Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Едете с детьми на природу?

Вот 4 опасности, о которых родители часто забывают!

Пищевые отравления, открытый огонь и ожоги, вода,клещи. Выезжая с детьми на природу, мы, взрослые, должны как следует подготовиться, чтобы отдых не закончился на больничной койке.
1. Пищевые отравления.Бич всех выездов на природу — пищевые отравления. Казалось бы, элементарное правило: взять с собой сумку-холодильник и проверить срок годности всех продуктов для пикника, верно? Тем не менее люди им пренебрегают. И не понимают, что в то время, пока они едут за город, пока раскладывают на месте вещи и разводят огонь, в продуктах активно размножаются бактерии.
2. Открытый огонь и ожоги. Мангал, камин, печь, костер — все это угрожает детской безопасности. Маленькие дети должны находиться от всего этого не меньше чем в двух метрах. Маленькие — значит, не обученные взаимодействию с огнем и горячими поверхностями. Обычно это дети младше 8 лет. Но, может, и старше — если, например, ребенок всю жизнь живет в квартире и знать не знает, что такое костер, или в силу своей заболеваемости. И ключевая задача родителей или лиц, присматривающих за детьми, — следить, чтобы дистанция эта не сокращалась.
Помните, что один взрослый может эффективно следить не более чем за двумя маленькими детьми. Разумеется, этот взрослый не должен употреблять алкоголь. И было бы отлично, если бы он владел навыками оказания первой помощи при ожогах.
Первое, что необходимо — вода. Привезенная с собой либо из ближайшего водоема. Подойдет любая, главное — комнатной температуры (лед и снег использовать нельзя). Нужно либо опустить обожженное место в емкость с водой, либо лить воду на травмированный участок. И помните, что если площадь ожога больше ладони ребенка, то после оказания первой помощи его необходимо показать врачу.
Еще одно правило: в компании должен быть хотя бы один трезвый человек, который водит машину и в случае чего сможет сесть за руль и доехать до ближайшей больницы.
3. Вода. Отдых на природе — это часто отдых рядом с водой. А вода и маленькие дети — очень опасное сочетание. Поэтому выбирайте место для отдыха, руководствуясь «правилом 30 секунд», разработанным социальным проектом «Безопасное детство». Оно очень простое и состоит всего из двух пунктов: Взрослый, который наблюдает за ребенком, должен располагаться так, чтобы оказаться рядом с ним в течение 30 секунд.Взрослый должен смотреть на ребенка не реже чем один раз в 30 секунд. Почему это важно? Потому что если ребенок начнет тонуть (как мы знаем, беззвучно), то уже через 5 минут в его головном мозге произойдут необратимые изменения.
Если родитель (или ответственный взрослый) спохватится позже, чем через 30 секунд после того, как ребенок начал тонуть, то он не успеет добежать до ребенка, достать его из воды и провести сердечно-легочную реанимацию. В подобной ситуации каждая секунда на счету, поскольку в этот момент ребенок уже не дышит и в его мозг не поступает кислород.
4. Клещи. Отправляясь на природу, обязательно наносите на одежду репелленты. Но внимательно читайте инструкцию — некоторые из них противопоказаны детям до 3 лет.Насколько опасны клещи конкретно в вашем регионе, можно узнать из открытых источников — ежегодно публикуются списки самых опасных по энцефалиту областей. Отправляясь в эндемичный район, обсудите с педиатром вакцинацию от клещевого энцефалита.

посты

Профилактика детского травматизма в летний период

В период летнего отдыха и каникул у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени, которое они часто проводят самостоятельно без присмотра взрослых. В связи с этим у несовершеннолетних детей без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.

Настоящие рекомендации разработаны федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей» на основе материалов, представленных Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Наиболее распространенные несчастные случаи Медицинские эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу - в настоящее время в большинстве цивилизованных стран дети больше страдают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых. Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая. Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей:

· ожоги;

· падения с высоты;

· утопления;

· отравления;

· поражения электрическим током;

· дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а также роллинг (катание на роликах).

На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего являются: · отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп;

· неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:

· в возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир;

· в возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка;

· в возрасте от 10 до 14 лет и старше - вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10 - 12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников; · бурная энергия и активность - факторы, способствующие возникновению несчастных случаев у школьников 10 - 13 лет.

Подросток, сознавая свою "нескладность", старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.

Обучение детей основам профилактики несчастных случаев

С учетом указанных причин работа родителей по предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:

· создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора;

· систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев.

Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает:

· организацию досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;

· ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ;

· запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);

· обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи). Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев включает:

· информирование ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а также об условиях и способах избежания несчастных случаев;

· регулярное инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках и т.п.;

· обучение ребенка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям;

· обучение ребенка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.

Основные условия проведения успешной профилактической работы с детьми

1. Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны

изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны

перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить.

Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки

осмотрительного поведения.

2. Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения.

3. Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно!

4. Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний

"будь осторожен", "делай аккуратно".

Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо

делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.

5. Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во время игр и развлечений. Следует именно им уделять повышенное внимание при инструктировании ребенка.

6. Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.

7. Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности.Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить. 8. Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискованного поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.

Рекомендации по предупреждению несчастных случаевДля предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.

Ожоги

Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а также в результате длительного пребывания на солнце (такие ожоги могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом).

Для предупреждения ожогов:

· ограничьте доступ детей к открытому огню, явлениям и веществам, которые могут вызвать ожоги;

· запретите детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня без присмотра взрослых.

Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:

· защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального хлопка, льна;

· защищать глаза темными очками, при этом очки должны быть с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазонов A и B;

· избегать пребывания на открытых пространствах, под воздействием прямых солнечных лучей (солнце наиболее активно и опасно в период с 12 до 16 часов);

· нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25 – 30 единиц) за 20 - 30 минут до выхода на улицу;

· находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5 - 6 минут и 8 - 10 минут после образования загара;

· принимать солнечные ванны не чаще 2 - 3 раз в день с перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени;

· избегать воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом, чередоватькупание и отдых, не засыпать на солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару, больше пить;

· не находиться долгое время на солнце (даже под зонтом). Продолжительность солнечных ванн изначально не должна быть дольше 15 -20 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе;

· загорать лучше не лежа, а в движении, а также принимать солнечные

ванны в утренние и вечерние часы;

· приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь

на отдыхе на море, пить не меньше 2 - 3 литров в день;

· протирать время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще

умываться и принимать прохладный душ;

· научить ребенка при ощущении недомогания незамедлительно обращаться за помощью.

Падение с высоты

Падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах, стройках, чердаках, сараях, деревьях, а также с нарушением правил поведения на аттракционах и качелях.

Для предупреждения падения с высоты необходимо:

· запретить детям играть в опасных местах; - не оставлять детей без присмотра на высоте;

· объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями, необходимость соблюдения всех правил безопасности, в том числе не вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п., а также использования всех страховочных приспособлений;

· обеспечить ребенку безопасность и присмотр при открытых окнах и балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от падений

Отравление

Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания илисоприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а также при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод илиядовитых растений. Для предупреждения отравления необходимо:

· хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей

месте, в специально маркированной посуде;

· давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста;

· не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить ребенку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.

Поражение электрическим током

Поражение электрическим током чаще всего наступает при нахождении детей в запрещенных местах (на стройках, в промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.). Для предупреждения поражения электрическим током необходимо:

· запретить детям играть в опасных местах;

· объяснить ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.

Утопление

Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину или неумения ребенка плавать. Для предупреждения утопления необходимо:

· не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема;

· разрешать купаться только в специально отведенных для этого местах;

· обеспечить его защитными средствами в случае, если ребенок не умеет плавать;

· напоминать ребенку правила поведения на воде перед каждым посещением водоема.

Роллинговый травматизм

Роллинговый травматизм наступает в результате падений при катании на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым с жизнью. Для предупреждения роллингового травматизма необходимо:

· выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно надежно поддерживать голеностопный сустав;

· научить ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно подвести его к перилам, поставить между двух стульев. Важно проследить за правильной постановкой голеностопного сустава;

· научить способам торможения. Если не можете этого сделать сами -

пригласите опытного роллера;

· обязательно приобрести наколенники, налокотники, напульсники и шлем – это предупредит основные травмы; требуйте их использования ребенком;

· научить ребенка правильно падать: вперед на колени, а затем на руки;

· запретить кататься вблизи проезжей части;

· научить детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным.

Дорожно-транспортный травматизм

Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле. Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:

· соблюдать неукоснительно самим, а также научить ребенка соблюдать

правила дорожного движения;

· научить ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств). Самая опасная машина - стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100, попавших в дорожное происшествие, попадают под колеса другой машины;

· использовать при перевозке ребенка в автомобиле специальное кресло и ремни безопасности;

· научить ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и

велосипеде. Дети должны обязательно использовать защитные шлемы и другие защитные приспособления. Серьезный риск представляет нарушение правил поведения на железной дороге. Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма на железной дороге необходимо:

· не оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей; -

запрещать детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п.,

кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;

· учить детей переходить железнодорожные пути только в специально

отведенных местах;

· соблюдать самим и требовать от детей соблюдения правил проезда в железнодорожном транспорте: нахождения на платформах, посадки и высадки пассажиров из вагона, поведения в вагонах.

