Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Формирование навыков общения является важным условием для успешной социализации ребенка. У детей с особенностями развития речевые средства коммуникации чаще всего ограничены, они не могут выразить свои желания и потребности, в результате чего демонстрируют нежелательное поведение. Для решения вопросов по снижению негативных проявлений и развитию речи детей специалисты БУ «Няганский реабилитационный центр» предлагают обучение ребенка системе общения при помощи обмена карточками.

Данная система коммуникации была разработана Лори Фрост и Энди в 1985 году. Карточки PECS – это альтернативный способ общения ребенка с окружающими. Главная цель – дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно и при этом он не может это сделать традиционно, с помощью слов.

Введение системы альтернативной коммуникации не означает, что ребенок лишается возможности в будущем пользоваться речью. Карточки PECS – это временная мера, ускоряющая возможность освоить речь, если у ребенка есть возможность и способности, чтобы заговорить – использование карточек только ускорит возникновение вокальных просьб, а также процесс освоения речи. И это научно доказано.

Поэтому использование системы альтернативной коммуникации для «неговорящих» детей – это большой шаг вперед к взаимодействию и коммуникации. Запоминание карточек даст хороший толчок к улучшению общего и интеллектуального развития, систематизации и анализу вербального языка.

Одним из главных плюсов системы является стимулирование ученика к активным действиям:

• поиску нужной карточки;

• привлечению внимания собеседника-партнера;

• обмену карточки на желаемый предмет.

Индивидуально подобранные карточки PECS позволяют добиться максимальной наглядности коммуникативного процесса. При этом общение не сводится лишь к простейшим просьбам и обозначениям предметов, но и пониманию того, что конкретно необходимо сообщить собеседнику, как привлечь его внимание, правильно изложить желаемое и т. д.

Данная методика применяется преимущественно для обучения детей, у которых отсутствует вокальная речь, однако с не меньшим успехом она может использоваться при обучении детей с ограниченным запасом слов и/или нечленораздельностью речи, а также для тех, чье вербальное общение состоит преимущественно из повторений чужих слов (эхолалия).

Обучение по системе PECS требует много усилий как со стороны специалистов, так и со стороны родителей, которые, наблюдая и следуя рекомендациям, являются активными участниками овладения ребенком новой формы коммуникации, которая станет отличным фундаментом для овладения в дальнейшем ребенком речи.

За дополнительной информацией и консультацией можно обратиться к психологу Няганского реабилитационного центра Трушковой Наталии Владимировне, контактные телефоны: 8 (3462) 3-48-89 (рабочий), +7-950-530-23-10 (мобильный).

В Няганском реабилитационном центре психологом проводятся коррекционно-развивающие занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием утяжеленного одеяла. Данное оборудование позволяет снижать уровень тревожности и гиперактивности детей, улучшает их психоэмоциональное состояние, способствует восстановлению функции восприятия себя и своего тела.

Утяжеленное одеяло состоит из нескольких сотен кармашков, выполненных из 100% хлопка. В каждый кармашек помещена точно отмеренная порция утяжеляющего материала – это экологически чистый и гиппоаллергенный наполнитель - полимер или лузга гречихи. Они бывают разного веса, размера и подходят как для детей и подростков, так и для взрослых.

На занятии ребенка укрывают этим одеялом, что позволяет ему выровнять эмоциональный фон, расслабиться и почувствовать себя в полной безопасности. Оборудование применяется с 2018 года. За 11 месяцев 2020 года было проведено 85 занятий, охвачено 35 детей. В результате проведенных занятий наблюдается положительная динамика у 82% детей.

Марина Валерьевна Старикова,
психолог

СОВЕТ 1: развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышка относительно безвредна на первом году жизни крохи. Но если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение звуков.

СОВЕТ 2: переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка) ускорит развитие речи.

СОВЕТ 3: озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

СОВЕТ 4: уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

СОВЕТ 5: не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

СОВЕТ 6: не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

СОВЕТ 7: нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в не воспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазано. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.

СОВЕТ 8: уделите внимание развитию общей и мелкой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

СОВЕТ 9: будьте терпеливы, снисходительны и осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

СОВЕТ 10: оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

Помните: только ВЫ, способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша. Очень хорошо, если с ребенком занимаются все члены семьи. Немного терпения и результаты вас обязательно порадуют!

Татьяна Юрьевна Филатова,
логопед

«Чем больше ребёнок видит, слышит и переживает, чем больше он узнаёт и усваивает,

чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»

Лев Семёнович Выготский

Ребенок с раннего возраста активно познаёт окружающий мир, который открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Он изучает всё, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Превращение ребенка в «почемучку» обычно приходится на самый исследовательский возраст – от 3 до 5 лет, во время которого происходит резкий скачок в развитии всех познавательных процессов.

