Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть основаны на доверии. Доверие легко потерять, а вернуть очень сложно.
Родители часто задают вопрос, как построить доверительные отношения с детьми? Доверие основывается на душевном спокойствии и дает уверенность в близком человеке. Ребенок с самого рождения зависит от мамы и полностью на нее полагается. Мама кормит ребенка, заботится о нем, оберегает. Психологи утверждают, что маленькие дети уже доверяют маме. Позже у ребенка появляется доверие к папе, дедушкам и бабушкам.
От поведения родителей зависит, станет ребенок им доверять или нет. Почему родители теряют доверие детей?
Первой причиной является нехватка общения. Дети подрастают, а у родителей на общение не хватает времени.
Обман родителей также ведет к потере доверия, так как дети очень тонко чувствуют обман и ложь. Родители часто обещают детям выполнить то, что не смогут выполнить. Если ребенка часто обманывают, доверие будет потеряно.
Родители должны быть для ребенка примером только хорошего поведения. Нежелательные последствия имеет любое физическое наказание ребенка.
Авторитет родителей разрушают постоянные угрозы и ругань. Результат такого их поведения приведет к тому, что ребенок начнет замыкаться в себе. Вырастает такой ребенок и оказывается, что он совсем не приспособлен к жизни, так как не умеет справляться с трудными ситуациями.
Залог правильного развития ребенка - доверительные и добрые отношения в семье. Чтобы сохранять такие отношения со своим ребенком, взрослым надо учиться держать под контролем свои эмоции. Бывают ситуации, когда родители срываются и начинают кричать на ребенка, а нужно стараться признавать свои ошибки и попросить у ребенка прощение за грубость. Это поможет сохранить доверие.
Мама и папа должны уважительно относиться к мнению ребенка, его чувствам и переживаниям. Нельзя говорить ему обидные слова, они могут его сильно задеть и обидеть. Обидными словами можно поставить ребенка в неловкое положение, а этого нельзя допускать. Родители не должны делать ребенку замечания в присутствии сверстников или взрослых. Это особенно сильно ранит его. Поведение ребенка, особенно его отрицательные поступки, нельзя обсуждать с посторонними людьми.
Довольно часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, требуя от него высокого уровня успеваемости в учебе или высоких спортивных достижений. Но дети все разные и есть такие, которые стараются, но у них ничего не получается. Ребенку может не нравиться та же секция, которую он посещает только потому, что ее выбрали родители. В подобных ситуациях появляются напряженные отношения, и родители постепенно теряют доверие своего ребенка. Не нужно чересчур много требовать от ребенка. Родители должны узнать у него, чем он хочет заниматься в свое свободное время, что ему интересно.
С малых лет ребенка нужно привлекать к участию в семейных обсуждениях и домашних делах. Ребенок должен почувствовать, что ему доверяют. Ребенку нужно давать несложные и безопасные поручения. Во всех начинаниях родители должны поддерживать ребенка и чаще его хвалить. Совместная работа по дому воспитывает в ребенке уважение к родителям.
Не осуждайте его и не запрещайте выбирать друзей, иметь свои интересы, симпатии и антипатии.
Не навязывайте свое мнение, не докучайте постоянным контролем. Однако вы, родители, должны обязательно знать, с кем и где находятся ваши сын или дочь.
Ирина Юрьевна Ужегова,
специалист по комплексной реабилитации
По мнению стоматологов, многие люди неправильно чистят зубы, что может привести к различным заболеваниям десен и полости рта. А здоровые зубы важны не только для взрослых, но и для детей, хотя их зубки еще временные!
Первое знакомство малыша с зубной щеткой можно начинать уже с того момента, когда прорезался первый зубик. В это время можно использовать специальные щеточки-напалечники. Легкими массирующими движениями мама нежно очищает полость рта ребенка, зубную пасту при этом не используют. Уже к 10-12 месяцам можно приобрести специальную зубную щетку для малышей, выполненную из эластичных материалов и имеющих специальные ограничители.