Родители должны помнить, что соблюдение правил безопасности во всех

ситуациях - это средство спасения жизни и здоровья ребенка!

Как не допустить саморазрушающего поведения подростков и что делать в случае обнаружения его признаков

Под самоповреждающим поведением понимают действия аутоагрессивного характера, направленные на сознательное нанесение физического ущерба своему телу. На сегодняшний день выделены разнообразные виды и формы такого поведения:

1. нарушения пищевого поведения (анорексия и булимия);

2. нанесение татуировок и пирсинга;

3. совершение навязчивых действий (обкусывание ногтей, выдергивание волос и т.п.);

4. порезы себя острыми предметами, царапанье кожи, уколы (булавками, гвоздями, пером ручки и т.п.);

5. самоожоги;

6. злоупотребление алкоголем, лекарственными и другими препаратами.

Маркеры, на которые родители и педагоги должны обратить внимание: множественные шрамы, свежие порезы, царапины, перебинтованные руки, одежда только с длинными рукавами, частое запирание в ванной комнате, нежелание кого-либо впускать к себе в комнату. При этом подростки, как правило, говорят о безнадежности и бессмысленности своего существования, собственной ничтожности, непривлекательности, даже ненависти к себе. Родители и педагоги также могу заметить частые перепады настроения, эмоциональную холодность, отстраненность, апатию, желание находиться в полном одиночестве.

Росту аутоагрессивных тенденций подростков может способствовать ряд факторов:

1. социальные (психологически неблагополучная атмосфера в семье, завышенные требования к ребенку, физическое, психологическое, сексуальное насилие в семье, неблагоприятные отношения с отчимом (мачехой), другим членом семьи, частая смена места жительства или учебы и т.п.);

2. индивидуально-психологические особенности подростка (легкая возбудимость, раздражительность, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, наличие соматических заболеваний, ограниченных возможностей здоровья либо инвалидности и т.п.);

3. ситуационные (личные неудачи, ссора с друзьями, частые конфликты в школьном коллективе, травля (в том числе в социальных сетях), несчастная любовь или разрыв романтических отношений, изменение обстановки в семье (развод, рождение еще одного ребенка), или тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, заболевание).

С какой целью подростки наносят себе повреждения? Выделяют следующие мотивы:

- избавление от чувства опустошенности, депрессии;

- снятие напряжения;

- желание ослабить эмоциональную боль;

- выход агрессии, злобы, раздражения;

- желание почувствовать хоть что-то («удостовериться, что живой»);

- чтобы выразить боль, сильные эмоции, с которыми трудно справиться;

- самонаказание;

- чтобы отвлечься от болезненной реальности;

- предотвращение чего-то еще более худшего (например, суицида).

Основной механизм таков: наличие внутриличностного конфликта, сформированного под влиянием внешних факторов (реже – психопатологических расстройств), глубокая душевная боль самоповреждение направлено на то, чтобы освободиться от этой боли, достичь временного облегчения.

Зачастую ситуацию усугубляет реакция взрослых на самоповреждающее поведение подростков. Родители и педагоги сначала испытывают испуг, затем злость, а при повторных актах – раздражение, равнодушие и даже ненависть («он делает это мне назло, чтоб мы страдали»). Непонимание мотивов такого поведения, нежелание их понять приводит к ложной трактовке, сравнению с асоциальным и даже криминальным поведением, и как следствие – отвержение подростка, гнев и отказ в сочувствии и помощи.

Заблуждения взрослых относительно данного типа поведения:

1. Данное поведение является средством привлечения внимания. Однако практика показывает, то подростки не склонны демонстрировать порезы и шрамы, они наносят повреждения там, где их никто не увидит. В дополнение носят одежду с длинными рукавами, придумывают различные объяснения своим повреждениям (кошка поцарапала, случайно порезался и т.п.).

2. Это способ манипуляции взрослыми. Возможно, единичные преценденты такого мотива поведения имеют место быть, однако в большинстве случаев повреждения наносятся наедине и тщательно скрывается.

