8 (34672) 9-70-42
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«Няганский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта

Статьи сотрудников

Часто болеющие дети (ЧБД) – это не нозологическая форма и не диагноз, а условная группа детей, подверженных частым респираторным инфекциям, возникающим из-за транзиторных отклонений в защитных системах организма ребенка, и не имеющих стойких органических нарушений в них. Группу ЧБД составляют от 15% до 75% детской популяции, относятся ко II группе здоровья (дети с отягощенным биологическим анамнезом, функциональными и морфологическими особенностями, то есть с риском развития у них хронического заболевания).

Программа реабилитации часто болеющих детей должна включать в себя следующие основные моменты:

1. Режим дня и рациональное питание – важное условие успешного оздоровления детей. В связи с тем, что часто болеющие дети имеют функциональные нарушения со стороны центральной и вегетативной нервной системы, необходимо исключить у них занятия и игры, приводящие к переутомлению и перевозбуждению. Ограничения требует просмотр телепередач, видеофильмов, посещение школьниками дискотек. Соотношение сна и бодрствования в режиме суток у детей должно приближаться к 1:1, т.е. ночной сон должен быть продолжительностью около 10 часов и обязательным является дневной сон (1-2 часа) или в зависимости от возраста спокойный отдых. Крайне важны длительные прогулки на свежем воздухе. Возможно приём препаратов, обладающих успокаивающим действием, снимающих раздражение и нормализующих сон ребенка.

2. Организация рационального питания ЧБД требует соблюдения следующих принципов:

 употребление оптимального количества белков, жиров, углеводов, минеральных солей;

 обязательное включение в ежедневный рацион свежих овощей, фруктов и ягод; включение продуктов, обогащенных пектинами, устранение дефицита витаминов;

 использование продуктов, содержащих клетчатку, для обеспечения регулярного пассажа кала;

 регулярное назначение кисломолочных продуктов для нормализации микроэкологии кишечника. С целью поддержания иммунного и антиоксидантного статуса организма, особенно у детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях, рекомендуется увеличение белка на 10%, главным образом, за счет белка животного происхождения. Очень важны продукты, богатые полиненасыщенными жирными кислотами и регулирующие процессы перекисного окисления липидов (растительные масла, рыба, орехи, семена тыквы или подсолнуха).

В плане реабилитации большое внимание необходимо уделять естественной витаминизации организма путем предпочтительного использования продуктов, богатых витаминами и микроэлементами.

В частности, витамином А богаты шиповник, морковь, петрушка, сельдерей, черемша, лук-порей, томаты, сладкий перец, чеснок, салат, черноплодная рябина, облепиха.

Витамин С содержится в большом количестве в шиповнике, облепихе, черной смородине, петрушке, черемше, сладком перце, цитрусовых.

Витамины группы В содержат мясо, молочные продукты, дрожжи, хлеб, греча, чай, овощи, фрукты.

Очень важный антиоксидант – витамин Е - содержится в подсолнечном масле, облепихе, бобовых, грече, кукурузе, зеленом горошке, чесноке, луке, черной смородине, брюссельской капусте, салате, моркови.

Говоря о микроэлементах и минеральных солях, следует напомнить, что йод содержится в большом количестве в морской капусте, креветках, кальмарах, яйце, овсе, грече, бобовых, кедровых орехах, редисе, черноплодной рябине. Кобальта много в щавеле, укропе, зеленом луке, рыбе, моркови, свекле, крапиве, клюкве, орехах, в бобовых. Магний в большом количестве содержится в зерновых, калий в изюме, кураге, черносливе, орехах, моркови. Железом богаты мясные и рыбные продукты, яблоки, шиповник. Медь содержится в оранжевых фруктах

3. Закаливание, общеукрепляющая и лечебная физкультура. Закаливание не требует очень низких температур, важна контрастность температуры и систематичность проведения процедур. Хорошо закаливают воздействия на подошвы ног, на кожу шеи, поясницы, однако для получения равномерного эффекта лучше воздействовать на кожу всего тела. Хорошим закаливающим эффектом обладает контрастный душ: смена теплой воды (до 40°С 30–40 секунд) холодной (14–15°С) – удлиняя ее воздействие от 15–20 секунд до 30 секунд. В спальне ребенка перед его пробуждением, открыв фрамугу, понижают температуру до 14–15°С, а затем, разбудив ребенка, проводят с ним игру с перебежками из теплой в холодную комнату. Обливание холодной водой - небезопасный вид закаливания. Если родители это проводят (так принято в семье), то делать процедуры надо постепенно. Эффективность закаливания можно оценить не ранее, чем через 3-4 месяца, а максимальный эффект наблюдается через год от начала регулярных процедур . Закаливающие процедуры необходимо сочетать с проведением гимнастики и массажа грудной клетки. Двухнедельные курсы массажа проводятся 2-4 раза в год. Хорошо зарекомендовала себя так называемая «стопотерапия», представляющая собой массаж стоп ладонью, подушечками пальцев или пальцами, сложенными в кулак (поглаживание, растирание и снова поглаживание подошв обнаженных стоп).

