8 (34672) 9-70-42
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«Няганский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
Баннер для СОЦ

Статьи сотрудников

Практически каждый ребенок любит рисовать. Но не всегда для рисования нам нужны кисточки или карандаши, так как можно это делать подручными средствами.

В Няганском реабилитационном центре на занятиях по рисованию применяются нетрадиционные техники рисования, а именно, используются природные материалы. Благодаря таким техникам у ребенка происходит развитие фантазии, мышления, воображения, творческих способностей. Дополнительно закрепляются понятия о различных материалах, их цвет и форма.

 Первая техника – это отпечатки листьев. Во время прогулки с ребенком мы собираем листья разных деревьев, которыми в дальнейшем будем отпечатывать на листе бумаги. Приступая к работе, лист с помощью кисточки покрываем краской любого цвета (оранжевой, желтой, зеленой). Окрашенной стороной кладем на альбомный лист и плотно прижимаем его салфеткой. Затем аккуратно, взяв листочек за черенок, снимаем его с поверхности листа бумаги. Также для отпечатка можно использовать восковые мелки. Листик кладем лицевой стороной к столу, сверху кладем лист бумаги (желательно тонкий) и хорошо прижимаем. Водим мелком по листу бумаги в том месте, где лежит наш листочек.

 Следующий способ – это штампы из фруктов и овощей. Для работы нужны любые овощи и фрукты, лист бумаги, кисти и краски. Можно взять черенок от пекинской капусты, болгарский перец, разрезанный вдоль, половина лимона и т.д. Красим красками наши овощи и фрукты и ставим штампы. Ребенку этот процесс придется по душе.

 Если во время прогулки собрать не только листья, а еще палочки и мох, то можно смастерить великолепную аппликацию. В ней вы можете вместе с ребенком воссоздать различные пейзажи, кораблик из листьев, плывущий по волнам, красивых птиц и животных.

Эти и многие другие занимательные техники увлекут вашего ребенка и подарят множество положительных эмоций.

Приглашаем вас в Няганский реабилитационный центр! Наши специалисты познакомят вас и ваших детей с различными видами творчества!

Автор: Борта Светлана Сергеевна,
специалист по комплексной реабилитации

Одним из важнейших качеств ребенка, которые необходимо формировать и развивать с детства, является самостоятельность. Самостоятельность - это такое свойство человека, которое проявляется в инициативности, адекватной самооценке, критичности и способности быть ответственным за свои действия и поступки.

Развитие самостоятельности проходит в несколько этапов:

1. Начинать надо с самого раннего детства на этапе подражания, когда ребёнок копирует все действия и образы взрослых. В семь-восемь месяцев, когда ребёнок уже начинает сидеть и ему дают первый прикорм, ему уже нужно давать в руки ложку. Конечно, на первых порах малыш не будет попадать ложкой в рот и будет пачкаться, но рано или поздно он научится это делать, и это будет его первый шаг к самостоятельности.

2. Уборка игрушек после игры - тоже важный этап в развитии самостоятельности ребёнка. Сначала вы показываете, как надо убирать, потом просите помощи ребёнка, а когда он запомнит, что и куда нужно класть, нужно ему доверять убирать игрушки самостоятельно.

3. Следующий этап формирования самостоятельности ребёнка - это определение его зон ответственности, в которых он будет вправе решать всё сам. Например, он может сам выбирать, в каком свитере ему идти в садик, в какой последовательности делать домашние задания. Быть может, его выбор не всегда будет лучшим, но, принимая решения вместо ребёнка и не давая ему возможности совершать свои ошибки, вы будете растить пассивного, несамостоятельного человека.

Любые действия по воспитанию самостоятельности можно превращать в весёлые развлечения. В игре ребёнок освоит новые навыки и приобретёт хорошие привычки. Можно устроить соревнования: кто быстрее уберёт посуду или оденется на прогулку, кто лучше подметёт и т.д.

4. К 7 годам к периоду поступления ребёнка в школу должны быть сформированы определенные навыки самообслуживания, самоорганизации и личной гигиены: приём пищи, овладение навыками раздевания и одевания, гигиена тела, гигиена быта.

5. Домашние задания - это первый вид деятельности в жизни ребёнка, за который он несёт полную ответственность, это первое отражение взрослой жизни.

Она развивает навыки самостоятельной работы, поисковую активность, умение контролировать время.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые.

В младшем школьном возрасте влияние на развитие самостоятельности оказывает и трудовая деятельность. Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних обязанностей. Он может помогать по хозяйству, например, накрыть на стол, полить цветы, вынести мусор, помогать с младшими детьми, ухаживать за домашними животными и т.д. У ребёнка должны быть свои постоянные обязанности по дому.

Основные условия развития самостоятельности ребенка

1. Идти навстречу любой потребности ребёнка сделать что-то самостоятельно.

2. Не делать за него то, что он может сделать сам.

3. Помочь ребёнку научиться выбирать. Просить совета у ребёнка.

4. Соблюдать договорённость, держать слово.

5. Хвалить за проявление самостоятельности.

