». Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания. Дети по сигналу начинают двигаться по комнате и здороваются с теми, кто встречается на их пути, но определенным образом:

1 хлопок – здороваются за руку; 2 хлопка – здороваются плечами; 3 – хлопка- здороваются спинами; 4 хлопка – здороваются коленями и т. д. Такая игра даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение.

«Весёлая игра с колокольчиком». Цель: развитие слухового восприятия. Выбирается ведущий, ему завязывают глаза. А колокольчик передаётся. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик нельзя. Кого поймали, тот водящий.

Пальчиковые игры. Эти игры снимают мышечное напряжение. Используйте их при выполнении домашних уроков.

«Двуножки». Игра проводится на поверхности стола, ковра. Участвуют два пальца: указательный и средний. Остальные прижаты. По сигналу начинаются гонки. Кто быстрее прибежит на край стола. Сначала правыми руками, затем левыми. Можно гонки устроить между левой и правой рукой.

«Ловим комаров». Скажите ребенку: «Представь, что сейчас лето, я открыла форточку и к нам залетели комары. По команде «Начали!» вы будете ловить комаров хаотичными движениями, сжимая и разжимая кулачки. Или прихлопывать двумя ладошками. По команде «Стой!», дети резко опускают руки и отдыхают. Так можно сделать 2-3 раза.

«Археология». Цель: развитие мышечного контроля. Закопайте в песок (крупу любую) мелкие игрушки, детали, бусы. Дети делают археологические раскопки то одной рукой, то другой.

«Клубочек». Цель: обучение ребенка одному из приёмов саморегуляции. Чтобы успокоить расшалившегося ребенка, можно предложить смотать в волшебный клубочек яркую пряжу.

«Шариковые бои». Цель: развивать координацию движений. В таз с водой опустить несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков даётся ребенку. Он сбивает с расстояния 0,5 – 1 метров от таза «мокрые» шарики «сухими». Игра продолжается до тех пор, пока таз не опустеет.

«Маленькая птичка». Цель: развивать мышечный контроль. Ребенку положить в ладоши пушистую, хрупкую игрушечную птичку (можно маленького зверька). Птичка боится злого коршуна. Она беззащитная и маленькая, её надо защитить и успокоить. Ребенок успокаивает, при необходимости помочь подобрать добрые и ласковые слова.

Благодаря подобранной тематике игр дети получают полезный навык, стабилизируется эмоциональная сфера, развиваются внимание и навыки общения.

Наталья Владимировна Овчарова,

специалист по комплексной реабилитации

Согласно статистике, более 80% детей заболевают гриппом или ОРВИ в осеннее-зимний период. Так как детский организм имеет незрелый иммунитет, вирусно-инфекционные заболевания могут повторяться по несколько раз в год. А это чревато осложнениями и может привести:

- к обострению сердечных и легочных заболеваний;

- развитию пневмонии;

- воспалению среднего уха;

- отиту;

- заболеваниям нервной системы.

При ОРВИ, главным образом, поражаются верхние дыхательные пути.

Первые признаки острого респираторного заболевания следующие:

- насморк;

- слезящиеся глаза;

- боль в горле;

- легкий кашель;

- головная боль.

Источником гриппа или ОРВИ является больной человек. Вирусы передаются воздушно-капельным путем при чихании или разговоре. Не исключен и контактный путь заражения вирусной инфекцией, когда ребенок прикасается к предметам, которые загрязнены вирусами.

Панацеи от вирусных инфекций нет, но снизить риск возникновения заболеваний можно. Защитить своего ребенка от простуды поможет только профилактика гриппа и ОРВИ.

Педиатры сходятся во мнении, что 99% иммунитета у детей зависит от образа жизни, его эмоционального состояния, бытовых условий проживания, питания. И только 1% зависит от лекарственных препаратов.

Основные правила профилактики

Следует максимально ограничить контакты ребенка с носителями инфекции. Нет необходимости брать ребенка в места скопления людей, особенно в период обострения инфекционных заболеваний.

Обратите внимание! Обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Проветривать помещение надо не реже пяти-шести раз, особенно перед сном. Температура в комнате ребенка не должна быть выше 20 градусов. Родители должны помнить, что от гриппа и ОРВИ нет чудодейственных препаратов, таблеток или микстур. Профилактика – это единственный способ уберечь свое чадо от вирусных инфекций. Но для этого потребуется и время, и четкое соблюдение всех профилактических мероприятий.

Юлия Аркадьевна Шварц,

медицинская сестра по массажу

Игры для детей – вовсе не игры, и правильнее на них смотреть

как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста

Мишель де Монтень

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он знакомится с этим огромным и полным загадок миром. Стоит ребенку увлечься игровым процессом, в нем просыпается чувство азарта, интерес к познанию чего-то нового. Не стоит считать, что игра для ребенка – это всего лишь развлечение. Игра – это наиболее быстрый и эффективный способ научиться взаимодействовать с другими людьми. Игра помогает ребенку понять, какое место он занимает в мире. Играя, ребенок имеет возможность примерить на себя несколько ролей, занимать те или иные позиции: нападать или защищаться, выигрывать или проигрывать, брать инициативу на себя или передавать ее другим и т. д.

Чему учит игра?