В 2-3 года (в зависимости от готовности малыша) можно начинать учить ребенка самостоятельно чистить зубы. Сначала ребенок чистит зубы сам, чтобы почувствовать, как это происходит, а затем мама может ему почистить зубки еще раз. Важно сразу научить малыша чистить зубы правильно (а время чистки зубов и последовательность операций одинакова для взрослых и детей).
Во время чистки зубов необходимо соблюдать несколько простых правил:
1) Чистить зубы необходимо 2 раза в день (утром и вечером), длительность чистки зубов составляет 2-3 минуты;
2) Зубную щетку выбирать в соответствии с возрастом ребенка, менять щетку на новую необходимо каждые 2-3 месяца, нежелательно использовать у детей электрическую щетку, так как она может повредить нежную зубную эмаль;
3) Наносить на щетку небольшое количество детской зубной пасты, так как большее ее количество будет мешать ребенку из-за образования большого количества пены; паста должна быть безопасной для ребенка и иметь отметку «СтАР» (стоматологическая ассоциации России);
4) Следовать простому алгоритму при чистке зубов:
держать щетку правильно – под углом 45 градусов по отношению к деснам;
начинать чистку зубов с верхнего ряда: движениями сверху-вниз очищаем наружную поверхность зубов начиная с задних, затем «выметающими» движениями сверху-вниз очищаем внутреннюю поверхность зубов;
жевательные поверхности зубов чистить в горизонтальном направлении;
затем переходим к чистке зубов нижней челюсти, производим те же движения, только по направлению снизу-вверх, затем чистим жевательную поверхность нижних зубов;
после этого очищаем язык обратной стороной головки зубной щетки, направление движения от корня к кончику языка;
в конце процедуры можно мягкими круговыми движениями при сомкнутых челюстях произвести массаж десен;
после чистки зубов необходимо проследить, чтобы ребенок полностью выплюнул остатки зубной пасты и хорошо прополоскал рот теплой кипяченой водой.
Соблюдение этих простых правил поможет ребенку избежать многих заболеваний полости рта и сохранить свои зубы здоровыми. Но самое главное, что нужно запомнить всем родителям: чтобы привить ребенку навыки гигиены необходимо самим строго соблюдать все правила! Ведь дети учатся, глядя на нас!
Наталья Владимировна Мухтапавелс,
врач-невролог
Формирование пространственных представлений - одно из важнейших условий успешной учебной деятельности ребенка. Ориентировка в пространстве является непростой задачей на протяжении всего дошкольного периода.
Первым шагом в формировании пространственных представлений должна стать маркировка левой руки ребенка. Для этого наденьте на нее браслет или часы. Тем самым ребенок приобретает «точку отсчета», запоминает, что левая сторона - это там, где браслет, верх - это голова, солнце, небо, низ - ноги, земля.
Для успешного обучения в школе ребенок также должен свободно ориентироваться на плоскости, на листе бумаги. Для этого сначала формируется понятие угла (правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний). Далее формируется понятие о центре листа.
Например, можно поиграть с ребенком в игру «Муха в клетке»: в центре квадрата из девяти клеток сидит «муха». По инструкции взрослого ребенок двигает камешек по квадратам. Затем задания усложняются, и ребенок выполняет инструкции глазами, и в конце ставит камешек в нужном квадрате.
Ориентировка в клетке ведется в аналогичной последовательности, т.к. клетка является маленькой копией листа. На этом этапе полезно предлагать детям рисовать графические узоры:
- одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх и т.д. до конца строки.
- две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз, две клетки вправо и т.д. до конца строки.
Если у ребенка не сформирована пространственная ориентировка к концу дошкольного периода, то это является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении им школьными навыками.
Татьяна Юрьевна Филатова, логопед
Современные родители, особенно если в семье растет ребенок с особенностями в развитии, часто задаются вопросом: какие занятия для развития своего малыша придумать? Чем интересным и полезным занять ребенка?»
