Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть основаны на доверии. Доверие легко потерять, а вернуть очень сложно.

Родители часто задают вопрос, как построить доверительные отношения с детьми? Доверие основывается на душевном спокойствии и дает уверенность в близком человеке. Ребенок с самого рождения зависит от мамы и полностью на нее полагается. Мама кормит ребенка, заботится о нем, оберегает. Психологи утверждают, что маленькие дети уже доверяют маме. Позже у ребенка появляется доверие к папе, дедушкам и бабушкам.

От поведения родителей зависит, станет ребенок им доверять или нет. Почему родители теряют доверие детей?

 Первой причиной является нехватка общения. Дети подрастают, а у родителей на общение не хватает времени.

 Обман родителей также ведет к потере доверия, так как дети очень тонко чувствуют обман и ложь. Родители часто обещают детям выполнить то, что не смогут выполнить. Если ребенка часто обманывают, доверие будет потеряно.

 Родители должны быть для ребенка примером только хорошего поведения. Нежелательные последствия имеет любое физическое наказание ребенка.

Авторитет родителей разрушают постоянные угрозы и ругань. Результат такого их поведения приведет к тому, что ребенок начнет замыкаться в себе. Вырастает такой ребенок и оказывается, что он совсем не приспособлен к жизни, так как не умеет справляться с трудными ситуациями.

Залог правильного развития ребенка - доверительные и добрые отношения в семье. Чтобы сохранять такие отношения со своим ребенком, взрослым надо учиться держать под контролем свои эмоции. Бывают ситуации, когда родители срываются и начинают кричать на ребенка, а нужно стараться признавать свои ошибки и попросить у ребенка прощение за грубость. Это поможет сохранить доверие.

Мама и папа должны уважительно относиться к мнению ребенка, его чувствам и переживаниям. Нельзя говорить ему обидные слова, они могут его сильно задеть и обидеть. Обидными словами можно поставить ребенка в неловкое положение, а этого нельзя допускать. Родители не должны делать ребенку замечания в присутствии сверстников или взрослых. Это особенно сильно ранит его. Поведение ребенка, особенно его отрицательные поступки, нельзя обсуждать с посторонними людьми.

Довольно часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, требуя от него высокого уровня успеваемости в учебе или высоких спортивных достижений. Но дети все разные и есть такие, которые стараются, но у них ничего не получается. Ребенку может не нравиться та же секция, которую он посещает только потому, что ее выбрали родители. В подобных ситуациях появляются напряженные отношения, и родители постепенно теряют доверие своего ребенка. Не нужно чересчур много требовать от ребенка. Родители должны узнать у него, чем он хочет заниматься в свое свободное время, что ему интересно.

С малых лет ребенка нужно привлекать к участию в семейных обсуждениях и домашних делах. Ребенок должен почувствовать, что ему доверяют. Ребенку нужно давать несложные и безопасные поручения. Во всех начинаниях родители должны поддерживать ребенка и чаще его хвалить. Совместная работа по дому воспитывает в ребенке уважение к родителям.

Не осуждайте его и не запрещайте выбирать друзей, иметь свои интересы, симпатии и антипатии.

Не навязывайте свое мнение, не докучайте постоянным контролем. Однако вы, родители, должны обязательно знать, с кем и где находятся ваши сын или дочь.

Ирина Юрьевна Ужегова,

специалист по комплексной реабилитации

По мнению стоматологов, многие люди неправильно чистят зубы, что может привести к различным заболеваниям десен и полости рта. А здоровые зубы важны не только для взрослых, но и для детей, хотя их зубки еще временные!

Первое знакомство малыша с зубной щеткой можно начинать уже с того момента, когда прорезался первый зубик. В это время можно использовать специальные щеточки-напалечники. Легкими массирующими движениями мама нежно очищает полость рта ребенка, зубную пасту при этом не используют. Уже к 10-12 месяцам можно приобрести специальную зубную щетку для малышей, выполненную из эластичных материалов и имеющих специальные ограничители.