Самое главное для воспитания самостоятельного ребёнка - это просто не мешать ему и не делать за него то, что он сам может, а только показывать и направлять.

Цель родителей - заинтересовать ребёнка в ответственном поведении. Чтобы воспитание самостоятельности давалось ребёнку легче, не забывайте хвалить его каждый раз, когда он этого достоин.

Очень важно уделять особое внимание развитию этого качества. Невозможно воспитывать самостоятельность, не предоставляя ее.

Автор: Старикова Марина Валерьевна,
психолог

Во многих семьях братья и сестры между собой часто конфликтуют. Конфликты можно предотвратить, если родители понимают, какое место каждый ребенок занимает в семейной иерархии в зависимости от своего возраста и в соответствии с этим корректировать свое поведение. Когда ребенок один в семье, он привыкает получать максимум родительского внимания и с появлением сестер и братьев не желает с ними делиться. В этом случае родителям рекомендуется хвалить старших детей, указывая на то, что уже большие и многое умеют делать самостоятельно и могут помогать взрослым учить младших по возрасту. Среднему ребенку тоже необходимо персональное внимание и поэтому необходимо находить дополнительное время на общение с ним. Главная задача в отношении младшего чада – поощрение его стремления к самостоятельности. Психологи выделяют несколько причин, из-за которых происходят конфликты между детьми в семье. Конкуренция за родительскую любовь Если ребенок остается без достаточного внимания со стороны родителей, он осознанно начинает ссориться со своими сестрами и братьями. Таким негативным поведением он пытается привлечь к себе внимание и заботу родителей. Борьба за авторитет Старшие дети по возрасту претендуют на особое отношение со стороны младших членов семьи. Они стремятся демонстрировать свое превосходство над младшими и упорно настаивают на нем. В результате младший ребенок начинает капризничать и сопротивляться, испытывая дискомфорт от психологического давления. Борьба за обладание вещами Причинами конфликтов между братьями и сестрами часто является борьба за обладание вещами (игрушками, одеждой, косметикой, электроникой и т.д.). Маленькие дети считают, что игрушки – их собственность, и другие не должны ими играть. Из-за этого возникают разногласия, так как дети не хотят делиться своими игрушками. Как предотвратить конфликты между детьми в семье: - Необходимо хвалить ребенка за хорошее, поведение после того, как он его совершил. Детям очень нравится получать положительную оценку себя и своих поступков. - Постарайтесь помочь каждому ребенку осознать свою индивидуальность и неповторимость. Нельзя сравнивать его с братьями или сестрами и тем более указывать на слабые стороны в развитии. - Поддерживайте сотрудничество между детьми. Пусть у каждого ребенка будут свои посильные обязанности по дому, успешное выполнение которых зависит не только от личной ответственности, но и от умения работать сообща. Если все же дети ссорятся и не могут договориться между собой, а вы хотите им помочь наладить мир в отношениях, то возьмите на заметку несколько стратегий родительского поведения. Первая стратегия: неучастие. Если дети конфликтуют, но в рамках допустимого (не проявляют словесную или физическую агрессию), можно игнорировать их ссоры, не откликаться на просьбы об участии. Постарайтесь четко обозначить свою позицию невмешательства. Нужно стараться переключить свое внимание с содержания ссоры на что-то другое, например, на занятия творчеством или на домашние дела. Разрядить обстановку также может даже хороший анекдот или интересная история на тему ссор между братьями и сестрами. Родительская позиция неучастия дает детям возможность самостоятельно искать компромисс в разрешении конфликтов. Вторая стратегия: наказание обоих. Вы можете наказать обоих детей без учета того, кто был прав, а кто виноват. Это заставит братьев и сестер скооперироваться. Дети будут вынуждены объединиться для борьбы против наказания. Ваша цель будет достигнута: дети станут договариваться. Третья стратегия: разговор Эта стратегия носит профилактический характер. Убедитесь, что вы в равной степени уделяете время для каждого ребенка, которое вы проводите только с ним. Как двухлетнему, так и двенадцатилетнему нужен контакт с родителем. Равные права дети должны иметь и на получение материальных благ. Если вы покупаете что-то одному из детей, не забывайте об интересах второго. Такие стратегии родительского отношения к ссорам братьев и сестер способствуют развитию у них умения договариваться между собой. Это обеспечит им большую успешность в коммуникациях во взрослой жизни. Важно также отметить, что выбор способа поведения так же должен быть гибким и зависеть от ситуации. Ведь только родители могут правильно оценить причины возникновения детских ссор. Если стычки между детьми перерастают в агрессивное поведение, то возможно, это следствие напряженных отношений между родителями. Все родители заботятся о своих детях, но иногда гиперопека негативно влияет на ребенка: он не может принимать решения и не стремится к самостоятельности. Подумайте и определите, не перегружаете ли вы малыша своей чрезмерной заботой.