По сути дела, дети группы ЧДБ – это иммунноскомпроментированные дети, т.е. дети, имеющие транзиторный (вторичный) иммунодефицит. В связи с этим в программе комплексной реабилитации часто болеющих детей на всех этапах восстановительного лечения иммунореабилитация является одним из основных мероприятий, направленных на восстановление связанных с нарушений иммунитета, с помощью препаратов химической или биологической природы, обладающих иммунотропной активностью.

Таким образом, представленные современные сведения по чрезвычайно важной проблеме – реабилитации часто болеющих детей, должны широко использоваться врачами-педиатрами, врачами общей практики, врачами других специальностей для наиболее рационального подхода к организации восстановительного лечения детей.

Использованная литература:

1. М.Н. Ярцев Иммунная недостаточность и часто болеющие дети/ М.Н. Ярцев, К.П. Яковлева, М.В. Плахтиенко// Педиатрия (приложение к журналу Gonsilium Medicum).-2006.- №1

2. Т.П. Маркова Длительно и часто болеющие дети/ Т.П. Маркова, Д.Г. Чувиров// Ремедиум.- 2006.- №6

Автор: Оксана Викторовна Сильванович
врач-педиатр

Почитай мне сказку, мама,

Отложи свои дела,

Ты, конечно же, устала,

Понимаю я тебя.

Рядом посиди и руку

Дай твою мне подержать,

Все равно, что в сказке будет:

Главное, вдвоем опять.

Я соскучился так, мама,

Очень в садике устал,

Почитай мне, убаюкай,

Чтоб спокойно засыпал.

Закрывать хочу я глазки,

Под твой голос, нежный взгляд,

Тогда точно мне приснятся

Сны хорошие опять.

Посиди со мной немного,

Я совсем чуть-чуть прошу,

Ты же знаешь, что, конечно,

Очень я тебя люблю!

Дети всегда просят своих родителей почитать им сказку. Именно сказка вводит ребенка в мир литературы. Через сказку можно легко объяснить ребенку, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

К сожалению, в нашем современном мире многие родители заменяют эту старую добрую традицию – чтение сказок перед сном, на интернет, аудиосказки, компьютерные развлечения и телевизионные программы. Конечно, они выручают, но все должно быть в меру.

Все-таки хочется посоветовать родителям не игнорировать старые методы развития детей. Дети, словно губка, вбирают в себя все, что видят и слышат вокруг. А чем больше хорошего и светлого они видят, тем добрее и позитивнее они становятся сами.

Не стоит пренебрегать чтением книг и совсем маленьким детям. Начиная с 6-ти месяцев можно постепенно читать и показывать движениями такие известные потешки, как «Сорока – белобока», «Ладушки», «Идет коза рогатая». Это позволит развить у ребенка, воображение, память, внимание, а также у него войдет в привычку слушать голос мамы.

Ближе к двум годам деткам интересны стихи и сказки «посерьезнее», где в качестве персонажей участие принимают животные, а также пальчиковые игры, например, любимый всеми «Мальчик с пальчик», где помимо интересного прочтения стиха ребенок развивает мелкую моторику.

Чтение сказок для детей – это не только интересно и полезно, но и приятное время провождение для родителей и детей. В этот момент между ребенком и мамой возникает незримая тонкая нить доброты и ласки. Также сказкотерапия способствует развитию речи и памяти. Ребенок со временем начинает повторять движения за мамой, услышав знакомые слова и строчки, включается в процесс с особым удовольствием. Дети быстро заучивают стихотворения, а открывая книжку, могут по знакомым картинкам рассказать сюжет.

Благодаря сказкам ребенок знакомится с окружающим миром, с такими понятиями как добро и зло, смелость и трусость. Читать желательно с интонацией, периодически делая небольшую паузу, чтобы ребенок мог понять и оценить услышанное. Уединитесь с ребенком, в тихой спокойной обстановке, прижмите его к себе и начинайте читать. Будет особенно хорошо и полезно, если вы будете уделять время чтению сказок на ночь. Пусть это будет вашим ритуалом. Это поможет малышу успокоиться и спокойно заснуть, а также будет способствовать умственному развитию, развитию фантазии и воображения, обогатиться его лексикон, отличающегося от уличного и телевизионного.

Конечно же, сказки должны быть добрыми, яркими и не большими.

Возможно, ребенку понравится одна сказка, но она станет самой любимой, и он будет просить перечитывать ее снова и снова. Не отказывайте ему. Перечитайте. И помните: «Сказка дарит тепло, сказка учит нравственности, сказка дарит любовь»

Автор: Шепелева Альбина Александровна,
специалист по комплексной реабилитации отделения дневного пребывания

1. Будьте терпеливы и последовательны. Любую привычку трудно искоренить, если бороться с ней от случая к случаю. Поэтому регулярно обсуждайте «проблему» с ребенком, иначе результата не будет. Родителям не стоит ругать и наказывать ребенка. Напротив, всячески его ободряйте, вселяя уверенность в том, что при желании он справится с любыми трудностями, в том числе, с вредными привычками.

