Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Развитие правильного речевого дыхания обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условие для поддержания нормальной просодической стороны речи (мелодики, длительности, интенсивности, темпа речи и тембра произнесения).

Одной из задач логопедической работы является применение различных приемов дыхательной гимнастики, направленной на увеличение длительности и силы неречевого выдоха, а затем и выдоха в процессе фонации звуков, произнесении слогов и слов.

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить  вдох  и экономно, плавно расходовать воздух  на выдохе.

Статическая дыхательная гимнастика:

  • сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги);
  • сдуть ватку;
  • подуть на султанчики
  • погреть ладошки;
  • подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;
  • задуть в ворота легкие ватные шарики (мячи) и. т. д.

Дифференциация носового  и  ротового  дыхания:

  • вдох носом – выдох через рот;
  • вдох одной ноздрей – выдох другой;
  • вдох – выдох через нос;
  • вдох носом – выдох через нос;
  • вдох ртом – выдох через рот;
  • вдох через одну ноздрю – выдох через другую;
  • вдох через одну ноздрю – выдох через обе ноздри;
  • вдох через одну ноздрю – выдох через рот в положении трубочка;
  • вдох через нос – выдох через рот в положении трубочка толчками порционно.

Динамическая дыхательная гимнастика.

Расслабляющие движения:

  • подражание полету птиц;
  • поднять руки до уровня плеч и опустить, как пустые рукава, по бокам туловища;
  • поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабленными руками вперед, назад;
  • наклонить голову вперед, расслабляя мышцы;
  • медленное круговое вращение головы справа налево и наоборот;
  • медленное потряхивание кистью сначала правой руки по бокам туловища, потом левой, корпус слегка наклонен и др.

Дыхательные упражнения (традиционные) без речевого сопровождения:

  • Поднятие на носках, руки вверх – вдох, опускаясь – выдох.
  • Поднимание рук над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опускание рук – выдох.
  • Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох.
  • Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох.
  • Отведение локтей назад – вдох, поставить руки в исходное положение – выдох, руки на поясе.

Речевая дыхательная гимнастика.

   На завершающем этапе работы  над дыханием в упражнения вводят слоги, слова, фразы, четверостишия  и т. д. Целью этого этапа является распределение экономного выдоха на протяжении  всего  высказывания  и сохранение темпо-ритмической  и  звуко-слоговой структуры  высказывания.

  • Слоги на одном выдохе и другие звукосочетания, но с правильно произносимыми звуками.
  • Слова на одном выдохе: счет до 5, до 10, дни недели, времена года, названия месяцев
  • Фразы на одном выдохе.

Эти упражнения помогут научить ребенка плавному, сильному, целенаправленному выдоху, что способствует формированию правильного звукопроизношения и развитию голоса.

Подготовила логопед

отделения социальной реабилитации и абилитации

Уткина Наталья Александровна


Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Например, известная «сорока-белобока», которая кашку варила, деток кормила. С каким  интересом реагирует ребёнок, когда взрослый,  загибая детские пальчики, приговаривает эти строки. Игры эти, очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают объективную реальность окружающего мира - предметов, животных,  людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе (ветер, дождь, падающие листья). В ходе пальчиковых игр дети,  повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Некоторые игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям учиться ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Особенно важны для развития и воспитания детей элементы творчества, которые возникают во время пальчиковых игр. Если ребёнок усвоит одну какую-нибудь пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других рифмовок, песенок и рассказов. Дети от года до двух лет воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой. Трёхлетние малыши осваивают игры, которые производятся уже двумя руками. Четырёх - пятилетние дошкольники предпочитают игры с множеством событий. А старшие ребята, как правило, оформляют игры реквизитом - мелкими предметами.

Наталья Сергеевна Киреева, психолог

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается нарушениями звукопроизношения. Это объясняется тем, у детей недостаточно развиты движения органов артикуляционного аппарата и недостаточно сформирован фонематический слух. Поэтому речь ребенка еще не ясна и чиста по звучанию. Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие: согласные звуки произносятся смягченно: «сюлоськи» (чулочки), «зюби» (зубы). Реже, но все-таки наблюдается замена мягких фонем твердыми: «тота»

(тётя), «Луба» (Люба); большинство детей заменяет шипящие звуки ш, ж, ч, щ на свистящие с, з: «лосадка» (лошадка), «сапка» (шапка), дети совсем не произносят звук р:«ука» (рука) или заменяют его другими звуками л, л', в, й: «колова» (корова), «лот» (рот), звуки г, к, х заменяются на т и д: «дуси» (гуси), «тлеп» (хлеб). Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «тол» (стол), «ципёнок» (цыплёнок), «плесин» (апельсин), «мнемножко» (немножко).