Автор: Снигирева Любовь Константиновна,
психолог

По мере взросления в жизни ребенка появляются определенные правила, запреты, связанные со словом «нельзя». Запреты – это естественная и необходимая составляющая воспитания. Приучать ребёнка к слову «нельзя» следует примерно с года, когда его активность возрастает. Первые реакции на ограничения – плач, возмущение или агрессия являются абсолютно естественными, так маленький человечек выражает своё несогласие. В связи с особенностью восприятия, малыш не может с первого раза усвоить «нельзя», поэтому завтра, скорее всего, попытается повторить то действие, которое ему запретили вчера. Кроме того, дети в силу возраста не понимают, что запрет распространяется на все аналогичные ситуации, а не только на одну конкретную. Советы для родителей 1. Снизить количество запретных слов до минимума, ведь главная ошибка родителей – чересчур частое их употребление. Когда кроха слышит «нет» и «нельзя» по любому поводу, он просто перестает воспринимать эти слова. В идеале для детей до 3 лет ограничения должны касаться: действий, которые ставят под угрозу безопасность; агрессии в адрес людей или животных. 2. Если все же необходимо ввести ограничения, можно заменять слово «нельзя». Например, говорить вместо него «опасно», где это уместно. Или так: «Можно переходить дорогу только за ручку с мамой» (вместо «Нельзя одному переходить дорогу»). 3. Каждый раз объяснять причину запрета – так ребенок поймёт, что это нельзя, потому что действительно опасно. Чтобы малыш убедился в справедливости запретов, можно иногда позволять ему сделать по-своему, но заранее предупреждать, что будет в этом случае. К примеру, дать ему прикоснуться к горячей кружке на столе. Пусть температура поверхности будет не такой высокой, чтобы обжечься, но достаточно неприятной, чтобы повторять такой опыт не возникло желания. 4. На каждое «нельзя» должно быть своё «можно». Например, нельзя трогать посуду на плите, зато можно брать ложку со стола. Этот приём помогает отвлечь кроху от запрещённых объектов, но не мешает узнавать новое. 5. Как можно реже употреблять в речи частицу «не», детское восприятие её игнорирует. Вместо «не делай» малыш слышит: «делай». Гораздо продуктивнее использовать утвердительные выражения. 6. Вместо прямых запретов больше рассказывать о: • том, почему так делать не следует; • последствиях; • своих чувствах, когда малыш нарушает запрет. Дети многое понимают, нужно лишь правильно выбрать момент для беседы: и ребёнок, и мама должны быть спокойны и настроены на общение. 7. Определить для малыша абсолютные «нельзя» - то, что запрещено при любых обстоятельствах, например, бегать и играть там, где ездят машины. Родителям необходимо разработать точный список табу, строго придерживаться его и требовать того же от остальных членов семьи. О чем полезно помнить, запрещая:  Интонация должна быть спокойной, не нужно повышать голос, ругаться, угрожать. Это поможет малышу услышать то, что до него хотят донести, и не отвлекаться на форму, в которой это преподносят.  Корректировать запреты по мере взросления. Ребенок растёт, у него появляется больше осознанности в действиях, а также новые умения и навыки. Со временем можно разрешать больше, не забывая о мерах безопасности.  Подавать пример. Доброта, вежливость, отсутствие вредных привычек – всё это можно воспитать лишь на собственном примере. Иначе как донести до малыша, что, допустим, курить нельзя, если мама и папа сами это делают? Научить ребёнка понимать и принимать запреты непросто. Даже перечисленные меры не начнут работать с первого раза. Они требуют от родителей системности, многократного повторения, терпения и невозмутимости. При этом ребенку нужно дать возможность исследовать мир, делать самостоятельный выбор. Только так он научится принимать решения и отвечать за поступки. Лучшая стратегия - сделать перечень запретов минимальным и говорить «нельзя» лишь в самых крайних случаях. А в остальных – использовать альтернативное «можно только». И постепенно малыш начнёт слушаться, потому что таков будет уже его личный выбор.

Автор: Наталия Владимировна Трушкова,
психолог

Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Одно из главных условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. В силу большой подражательности ребёнок повторяет за взрослыми не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи взрослых. Осознанное включение родителей в совместный с логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства для развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества логопеда и родителей. Педагоги в поисках новых форм работы с родителями, не оставляют прежние, проверенные опытом: - беседа - позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения; - анкетирование даёт возможность проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к речевому дефекту ребёнка, их педагогическую осведомленность; - групповые родительские собрания помогают нацелить родителей на помощь ребёнку; подводятся итоги проделанной работы, освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений; - консультации - должны быть предельно чёткими и содержать только необходимый родителям конкретный материал. Также на консультациях родители делятся своим опытом; - индивидуально-практические занятия знакомят родителей с практическими приемами логопедической работы; - наглядная информация-это информационные стенды, статьи в уголках для родителей, памятки и буклеты с различной информацией. В результате коррекционной работы с семьями, в которых растут дети с речевыми нарушениями, родители овладевают педагогическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми им в преодолении речевых нарушений у ребёнка и семья находит пути преодоления трудностей, возникающих в организации взаимодействия со своим ребёнком. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства ребёнка возможно при наличии тесного сотрудничества логопеда и семьи.

Автор: Наталья Николаевна Рогозина,
логопед отделения социальной реабилитации и абилитации