Развитие любознательности у детей дошкольного возраста идет через интерес к окружающим объектам и событиям («что это?»), затем формируется любопытство, направленное на более глубокое познание объектов («что там внутри?») и расширение знаний о них («для чего это нужно?»), важным является появление желания и умение поделиться своими знаниями с окружающими. Необходимо помочь «почемучкам», вселить уверенность в правильности их суждений или подсказать верный ответ. Когда ребёнок начинает задавать вопросы, надо отвечать точно и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать.

Родители могут помочь в развитии любознательности, организуя дома небольшую «лабораторию» и экспериментируя вместе с детьми.

Например, проведите следующий опыт: возьмите сухой и влажный песок и предложите ребенку провести эксперимент - из какого песка можно лепить, из какого нельзя? После опыта спросите, почему из сухого песка нельзя лепить? А что же можно делать с сухим песком? (Насыпать его в бутылочку, баночку, просеивать через сито.) Отметьте, что он принимает форму емкости, в которую его насыпали. А из влажного песка слепите пирожные и обыграйте их: угостите кукол, продавайте в магазине кулинарии.

Закрепляем: положите изделия из песка сушить. Спросите, почему они опять рассыпаются?

Каждый день на прогулке спрашивайте: «Можно ли сегодня лепить из песка или нет, почему?». (Ярко светит солнце - песок сухой; его намочили или шел дождь - песок влажный.). А как при ярком солнце сделать песок влажным? Как сохранить песок сухим при дожде?

Закрепляем знания о свойствах песка: сухой песок рассыпается, принимает форму того предмета, в который его насыпают, его можно просеивать; мокрый песок становится, как тесто, из него можно лепить.

Также можно познакомить с предметами, которые по-разному падают вниз (быстрее – медленнее): предложите ребёнку поиграть с предметами. Мяч, кубик бросать вверх и смотреть, как они быстро падают. Пёрышко, кусочек ваты, листочек можно сдуть с руки и понаблюдать, как они медленно и плавно падают.

Поразмышляйте, почему все предметы падают вниз? Почему одни падают плавно, другие - быстро? Скажите, что земля, как магнит, притягивает их. Закрепляем: на улице можно пускать мыльные пузыри.

Поиграйте в словесную игру «Быстро – медленно»: быстро упадет... (мяч, кукла); медленно упадет... (перышко, вата, пух). Ребёнок должен перечислять сам! Ну а если он захочет бросить вверх подушку, разрешите ему. Однако подчеркните, что бросать вверх такие предметы, как молоток, стакан, вилка, опасно. Расскажите ребёнку сказку: жила – была капелька воды. Её домом было облако. Когда капелек-подружек стало много, пошел дождь. Капелька вместе с подругами упала на землю, и образовалась лужа. Ночью стало холодно, и капелька вместе с подружками превратилась в льдинки. Она красиво переливалась на солнце. Потом солнце стало светить ярче. И что стало с льдинкой? (Она опять растаяла.)

Побеседуйте с ребёнком. Где жила капелька? Почему пошёл дождь? Почему она превратилась в льдинку? (Капелек стало много, она стала тяжелой, и вода пролилась на землю; ночью стало холодно – она замерзла.) Зарисуйте сказку: облако, дождь, лужу, а можно добавить и что – то свое. Пофантазируйте вместе.

Вспомните сказку, про «лубяную и ледяную избушки».

Любознательность у детей – это врожденное качество, которое необходимо развивать с раннего возраста. Неподдержанный интерес может сникнуть, «почемучка» перегорит и его стремление узнать новое сведется к нулю. Поэтому совместно с детьми наблюдайте за явлениями, экспериментируйте с предметами окружающего мира; поддерживайте начинания, удивляйтесь их открытиям.

Трушкова Наталия Владимировна,
психолог

Использование батута в реабилитации детей с особенностями в развитии на занятиях по адаптивной физической культуре

В БУ «Няганский реабилитационный центр» на занятиях по адаптивной физической культуре широко применяются различные тренажеры, которые позволяют разнообразить процесс физического воспитания. Одним из таких тренажеров является батут.

Прыжки на батуте способствуют не только повышению эмоционального фона ребёнка, но и приносят огромный положительный эффект детскому организму.

Актуальность использования батута заключается в том, что благодаря прыжкам улучшается кровоснабжение, ускоряется обмен веществ за счет увеличения потребления кислорода, укрепляется и развивается сердечно-сосудистая, дыхательная система и, соответственно, иммунитет; формируется правильная осанка и гармонично развивается мускулатура.

Кроме того, батут способствует формированию выносливости, тренировке вестибулярного аппарата, укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию моторики рук и ног. В результате улучшается координация движений – способность, которую необходимо развивать у детей с раннего детства.

Прыжки на батуте позволяют научить ребёнка правильно и безопасно приземляться во время прыжка. На занятиях по адаптивной физической культуре применяются разнообразные упражнения на батуте с учетом индивидуальных особенностей детей.

Таким образом, физическая подготовка необходима каждому ребёнку без исключения, следовательно, использование батута в реабилитации детей с особенностями в развитии является неотъемлемой частью поддержания и укрепления их здоровья.

Иванова Наталья Сергеевна,
инструктор-методист по адаптивной физической культуре