Мы предлагаем один из вариантов досуга – это лепка из соленого теста. Данная техника широко используется в БУ «Няганский реабилитационный центр», способствует развитию не только мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями, но и полушарий головного мозга.
Соленое тесто – уникальный материал для творчества: экологичный, безопасный, пластичный и очень податливый. Тесто не токсично, процесс создания фигурок из теста безопасен даже для аллергиков.
Мягкая масса не прилипает к пальцам. Загрязнения, возникшие на одежде и предметах в ходе творческого процесса, легко отмываются и не оставляют пятен.
Лепка – это пластическое творчество. Процесс создания новых форм и образов позволяет детям выразить свое настроение, эмоции, чувства и отношение к себе и миру в целом. Более богатыми становятся образное мышление, воображение и фантазия. Работа пальцами с податливым материалом развивает мелкую моторику, массаж нервных окончаний на руках позволяет расслабиться.
Поделки из теста можно лепить в одном цвете, высушивать, а потом раскрашивать красками. А можно еще в процессе приготовления теста добавлять к нему пищевые красители. Творческий изобразительный процесс развивает художественные способности ребенка, учит воплощению его замыслов и способствует формированию характера.
Создание объемных фигур улучшает пространственное мышление. Процесс учит воображать трехмерное изображение конечного результата, достигать его и корректировать по ходу создания фигуры. Кропотливая работа способствует развитию усидчивости, длительность процесса учит планировать свои дела в течение дня. Занятие лепкой вместе со взрослыми способствует оживленному общению. Веселый творческий процесс позволит с пользой провести время и надолго сохранить результаты в виде оригинальных поделок и сувениров.
Материал для лепки состоит из подручных ингредиентов, доступен по цене, что позволяет вволю заниматься лепкой с детьми. Из него легко лепить фигуры различной формы, так как материал очень податлив, что позволяет справиться с занятием даже слабым детским пальчикам.
Чтобы творчество было веселым, можно использовать любые формочки, «пасочки» для песочницы, пуговицы и прочую мелочь, с ее помощью можно получать различные оттиски. Ну а после того, как поделка будет готова и просушена, ее можно будет раскрашивать красками.
Тесто для лепки на воздухе быстро сохнет и на его поверхности образуется корочка. Удалить ее потом сложно, часть теста придется выбрасывать. Чтобы этого не происходило, храните неиспользованный комок материала в целлофане. Готовые поделки нужно просушить в духовке. При комнатной температуре сушка протекает медленно, за сутки тесто просыхает всего лишь на пару миллиметров. За это время поделка может деформироваться, испортиться или взяться цвелью.
Предлагаем вам пример совместного творчества с использованием техники лепки из соленного теста - слепим мышонка.
Все этапы изготовления похожи на лепку из обычного пластилина. На рисунке показано, какие элементы зверька нужно выполнить и в каком порядке. Вначале катаем из кусочка теста два шарика. Соединяем их между собой. Теперь катаем четыре шарика поменьше – это будут лапки. Затем создаем глазки, носик и уши с хвостиком. Все детали соединяем между собой с помощью воды, так элементы лучше схватываются и после сушки не рассыпаются. Готового мышонка сушим при температуре 75 градусов около 1,5-2 часов.
Как сделать мышонка с вертикальным положением тела? На рисунке показано, какие элементы зверька нужно выполнить и в каком порядке. Лапки крепятся к туловищу, уши к голове с помощью обычной воды. Они прочно склеиваются в горизонтальном положении. А вот к объемному туловищу не менее объемная голова на одной лишь воде будет крепиться плохо. И если не до сушки, то во время этой процедуры точно отвалится, и поделка будет испорчена.
Для этого перед креплением нужно продеть в туловище зубочистку на половину ее длины, а вторую половину воткнуть в голову мышонка. Тогда детали будут скреплены между собой более надежно, и при сушке поделка сохранит свой первоначальный вид.