Ребёнок четвертого года жизни правильно произносит всю группу свистящих звуков в открытых слогах (сова, лиса), но в тоже время может пускать их в сочетании с другими согласными звуками: «нег» (снег), «котёль» (костёр). Иногда он опускает другой согласный звук: зей (змей). Некоторые дети не различают звуки «С» и «Ц» и заменяют последний на «с»: «светы» (цветы), «сапля» вместо цапля. Сонорные «Р», «РЬ», «Л», ребёнок может заменять звуком «ЛЬ», реже «Й»: «лябота» (работа), при этом, как правило он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трёхсложных словах. В некоторых труднопроизносимых словах, ребёнок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например он может произнести слово пингвин как «пигин», ножницы как «нозицы», автомобиль как «амабиль».

Однако все эти несовершенства возрастные и при отсутствии нарушений в строении артикуляционного аппарата и нормальном уровне процесса общего и речевого развития постепенно исчезают к пяти годам, дети овладевают правильным звукопроизношением.

УСПЕХОВ ВАМ!

ПУСТЬ ВАШ МАЛЫШ РАЗГОВАРИВАЕТ ЧИСТО, ЧЁТКО И ВНЯТНО!

 

Подготовил логопед ОДП

Т.Ю. Филатова

Wru L2SiCWY

Школьный возраст в развитии ребенка - время, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. Анализ имеющихся данных показывает, что состояние здоровья детей в настоящее время далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества, так как заболеваемость детей, посещающих школьные учреждения, продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению.

Дефекты осанки ухудшают функцию внутренних органов. Уменьшение амплитуды движений грудной клетки диафрагмы нарушает функцию органов дыхания (уменьшается жизненная ёмкость лёгких, затрудняется работа лёгких), ухудшаются условия для работы сердечнососудистой системы (затрудняется работа сердца); уменьшение колебаний внутрибрюшного давления оказывает неблагоприятное влияние на желудочно-кишечный тракт.

Главным компонентом физического воспитания являются физические упражнения. При с физкультурно-оздоровительных программ следует учитывать особенности применения средств, методов и форм организации занятий в различные возрастные периоды, связанные с закономерностями развития в онтогенезе и индивидуальными особенностями организма детей.

         Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.

Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе "ласточка" или "рыбка" на животе. Для детей 7-11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5 - 2 мин, подростками 2 - 2,5 мин, взрослыми - 3 мин.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сидя (темп выполнения 15 - 16 раз в мин.). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7 -11 лет выполняют это упражнение 15 -20 раз, а в возрасте 12 -16 лет - 25 -30 раз.

Таким образом, физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект.

 

Подготовила Инструктор-методист по адаптивной физической культуре

отделения социальной реабилитации и

абилитации Л.С. Дутова

Инфографика Здоровое питание А1 2015 compressed Инфографика Здоровые цифры здорового человека 2015 compressed  Инфографика Какая физнагрузка необходима А5 2019

 Сегодня  отмечается Всемирный день здоровья и 75-летие Всемирной организации здравоохранения!

Лозунг Всемирного дня здоровья 2023 года - «Здоровье для всех»!

Интересные факты о здоровье:
  • Самой здоровой нацией по праву считаются японцы. Они считаются очень трудолюбивыми и пунктуальными, но это не мешает им находить время для расслабления и отдыха. Японцы даже разработали систему 5S, которая помогает поддерживать баланс между личной жизнью и работой.
  • Скорость некоторых процессов нашего организма можно сравнить с реактивной. Например, воздух при чихании вырывается со скоростью 160 км/ч (на такой скорости двигается скоростной поезд), а при кашле он может доходить до 900 км/час (скорость самолета).
  • Стрессовые ситуации являются причиной 90% заболеваний, в том числе и наследственных. Это связано с тем, что напряжение ослабляет организм, нарушает процессы переваривания пищи и эмоциональное состояние. Высокие показатели стресса в Южной Корее связаны с построением карьеры.
  • Мозг не ощущает боль, но может принимать сигналы, направляемые организмом.

Здоровый образ жизни – путь к крепкому здоровью!
 
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!