 уважать правила;

 принимать во внимание собственные и чужие действия;

 быть более терпимым;

 знакомит с чувством конкуренции;

 формирует представление о том, насколько важно быть честным и корректным;

 улучшает координацию движений, силу и гибкость;

 развивает мышление и творческие способности, учит концентрировать внимание;  следовать указаниям, принимать решения, разрешать конфликты и проблемы;

 легко и непринужденно общаться с другими;

 правильно распределять время, ориентироваться в пространстве.

Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию несколько игр с детьми дошкольного возраста (2-4 лет) в домашних условиях.

«Строитель башни» - игра помогает выработать у ребенка понятия устойчивости и неустойчивости. Для игры потребуются кубики разных размеров. Ребенок должен убедиться на собственном опыте, что для устойчивости башни внизу следует расположить самый большой кубик, то есть выстроить кубики по мере их уменьшения.

«Играем в магазин» - игра направлена на развитие памяти малыша. Предложите ребенку сходить в «магазин» (его комнату) и принести оттуда 1-2 предмета. В ходе игры количество предметов увеличивают до 4-5. Попросите ребенка купить, например, мячик и кубик. Постепенно можете предлагать ему и более сложные задания: купить маленькую машинку, большого медведя и рыжую лисичку.

«Докрась» - игра направлена на развитие внимания ребенка. Предложите ему картинку с изображенным на ней предметом, раскрашенным наполовину. Вторую половину пусть ребенок докрасит сам. Уважаемые родители, помните, играя с ребенком каждый день, вы занимаетесь его развитием!

Галина Анатольевна Новоселова,

специалист по комплексной реабилитации

Одной из важных сторон в воспитании детей является воспитание самостоятельности. Чаще всего родители задумываются об этом, когда ребенок идет в первый класс, когда к нему предъявляется много требований. Но воспитание самостоятельности необходимо начинать с самого раннего возраста. Уже в 2-3 года у ребенка необходимо сформировать следующие навыки:

- умение самостоятельно занять себя хотя бы на непродолжительное время;

- самому проситься и ходить на горшок;

- умение одеваться и раздеваться (трусы, носки, колготки, шорты);

- самостоятельно кушать ложкой;

- умение пользоваться мылом, смывать его водой, вытираться полотенцем;

- убирать игрушки на свои места.

На третьем году жизни происходит очень интенсивное развитие самостоятельности у малыша. В этом возрасте ребенок часто повторяет: «Я сам!». Поэтому родители не должны препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий.

Наблюдения показывают, что дети, у которых с раннего возраста не воспитывалась самостоятельность, испытывают трудности при поступлении в школу. Несамостоятельным школьникам сложно справляться с поставленными перед ними задачами.

Причины низкой самостоятельности у детей:

1) Большое количество взрослых, окружающих детей чрезмерной заботой и вниманием (мама, папа, бабушка, дедушка, тети и дяди), которые все делают за ребенка сами. В такой ситуации развитие самостоятельности не происходит;

2) Гувернантки и няни, на которых часто оставляют детей дома, тоже не всегда добиваются самостоятельности от детей. Им легче самим накормить, одеть, раздеть ребенка, чем заставить его это сделать самому. Поэтому такие вопросы следует обговаривать с нянями сразу;

3) Родители часто не доверяют или не позволяют выполнить желаемые ребенком действия, которые он просит выполнить сам, но пока что это у него получается плохо. А когда вырастет и будет уметь, то уже не захочет. А ведь можно позволить малышу помочь по хозяйству. Да, придется не только следить, чтобы малыш не упал, не разбил, но и учить его подметать пол и мыть посуду;

4) Часто родители спешат на работу или с работы домой и им всегда некогда ждать, пока ребенок сам оденется, зашнурует шнурки, застегнет молнию. А ведь ребенок должен учиться обслуживать себя сам.

Как развивать у детей самостоятельность

1. Включайте ребенка в деятельность, которая ему интересна, где он сможет добиться успеха и терпеливо, спокойно требовать выполнения пока еще трудного для него задания.

2. Постепенно расширяйте круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудных ситуациях и одновременно обучая необходимым правилам (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку должны быть понятны).

3. Помогая осваивать необходимые навыки, не выполняйте за ребенка то, что он уже может делать сам. Делайте «вместе» с ребенком, а «не вместо него».

4. Позволяйте малышу принимать самостоятельные решения, развивайте способность пояснять и отвечать за свои действия, тем самым стимулируя возникновение у него чувства ответственности и внутренней дисциплины.

5. Подсказывайте ребенку в ситуациях, когда он может помочь взрослому, защитить более слабого, поделиться конфетами или игрушками со сверстниками.

6. Поддерживайте в ребенке чувство уверенности даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий. Говорите о том, что он совершил плохой поступок, а не то, что он сам плохой.

Уважаемые родители! Лучшее, что вы можете дать своим детям - это возможность с раннего детства поверить в свои силы и постоянно расширять область реальной практической самостоятельности, подтверждая тем самым свою успешность. Всегда оставайтесь, прежде всего, любящими родителями, помните, что внимательное отношение к детям – главный источник душевных сил ребенка и благоприятного психического развития.

Любовь Константиновна Снигирева, психолог