В 2-3 года (в зависимости от готовности малыша) можно начинать учить ребенка самостоятельно чистить зубы. Сначала ребенок чистит зубы сам, чтобы почувствовать, как это происходит, а затем мама может ему почистить зубки еще раз. Важно сразу научить малыша чистить зубы правильно (а время чистки зубов и последовательность операций одинакова для взрослых и детей).

Во время чистки зубов необходимо соблюдать несколько простых правил:

1) Чистить зубы необходимо 2 раза в день (утром и вечером), длительность чистки зубов составляет 2-3 минуты;

2) Зубную щетку выбирать в соответствии с возрастом ребенка, менять щетку на новую необходимо каждые 2-3 месяца, нежелательно использовать у детей электрическую щетку, так как она может повредить нежную зубную эмаль;

3) Наносить на щетку небольшое количество детской зубной пасты, так как большее ее количество будет мешать ребенку из-за образования большого количества пены; паста должна быть безопасной для ребенка и иметь отметку «СтАР» (стоматологическая ассоциации России);

4) Следовать простому алгоритму при чистке зубов:

 держать щетку правильно – под углом 45 градусов по отношению к деснам;

 начинать чистку зубов с верхнего ряда: движениями сверху-вниз очищаем наружную поверхность зубов начиная с задних, затем «выметающими» движениями сверху-вниз очищаем внутреннюю поверхность зубов;

 жевательные поверхности зубов чистить в горизонтальном направлении;

 затем переходим к чистке зубов нижней челюсти, производим те же движения, только по направлению снизу-вверх, затем чистим жевательную поверхность нижних зубов;

 после этого очищаем язык обратной стороной головки зубной щетки, направление движения от корня к кончику языка;

 в конце процедуры можно мягкими круговыми движениями при сомкнутых челюстях произвести массаж десен;

 после чистки зубов необходимо проследить, чтобы ребенок полностью выплюнул остатки зубной пасты и хорошо прополоскал рот теплой кипяченой водой.

Соблюдение этих простых правил поможет ребенку избежать многих заболеваний полости рта и сохранить свои зубы здоровыми. Но самое главное, что нужно запомнить всем родителям: чтобы привить ребенку навыки гигиены необходимо самим строго соблюдать все правила! Ведь дети учатся, глядя на нас!

Наталья Владимировна Мухтапавелс,

врач-невролог

Формирование пространственных представлений - одно из важнейших условий успешной учебной деятельности ребенка. Ориентировка в пространстве является непростой задачей на протяжении всего дошкольного периода.

Первым шагом в формировании пространственных представлений должна стать маркировка левой руки ребенка. Для этого наденьте на нее браслет или часы. Тем самым ребенок приобретает «точку отсчета», запоминает, что левая сторона - это там, где браслет, верх - это голова, солнце, небо, низ - ноги, земля.

Для успешного обучения в школе ребенок также должен свободно ориентироваться на плоскости, на листе бумаги. Для этого сначала формируется понятие угла (правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний). Далее формируется понятие о центре листа.

Например, можно поиграть с ребенком в игру «Муха в клетке»: в центре квадрата из девяти клеток сидит «муха». По инструкции взрослого ребенок двигает камешек по квадратам. Затем задания усложняются, и ребенок выполняет инструкции глазами, и в конце ставит камешек в нужном квадрате.

Ориентировка в клетке ведется в аналогичной последовательности, т.к. клетка является маленькой копией листа. На этом этапе полезно предлагать детям рисовать графические узоры:

- одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх и т.д. до конца строки.

- две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз, две клетки вправо и т.д. до конца строки.

Если у ребенка не сформирована пространственная ориентировка к концу дошкольного периода, то это является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении им школьными навыками.

Татьяна Юрьевна Филатова, логопед

Современные родители, особенно если в семье растет ребенок с особенностями в развитии, часто задаются вопросом: какие занятия для развития своего малыша придумать? Чем интересным и полезным занять ребенка?»