3. Все, кто наносит себе повреждения – психи и их надо лечить. Действительно, люди с расстройствами психики наносят себе повреждения, однако не все люди с самоповреждающим поведением страдают психическими заболеваниями. Мотивы данного поведения очень разнообразны.

4. Все, кто наносят себе повреждения, хотят умереть. Самоповреждающее поведение, как правило, не связано с попыткой суицида. Повреждения «помогают» временно снимать душевную боль и не привести к суицидальным намерениям. Однако среди суицидентов встречаются лица с предшествующими самоповреждениями.

Что должен сделать педагог при обнаружении самоповреждений:

1. Сотрудник срочно информирует о самоповреждениях, выявленных у ребенка, администрацию образовательной организации.

2. Администрация фиксирует информацию в журнале регистрации случаев выявления у обучающегося суицидального поведения.

3. Руководитель принимает решение о дальнейших действиях, дает поручения, определяет непосредственных исполнителей. Вся документация идет под грифом «Для служебного пользования».

4. Назначенный руководителем сотрудник срочно информирует родителей (законных представителей), организует беседу с ними.

5. Родителям (законным представителям) вручают памятку «Что делать в кризисной ситуации».

6. Если самоповреждения «старые» ребенок включается в группу повышенного внимания. С ним проводится диагностическая работа и при выявлении проблем родителям рекомендуют посетить врача-психиатра (вручают уведомление).

7. Если самоповреждения «свежие» родителям рекомендуют незамедлительно проконсультировать ребенка у врача-психиатра (вручают уведомление).

8. В случае отказа родителей от консультации ребенка у врача-психиатра, данный отказ оформляется в письменном виде и руководитель уведомляет об этом территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав

Что может сделать родитель, чтобы не допустить самоповреждающего поведения у подростка:

1. Вне зависимости от возраста ребенка поддерживать доброжелательные и доверительные с ним отношения. Для этого необходимо интересоваться его жизнью, уважительно относиться к тому, что кажется ребенку важным, даже если вам это кажется незначительным; придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Важно как можно больше разговаривать с подростком. Надо постараться любыми способами узнать, что за проблема его волнует, и попытаться уменьшить его страдания. Осознание вашей заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору, в которой он так нуждается.

2. Помнить, что авторитарный стиль воспитания для подростков не эффективен, даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию. В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета.

3. Говорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что Ваш подросток хочет, как он планирует этого добиться, помогите ему представить реалистичные шаги к желаемому будущему.

4. Говорить на серьезные темы, такие как жизнь, смысл жизни, дружба, любовь, смерть, предательство. Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Поговорите о том, что ценно для Вас, для вашего подростка. Не бойтесь делиться своим опытом, размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно.

5. Передать ребенку понимание ценности жизни и здоровья. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример.

6. Дать понять ребенку, что опыт поражения, такой же важный опыт, как и достижение успеха. Рассказывайте о своем опыте преодоления трудностей. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым.

7. Проявлять любовь даже при внешней грубости подростка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Важно лишь найти приемлемые для этого возраста формы их проявления.

8. Вовремя обратиться к специалисту, если Вы понимаете, что у Вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт со своим ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом Вы сможете освоить необходимые навыки, которые помогут Вам вернуть отношения доверия с Вашим ребёнком – подростком.

Что родитель должен сделать, если обнаружил признаки самоповреждающего поведения или готовности к нему:

1. Если вы увидели хотя бы один из признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если Ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.

2. Обратитесь с ребенком на консультацию к врачу - психиатру.

Информацию подготовил

психолог ОСРиА

Бекирова Анастасия Олеговна

Консультация на тему Буллинг от психолога Няганского реабилитационного центра Бекировой А.О.

Буллинг- это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем самым поставить человека в подчиненное положение.

Мотивы буллинга

· Зависть;

· месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания);

· чувство неприязни;

· борьба за власть;

· нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;

· самоутверждение;

· стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;

· стремление удивить, поразить;

· стремление разрядиться, «приколоться»;

· желание унизить, запугать не понравившегося человека.

Жертва - участник травли.

Чаще всего жертвами становятся дети:

· с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);

· неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;

· с особенностями внешности (веснушки, полнота / худоба и др.);

· с низким интеллектом и проблемами в учебе; «любимчики» учителей или, наоборот, изгои.

