РАННЯЯ ПОМОЩЬ:
Положение об отделении социальной реабилитации и абилитации в структуру отделения входит сектор ранней помощи
Основными целями оказания ранней помощи являются:
- улучшение адаптации ребенка в естественных жизненныхситуациях;
- повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье;
- повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
- включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.
Категории детей, нуждающихся в ранней помощи:
- дети, имеющие статус «ребенок-инвалид» в возрасте от 0 до 3 лет;
- дети в возрасте от 0 до 3 лет, не имеющие статуса «ребенок-инвалид», у которых выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевание, приводящие к нарушениям функций организма, или выявлена задержка развития;
- дети в возрасте от 0 до 3 лет, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребенка;
Перечень документов, необходимых для оформления детей раннего возраста в учреждение:
1. СНИЛС ребенка и родителя (законного представителя);
2. Свидетельство о рождении ребенка (паспорт ребенка);
3. Свидетельство о регистрации ребенка;
4. Паспорт одного из родителя (законного представителя) с регистрацией;
5. Медицинская справка;
6. Документ о смене фамилии (если по документам фамилии родителя и ребенка разные) либо другой правоустанавливающий документ, подтверждающий полномочия законного представителя.
Одной из форм работы с детьми раннего возраста является студия раннего развития «Я и мама»:
Работа студии раннего развития «Я и мама» направлена на обучение родителей создавать правильную речевую среду дома, приемам стимулирующим развитие речи малыша; повышение родительской компетентности по вопросам психоэмоционального развития детей раннего возраста; эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком. Детей обучают основным приемам музыкального развития, приобретению навыков совместной игры с другими детьми и взрослыми, развивают общую и мелкую моторику, координации движений. Занятия проводят логопед, музыкальный руководитель, психолог, инструктор по адаптивной физкультуре.
Количество участников Студии составляет 24 человека (с учетом одного из родителей и ребёнка). Первым правилом является совместная работа педагога, родителя и ребенка. Работа ведется в подгруппах по 6 человек. Время проведения занятий 1 час, 2 раза в неделю. Программа содержит от 12 до 16 занятий.
Для работы с детьми раннего возраста разработаны и успешно реализуются такие программы и проекты, как:
- программа по комплексной реабилитации детей раннего возраста и их родителей с применением различных методик и технологий «Кнопочка»
- программа социального развития и воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями «Здравствуй, Мир!», мероприятия программы направлены на развитие социальных навыков детей и подростков с ограниченными возможностями для успешной адаптации в их общество
проект Семейной гостиной «Точка опоры». Мероприятия проекта решают следующие задачи: ознакомление родителей с различными вопросами возрастной педагогики, детской психологии и педиатрии на конкретных примерах, разъяснение их прав и обязанностей по воспитанию ребенка-инвалида; содействие формированию адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития»; формирование благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов, партнерских взаимоотношений родителей с учреждением; содействие личностному и социальному развитию родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности.
Применяются технологии и методики, такие как:
«сенсорная комната»;
сказкотерапия;
трудотерапия (ручной труд);
песочная терапия;
музыкотерапия;
адаптивная и лечебная физкультура;
технология Марии Монтессори;
арт-терапия в творческой лаборатории «Волшебная юла», где под руководством специалистов по комплексной реабилитации дети учатся нетрадиционным техникам рисования: технике рисования Эбру, рисованию на пене для бритья, рисованию песком и др., так же участвуют в театральной деятельности (спектакли, кукольный театр, театр теней и пр.).