Мы предлагаем один из вариантов досуга – это лепка из соленого теста. Данная техника широко используется в БУ «Няганский реабилитационный центр», способствует развитию не только мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями, но и полушарий головного мозга.

Соленое тесто – уникальный материал для творчества: экологичный, безопасный, пластичный и очень податливый. Тесто не токсично, процесс создания фигурок из теста безопасен даже для аллергиков.

Мягкая масса не прилипает к пальцам. Загрязнения, возникшие на одежде и предметах в ходе творческого процесса, легко отмываются и не оставляют пятен.

Лепка – это пластическое творчество. Процесс создания новых форм и образов позволяет детям выразить свое настроение, эмоции, чувства и отношение к себе и миру в целом. Более богатыми становятся образное мышление, воображение и фантазия. Работа пальцами с податливым материалом развивает мелкую моторику, массаж нервных окончаний на руках позволяет расслабиться.

Поделки из теста можно лепить в одном цвете, высушивать, а потом раскрашивать красками. А можно еще в процессе приготовления теста добавлять к нему пищевые красители. Творческий изобразительный процесс развивает художественные способности ребенка, учит воплощению его замыслов и способствует формированию характера.

Создание объемных фигур улучшает пространственное мышление. Процесс учит воображать трехмерное изображение конечного результата, достигать его и корректировать по ходу создания фигуры. Кропотливая работа способствует развитию усидчивости, длительность процесса учит планировать свои дела в течение дня. Занятие лепкой вместе со взрослыми способствует оживленному общению. Веселый творческий процесс позволит с пользой провести время и надолго сохранить результаты в виде оригинальных поделок и сувениров.

Материал для лепки состоит из подручных ингредиентов, доступен по цене, что позволяет вволю заниматься лепкой с детьми. Из него легко лепить фигуры различной формы, так как материал очень податлив, что позволяет справиться с занятием даже слабым детским пальчикам.

Чтобы творчество было веселым, можно использовать любые формочки, «пасочки» для песочницы, пуговицы и прочую мелочь, с ее помощью можно получать различные оттиски. Ну а после того, как поделка будет готова и просушена, ее можно будет раскрашивать красками.

Тесто для лепки на воздухе быстро сохнет и на его поверхности образуется корочка. Удалить ее потом сложно, часть теста придется выбрасывать. Чтобы этого не происходило, храните неиспользованный комок материала в целлофане. Готовые поделки нужно просушить в духовке. При комнатной температуре сушка протекает медленно, за сутки тесто просыхает всего лишь на пару миллиметров. За это время поделка может деформироваться, испортиться или взяться цвелью.

Предлагаем вам пример совместного творчества с использованием техники лепки из соленного теста - слепим мышонка.

Все этапы изготовления похожи на лепку из обычного пластилина. На рисунке показано, какие элементы зверька нужно выполнить и в каком порядке. Вначале катаем из кусочка теста два шарика. Соединяем их между собой. Теперь катаем четыре шарика поменьше – это будут лапки. Затем создаем глазки, носик и уши с хвостиком. Все детали соединяем между собой с помощью воды, так элементы лучше схватываются и после сушки не рассыпаются. Готового мышонка сушим при температуре 75 градусов около 1,5-2 часов.

Как сделать мышонка с вертикальным положением тела? На рисунке показано, какие элементы зверька нужно выполнить и в каком порядке. Лапки крепятся к туловищу, уши к голове с помощью обычной воды. Они прочно склеиваются в горизонтальном положении. А вот к объемному туловищу не менее объемная голова на одной лишь воде будет крепиться плохо. И если не до сушки, то во время этой процедуры точно отвалится, и поделка будет испорчена.

Для этого перед креплением нужно продеть в туловище зубочистку на половину ее длины, а вторую половину воткнуть в голову мышонка. Тогда детали будут скреплены между собой более надежно, и при сушке поделка сохранит свой первоначальный вид.