Признаки того, что ребенок является жертвой травли:

· У ребенка снижается интерес к школе, к занятиям;

· меняется настроение, поведение;

· болеет, появляются боли в животе, частое ОРВИ, частые мигрени, аллергии,

· нарушается сон, потеря аппетита, либо переедание,

· у ребенка появляются синяки, царапины,

· просит лишние деньги и не говорит зачем;

· ухудшается успеваемость, не усваивает материал, может ничего не писать на уроках;

· имеет мало друзей в классе или отсутствуют совсем;

· избегает мест, связанные со школой;

· отказывается разговаривать о волнующих темах, не желает объяснять в чем причина его настроения.

Алгоритм действий для родителей:

· Постараться успокоиться самой(погулять, выполнить дыхательные упражнения, послушать музыку),

· Когда успокоитесь в этом состоянии поддержите ребенка, не переходя на личность буллера;

· Теперь свяжитесь со школой,успокоившись и поддержав ребенка и обсудить совместные действия для прекращения буллинга.

Агрессор- это человек: с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других; стремящийся быть в центре внимания любой ценой; агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию; чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

Если ребенок - буллер (агрессор). Алгоритм действий для родителей:

Также успокоиться, не кричать на ребенка, в спокойном состоянии подойти к ребенку;

Постарайтесь также не переходить на личность ребенка, отделить проблему от личности. Не пытаться "наклеить" ярлык на ребенка. Плохой не ребенок, а его поступки.

Поговорить с ним и узнать о ситуации;

Переформулируйте проблему в задачи;

Оцените доступные ресурсы для решения ситуации(эмоциональные, когнитивные), как решить проблему, финансовые,

Обратится к специалисту по данной ситуации.

Говорить с ребенком спокойно, уверенно. расслабленная поза, средний темп речи.

"Мне рассказали про то, что происходит в школе. Давай обсудим это".

Передавать ответственность."Ты имеешь право на любые чувства, но не на любые действия. Другой человек может не нравится, но это не он вынуждает тебя, а ты выбираешь насилие".

Предложить помощь."Если тебе нужна помощь психолога, ты всегда можешь на нее рассчитывать". Ребенок научится решать проблему и обращаться за поддержкой.

Почему не нужно давить на чувство вины и жалости? "А если, тебя так?" Стыд и страх - уязвимые места агрессора, с помощью насилия ребенок самоутверждается. Описание чувств жертвы усиливает презрение к его слабости.

Не оправдывайте поступки ребенка.Не надейтесь, что он все осознает, не обвиняйте жертву "Он же сам виноват, что он не дает отпор.", "Он сам странный, замкнутый, надо было общаться". Таким образом, вы поощряете привычку насилия. Агрессия продолжится и закрепится в поведении.

Помощники агрессоров (буллеров).

· Ведомые дети, несамостоятельные, неуверенные,

· трусливые и озлобленные,

· следуют правилам и стандартам,

· считают, что виноваты другие, не признают свою ответственность за свои поступки,

· эгоцентричные, не умеющие ставить себя на место другого.

Дети - наблюдатели буллинга.

· Притупленное чувство сострадания, эмпатии

· Неуверенные дети, со страхами,

· чувство беспомощности и небезопасности среды

· стыд за свое бездействие, в то же время желание присоединится к агрессору

· Циничны и безжалостны по отношению к жертвам буллинга.

Ребенок, является наблюдателем травли:

Постарайтесь прояснить ситуацию;

Если ваш ребенок не выступает в позиции "защитника" жертвы- поддержите его намерения и договоритесь о взаимодействии,

Аккуратно действовать, если ребенок сохраняет нейтралитет к происходящему - вероятнее всего ребенок испытывает страх перед возможными действиями агрессоров,

необходимо передать имеющуюся информацию, классному руководителю/администрации школы, чтобы школа начал профилактическую работу,

Распространение памяток, листовок,рассказывающих о последствиях травли в родительских чатах, на собраниях.

Последствия травли для жертвы:

· снижение уверенности в себе;

· уменьшение способности и желания учиться из-за нежелания ходить в школу

· поиски внешкольного круга друзей, которыми могут оказаться кто угодно;

· последствия для здоровья;

· переживание постоянных негативных эмоций;

· возникновение депрессии, в особо тяжелых случаях – попытки суицида;

· последствия во взрослой жизни – проблемы с созданием семьи, с выбором профессии, с поиском друзей.

Последствия травли для агрессора:

· озлобленность;

· потеря уважения к себе;

· проблемы с друзьями (дружба, основанная на страхе, это не дружба);

· проблемы в рабочих коллективах во взрослой жизни (если зачинщик понесет туда свой школьный опыт);

· зависимость от чужого мнения.

Что родителям делать не стоит?