Эти и многие другие поделки из соленого теста мы лепим с детьми на занятиях в кабинете оккупациональной терапии. Приглашаем всех в БУ «Няганский реабилитационный центр».
Оксана Владимировна Иванова,
специалист по комплексной реабилитации
Сахарный диабет – это эндокринное заболевание, обусловленное недостатком в организме гормона инсулина (болезнь I типа) или его низкой биологической активностью (II типа), характеризуется нарушением всех видов обмена веществ, поражением крупных и мелких кровеносных сосудов и проявляется гипергликемией.
Больные сахарным диабетом I типа называются «инсулинозависимыми» – именно они нуждаются в регулярных инъекциях инсулина. Очень часто заболевание у них бывает врожденным. Обычно заболевание I типа проявляется уже в детском или юношеском возрасте и такой тип болезни встречается в 10-15% случаев.
Кто же из детей наиболее подвержен риску заболеть сахарным диабетом?
В первую очередь те, у кого есть родственники, имеющие этот диагноз;
У кого уже обнаружены другие нарушения обмена веществ;
Кто при рождении имел большую массу тела (свыше 4,5 кг);
У кого наблюдается снижение иммунитета.
Вирусные инфекционные заболевания или сильные нервные потрясения чаще всего провоцируют начало заболевания.
Как правило, симптомы диабета I типа - острые, болезнь начинается внезапно. Буквально за считанные дни или недели у абсолютно здорового ребенка проявляются все признаки заболевания.
Признаки, по которым можно предположить начало развития диабета:
- у ребенка повышается потребность в сладком;
- он трудно переносит большие перерывы между приемами пищи, испытывает мучительное чувство голода;
- через полтора-два часа после еды ощущает сильную слабость.
А если диабет уже набрал силу, вам укажет на это:
- сильная жажда, обильное мочеотделение;
- резкое изменение аппетита;
- стремительная потеря веса;
- сонливость, раздражительность, повышенная утомленность.
При диабете I типа инсулина настолько мало, что поступающая в организм с пищей глюкоза не расходуется тканями из-за отсутствия поставщика-инсулина, а это становится причиной энергетического голодания клеток.
Поскольку запасы жира в отсутствии глюкозы могут использоваться организмом в качестве энергетического топлива, происходит компенсаторный запуск этого очень затратного, «дорогого» процесса, который используется только в крайних случаях. В результате расщепления жиров происходит образование ацетона и кетоновых тел, которые очень токсичны для нашего организма, особенно для клеток головного мозга. Значительное накопление кетоновых тел в крови больного диабетом ребенка приводит к закислению организма (смещению рН в кислую сторону). Так происходит развитие кетоацидоза, а также появление начальных, ранних признаков сахарного диабета у самых маленьких.
Ввиду того, что ферментная система у ребенка еще недостаточно полноценно развита, организм не может в быстрые сроки избавиться от нашествия целой армии кетоновых тел, которые при отсутствии должного лечения продолжают атаковать его.
Происходит развитие кетоацидотической комы, которая может стать конечным этапом в развитии болезни у еще совсем маленького, только начинающего познавать мир ребенка, естественно, если его родители будут продолжать игнорировать первые проявления диабета.
Так что очень и очень важно суметь самостоятельно обнаружить (или хотя бы заподозрить) диабет у ребенка и начать его лечение, ведь без преувеличения можно сказать, что это является вопросом жизни и смерти.
Кроме этого, вовремя начав заместительную инсулинотерапию, можно хоть как-то сохранить остаточную инсулиносекреторную функцию поджелудочной железы и замедлить процесс абсолютной гибели бета-клеток, который неизбежен, но все же чем дольше сохраняется остаточная функция, тем менее лабильным является течение болезни, а это крайне важно!
Наталья Владимировна Мухтапавелс,
врач-невролог