8 (34672) 9-70-42
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«Няганский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта


РАННЯЯ ПОМОЩЬ:

Положение об отделении социальной реабилитации и абилитации в структуру отделения входит сектор ранней помощи

Основными целями оказания ранней помощи являются:

- улучшение адаптации ребенка в естественных жизненныхситуациях;

- повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье;

- повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;

- включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.

Категории детей, нуждающихся в ранней помощи:

- дети, имеющие статус «ребенок-инвалид» в возрасте от 0 до 3 лет;

- дети в возрасте от 0 до 3 лет, не имеющие статуса «ребенок-инвалид», у которых выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевание, приводящие к нарушениям функций организма, или выявлена задержка развития;

- дети в возрасте от 0 до 3 лет, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребенка;

Перечень документов, необходимых для оформления детей раннего возраста в учреждение:

1. СНИЛС ребенка и родителя (законного представителя);

2. Свидетельство о рождении ребенка (паспорт ребенка);

3. Свидетельство о регистрации ребенка;

4. Паспорт одного из родителя (законного представителя) с регистрацией;

5. Медицинская справка;

6. Документ о смене фамилии (если по документам фамилии родителя и ребенка разные) либо другой правоустанавливающий документ, подтверждающий полномочия законного представителя.

Одной из форм работы с детьми раннего возраста является студия раннего развития «Я и мама»:

Работа студии раннего развития «Я и мама» направлена на обучение родителей создавать правильную речевую среду дома, приемам стимулирующим развитие речи малыша; повышение родительской компетентности по вопросам психоэмоционального развития детей раннего возраста; эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком. Детей обучают основным приемам музыкального развития, приобретению навыков совместной игры с другими детьми и взрослыми, развивают общую и мелкую моторику, координации движений. Занятия проводят логопед, музыкальный руководитель, психолог, инструктор по адаптивной физкультуре.

Количество участников Студии составляет 24 человека (с учетом одного из родителей и ребёнка). Первым правилом является совместная работа педагога, родителя и ребенка. Работа ведется в подгруппах по 6 человек. Время проведения занятий 1 час, 2 раза в неделю. Программа содержит от 12 до 16 занятий.

Для работы с детьми раннего возраста разработаны и успешно реализуются такие программы и проекты, как:

- программа по комплексной реабилитации детей раннего возраста и их родителей с применением различных методик и технологий «Кнопочка»

- программа социального развития и воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями «Здравствуй, Мир!», мероприятия программы направлены на развитие социальных навыков детей и подростков с ограниченными возможностями для успешной адаптации в их общество

проект Семейной гостиной «Точка опоры». Мероприятия проекта решают следующие задачи: ознакомление родителей с различными вопросами возрастной педагогики, детской психологии и педиатрии на конкретных примерах, разъяснение их прав и обязанностей по воспитанию ребенка-инвалида; содействие формированию адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития»; формирование благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов, партнерских взаимоотношений родителей с учреждением; содействие личностному и социальному развитию родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности.

Применяются технологии и методики, такие как:

«сенсорная комната»;

сказкотерапия;

трудотерапия (ручной труд);

песочная терапия;

музыкотерапия;

адаптивная и лечебная физкультура;

технология Марии Монтессори;

арт-терапия в творческой лаборатории «Волшебная юла», где под руководством специалистов по комплексной реабилитации дети учатся нетрадиционным техникам рисования: технике рисования Эбру, рисованию на пене для бритья, рисованию песком и др., так же участвуют в театральной деятельности (спектакли, кукольный театр, театр теней и пр.)

Возможности ранней оценки уровня развития детей

Ранний возраст является наиболее значимым этапом в развитии моторных функций, познавательной деятельности и речи.

Для того чтобы выяснить, как развивается ребенок, в соответствии с нормативными показателями или отстает в развитии необходима ранняя диагностика.

В Няганском реабилитационном центре можно провести обследование детей в возрасте от 2-х месяцев до 16 месяцев по шкале KID и обследование детей от 1 года 2 месяцев до 3-х лет 6 месяцев по шкале RCDI -2000 с целью оценки актуального уровня развития детей.

Шкала KID и RCDI -2000 - это русские версии Кентской шкалы оценки развития младенцев, разработанной группой сотрудников Кентского университета (США) под руководством профессора Ж. Рейтер.

Выше указанные методики применяются с целью:

1. раннего выявления отставания в развитии;

2. для отслеживания динамики развития детей, отстающих в какой-либо области, за которыми велось регулярное наблюдение;

3. для разработки программ раннего вмешательства с учетом выявленного возраста развития ребенка.

Шкалы KID и RCDI-2000 представляют собой вопросники, составленные по результатам анализа разнообразных типичных форм поведения детей первых лет жизни. Вопросники заполняют родители ребенка или любой человек, который постоянно с ним общается. Никаких специальных знаний для заполнения бланков анкеты не требуется - достаточно внимательно прочесть, правильно понять инструкцию и выбрать соответствующий пункт вопроса шкалы. Затем заполненные анкеты вносятся психологом в компьютер, автоматически обрабатываются и выводятся результаты.

Шкала KID (для детей от 2 месяцев до 16 месяцев) представляет собой вопросник, состоящий из 252 пунктов.

Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 5 областей:

• когнитивная - 52 пункта

• движения - 78 пунктов

• язык - 38 пунктов

• самообслуживание - 39 пунктов

• социальная - 51 пункт

Шкала RCDI-2000 (для детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев) представляет собой вопросник, состоящий из 216 пунктов.

Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 6 областей:

• социальная - 40 пунктов

• самообслуживание - 40 пунктов

• крупные движения - 30 пунктов

• тонкие движения - 30 пунктов

• развитие речи - 41 пункт

• понимание языка - 40 пунктов.

Родители должны осознавать, что ранняя диагностика имеющихся нарушений чрезвычайно важна и в то же время крайне необходима. В настоящее время известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития.

Подготовил: Снигирева Любовь Константиновна,
психолог отделения диагностики разработки реализации программ социально-медицинской реабилитации

Обновлено: 14.11.2019 07:32