2. Докажите вред привычки. Корректно разъясните ребенку, почему его привычка небезопасная. Например, если ваше чадо грызет ногти, расскажите ему, что болезнетворные бактерии из-под ногтей могут попасть в организм через рот и стать источником заболевания. Постоянно напоминайте, что ногти выглядят некрасиво, если их грызть. Наберитесь терпения на тот случай, если эти доводы придется повторять не один раз.

3. Контролируйте действия ребенка. Старайтесь не создавать ситуаций, в которых вредные привычки проявляются наиболее ярко. Для этого проводите с ребенком больше времени, чтобы иметь возможность контролировать его действия. Например, чаще играйте с ним. Проследите, чтобы у чада был сформирован правильный режим дня, в котором достаточно времени отведено на игры и отдых. Помните, чем больше занят ребенок в течение дня, тем меньше времени остается у него на разные шалости.

4. Уделяйте ребенку достаточно внимания. По мнению специалистов, дурные привычки у детей часто являются проявлением беспокойства и депрессии. Это может происходить, когда ему уделяют мало внимания или он одинок. Дети очень чувствительны к происходящему и подсознательно чувствуют, как к ним относятся родители. Выясните, что доставляет беспокойство ребенку. Постарайтесь устранить те причины, из-за которых он испытывает стрессы и нуждается в успокоении.

5. Следите за своими привычками. Любые привычки формируются у детей под влиянием воспитания в семье. Если один из родителей имеет негативные склонности и привычки, ребенок может сознательно копировать его поведение, которое является для него единственно правильным. Дети во многом берут с нас пример, а значит, стоит начать корректировать собственное поведение.

6. Формируйте у ребенка правильные привычки. Лучшим способом профилактики вредных привычек у детей является не периодические нотации и одергивания при совершении нежелательного действия, а похвала за правильный поступок. Действуя так, вы показываете, что поощряете желаемое поведение ребенка и хотели бы, чтобы он поступал так и в дальнейшем.

Подготовил: Ирина Юрьевна Ужегова,
специалист по комплексной реабилитации стационарного отделения для инвалидов

 

Сенсорные игры позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения и вызвать ребенка с расстройством аутистического спектра на контакт. Детей больше привлекают именно сенсорные свойства предметов и игрушек: яркие цвета, необычный запах, гладкая или шероховатая поверхность, звуки, которые издают предметы. Сенсорные игры делятся на несколько видов: - игры, которые направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; - игры, с помощью которых знакомим ребенка с окружающей действительностью. К сенсорным играм относятся игры с водой, песком, крупами, игры с газетами или журналами, игры с прищепками, игры с ватой.Сенсорные игры могут быть двигательными, к ним можно отнести ходьбу по сенсорной дорожке с различными наполнителями. Отличным вариантом сенсорной игры послужит сенсорная коробка. Сенсорная коробка - это емкость с любым наполнителем. Она дает возможность ребенку расширить свой тактильный опыт - он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть. Кроме сенсорных коробок полезным будет использование контейнеров, органайзеров для сортировки различных круп или макаронных изделий. Сортировать можно по цветам, форме и размерам. А крупы и фасоль, например, можно использовать для выкладывания узоров, букв, цифр. В ходе сенсорных игр ребенок получает новую информацию, что способствует расширению его представлений об окружающем мире.

Автор: Киреева Наталья Сергеевна,
психолог стационарного отделения для инвалидов

С момента появления ребенка на свет он проделывает массу артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью. К этим движениям постепенно добавляются диффузные звуки - бормотание, лепет. Это первый этап в развитии речи ребенка.

Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения. Чтобы проблема с речью у ребенка в дальнейшем его развитии не возникала, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы голоса, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом акте. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо.

С помощью правильно подобранного комплекса артикуляционных упражнений с детьми начинается преодоление уже сложившегося нарушения звукопроизношения.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных, правильных, определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков-фонем и помогает коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза.

В начале коррекционного процесса артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, как работает его артикуляторный орган в момент выполнения того или иного упражнения.

Выполнение артикуляционных движений - автоматизированный навык. Ребенку, у которого есть проблемы со звукопроизношением, необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Заниматься нужно ежедневно по 5-7 минут, по возможности утром и вечером.

Проводить артикуляционную гимнастику необходимо с учетом возраста и особенности ребенка. Упражнения не должны доводить артикуляционный орган до переутомления (первым признаком утомления является снижение качества движения и показателем к временному прекращению упражнений).

В работе по развитию и укреплению мышц артикуляционного аппарата в БУ «Няганский реабилитационный центр» логопеды используют различные методики: Л. А. Комаровой, Н. С. Жуковой, Т. А. Датешидзе и других авторов. При этом необходимо не забывать об индивидуальных особенностях и возможностях ребенка, использовать педагогическую интуицию, и, конечно, включать в активную работу родителей – самых лучших помощников логопеда.

Подготовил: Уткина Наталья Александровна,
логопед отделения социальной реабилитации и абилитации