Эти и многие другие поделки из соленого теста мы лепим с детьми на занятиях в кабинете оккупациональной терапии. Приглашаем всех в БУ «Няганский реабилитационный центр».

Оксана Владимировна Иванова,
специалист по комплексной реабилитации

Сахарный диабет – это эндокринное заболевание, обусловленное недостатком в организме гормона инсулина (болезнь I типа) или его низкой биологической активностью (II типа), характеризуется нарушением всех видов обмена веществ, поражением крупных и мелких кровеносных сосудов и проявляется гипергликемией.

Больные сахарным диабетом I типа называются «инсулинозависимыми» – именно они нуждаются в регулярных инъекциях инсулина. Очень часто заболевание у них бывает врожденным. Обычно заболевание I типа проявляется уже в детском или юношеском возрасте и такой тип болезни встречается в 10-15% случаев.

Кто же из детей наиболее подвержен риску заболеть сахарным диабетом?

 В первую очередь те, у кого есть родственники, имеющие этот диагноз;

 У кого уже обнаружены другие нарушения обмена веществ;

 Кто при рождении имел большую массу тела (свыше 4,5 кг);

 У кого наблюдается снижение иммунитета.

Вирусные инфекционные заболевания или сильные нервные потрясения чаще всего провоцируют начало заболевания.

Как правило, симптомы диабета I типа - острые, болезнь начинается внезапно. Буквально за считанные дни или недели у абсолютно здорового ребенка проявляются все признаки заболевания.

Признаки, по которым можно предположить начало развития диабета:

- у ребенка повышается потребность в сладком;

- он трудно переносит большие перерывы между приемами пищи, испытывает мучительное чувство голода;

- через полтора-два часа после еды ощущает сильную слабость.

А если диабет уже набрал силу, вам укажет на это:

- сильная жажда, обильное мочеотделение;

- резкое изменение аппетита;

- стремительная потеря веса;

- сонливость, раздражительность, повышенная утомленность.

При диабете I типа инсулина настолько мало, что поступающая в организм с пищей глюкоза не расходуется тканями из-за отсутствия поставщика-инсулина, а это становится причиной энергетического голодания клеток.

Поскольку запасы жира в отсутствии глюкозы могут использоваться организмом в качестве энергетического топлива, происходит компенсаторный запуск этого очень затратного, «дорогого» процесса, который используется только в крайних случаях. В результате расщепления жиров происходит образование ацетона и кетоновых тел, которые очень токсичны для нашего организма, особенно для клеток головного мозга. Значительное накопление кетоновых тел в крови больного диабетом ребенка приводит к закислению организма (смещению рН в кислую сторону). Так происходит развитие кетоацидоза, а также появление начальных, ранних признаков сахарного диабета у самых маленьких.

Ввиду того, что ферментная система у ребенка еще недостаточно полноценно развита, организм не может в быстрые сроки избавиться от нашествия целой армии кетоновых тел, которые при отсутствии должного лечения продолжают атаковать его.

Происходит развитие кетоацидотической комы, которая может стать конечным этапом в развитии болезни у еще совсем маленького, только начинающего познавать мир ребенка, естественно, если его родители будут продолжать игнорировать первые проявления диабета.

Так что очень и очень важно суметь самостоятельно обнаружить (или хотя бы заподозрить) диабет у ребенка и начать его лечение, ведь без преувеличения можно сказать, что это является вопросом жизни и смерти.

Кроме этого, вовремя начав заместительную инсулинотерапию, можно хоть как-то сохранить остаточную инсулиносекреторную функцию поджелудочной железы и замедлить процесс абсолютной гибели бета-клеток, который неизбежен, но все же чем дольше сохраняется остаточная функция, тем менее лабильным является течение болезни, а это крайне важно!

Наталья Владимировна Мухтапавелс,
врач-невролог