1. Не нужно советовать ребенку самому разобраться, то есть ответить на агрессию агрессией.Это задача родителей и образовательной организации. Ребенок не взрослый. У него нет ресурсов на то, чтоб повлиять на ситуацию. Он несовершеннолетний.

2. Напрямую выяснять отношения с одноклассниками, ребенком-буллером, а также с его родителями. Таким образом, вы можете спровоцировать агрессию на вас и ребенка. Решением вопроса должна заниматься школа и ее сотрудники.

3.Не нужно делать скоропостижные выводы и действовать на эмоциях.

4. Не давайте советов школе, как поступить с одноклассниками-буллерами.

5. Обещать ребенку хранить в секрете, что его травят в школе.

Самое важное, это дать себе время, чтобы успокоиться и поддержать ребенка. Чтобы помочь в этом нелегком деле, вы всегда можете обратиться за поддержкой ко мне. Работаю с ситуациями буллинга, детско-родительскими взаимоотношениями.

Консультацию подготовил психолог ОСРиА

Бекирова Анастасия Олеговна

Консультация для родителей

 

«Эмоциональные нарушения в подростковом возрасте: признаки и как быть родителям»

 

Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным, в основе такой оценки лежит множество критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются "критическими периодами детства".

Гормональные изменения, активное физическое и психическое развитие, приводят и у совершенно здорового подростка к частым переменам настроения и поведения. Колеблется самооценка, резко меняется физическое состояние и самочувствие, подросток становится ранимым, реакции становятся неадекватными. С такими особенностями возраста приходится сталкиваться как самому подростку, так и их родителям.

Несколько факторов, на которые родителям стоит обратить внимание в поведении, состоянии подростка, которые являются признаками эмоциональных нарушений, приводящих к возможным проблем:

1. Снижение аппетита или полная его потеря или, наоборот, внезапное переедание, бессонница или повышенная сонливость на протяжении нескольких дней.

2. Частые жалобы на боли в области живота, головокружения, затянувшуюся усталость.

3. Внезапное безразличное отношение к своей внешности.

4. Возникшее чувство одиночества, не значимости себя в окружении близких и в обществе.

5. Чувство уныния в близком, значимом для подростка окружении или в ходе выполнения ранее любимой работы.

6. Избегание общения с друзьями и членами семьи.

7. Неустойчивость и ослабление концентрации внимания, понижение качества выполняемой работы.

8. Неожиданные проявления гнева и ярости по пустякам.

9. Избегание разговора о будущем, нет планов на дальнейшую жизнь.

Если вы обнаружили, что у вашего сына или дочери начинаются такого рода проявления, то необходимо:

1. Поддержка. Хорошо, если подросток сам делится с вами проблемой, Вы, конечно же, будете потрясены, но, сохраняя спокойствие, нужно выслушать и не осуждать.

2. Разговор с вашим ребенком должен быть искренним. Нужно понять, насколько серьезна угроза, главное, чтоб сам подросток осознал проблему.

3. Разговор должен быть о переживаниях. Покажите важность его чувств. Дайте понять, что нахлынувшее ощущение безнадежности не вечное.

4. Важно помочь вашему подростку понять, что в состоянии стресса сложно что-то решать и необходимо время для осознания того что делать.

5. Помощь со стороны компетентных людей в решении проблемы. Посещение мест и мероприятий, которые помогли бы понизить переживаемый стресс.

КАК РОДИТЕЛЯМ МОЖНО ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ НЕ ВПАСТЬ В ДЕПРЕССИЮ:

1. Заботливые взаимоотношения с раннего детства.

2. Внимательно слушать ребенка, обсуждать не навязчиво проблемы ребенка, как семейные, так и внутренние.

3. Искренность в общении. Спокойная беседа о тревожащих ребенка ситуациях.

4. Верьте сами, что проблему можно решить конструктивно и эту веру вселяйте сыну или дочери.

5. У каждого ребенка есть личностный потенциал, помогите ему его осознать и наметить план реализации своих возможностей. Цели в жизни должны быть реальными.

6. На жизненном пути много препятствий, научите их преодолевать.

7. Поддерживайте положительные начинания своих детей.

8. Запретите себе применять физические наказания. Деликатность в общении с вашим подростком — залог взаимопонимания с ним.

От родителей зависит многое. Забота и любовь близкого человека необходима в трудную минуту подростку. И самое главное принимайте своего ребенка таким, какой он есть. Будьте всегда «рядом» с ним.

Консультацию подготовил психолог ОСРиА

Марина ВалерьевнаСтарикова

 

2