Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«Няганский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
Баннер для СОЦ
8 (34672) 9-70-42

Статьи сотрудников

Сахарный диабет – это эндокринное заболевание, обусловленное недостатком в организме гормона инсулина (болезнь I типа) или его низкой биологической активностью (II типа), характеризуется нарушением всех видов обмена веществ, поражением крупных и мелких кровеносных сосудов и проявляется гипергликемией.

Больные сахарным диабетом I типа называются «инсулинозависимыми» – именно они нуждаются в регулярных инъекциях инсулина. Очень часто заболевание у них бывает врожденным. Обычно заболевание I типа проявляется уже в детском или юношеском возрасте и такой тип болезни встречается в 10-15% случаев.

Кто же из детей наиболее подвержен риску заболеть сахарным диабетом?

 В первую очередь те, у кого есть родственники, имеющие этот диагноз;

 У кого уже обнаружены другие нарушения обмена веществ;

 Кто при рождении имел большую массу тела (свыше 4,5 кг);

 У кого наблюдается снижение иммунитета.

Вирусные инфекционные заболевания или сильные нервные потрясения чаще всего провоцируют начало заболевания.

Как правило, симптомы диабета I типа - острые, болезнь начинается внезапно. Буквально за считанные дни или недели у абсолютно здорового ребенка проявляются все признаки заболевания.

Признаки, по которым можно предположить начало развития диабета:

- у ребенка повышается потребность в сладком;

- он трудно переносит большие перерывы между приемами пищи, испытывает мучительное чувство голода;

- через полтора-два часа после еды ощущает сильную слабость.

А если диабет уже набрал силу, вам укажет на это:

- сильная жажда, обильное мочеотделение;

- резкое изменение аппетита;

- стремительная потеря веса;

- сонливость, раздражительность, повышенная утомленность.

При диабете I типа инсулина настолько мало, что поступающая в организм с пищей глюкоза не расходуется тканями из-за отсутствия поставщика-инсулина, а это становится причиной энергетического голодания клеток.

Поскольку запасы жира в отсутствии глюкозы могут использоваться организмом в качестве энергетического топлива, происходит компенсаторный запуск этого очень затратного, «дорогого» процесса, который используется только в крайних случаях. В результате расщепления жиров происходит образование ацетона и кетоновых тел, которые очень токсичны для нашего организма, особенно для клеток головного мозга. Значительное накопление кетоновых тел в крови больного диабетом ребенка приводит к закислению организма (смещению рН в кислую сторону). Так происходит развитие кетоацидоза, а также появление начальных, ранних признаков сахарного диабета у самых маленьких.

Ввиду того, что ферментная система у ребенка еще недостаточно полноценно развита, организм не может в быстрые сроки избавиться от нашествия целой армии кетоновых тел, которые при отсутствии должного лечения продолжают атаковать его.

Происходит развитие кетоацидотической комы, которая может стать конечным этапом в развитии болезни у еще совсем маленького, только начинающего познавать мир ребенка, естественно, если его родители будут продолжать игнорировать первые проявления диабета.

Так что очень и очень важно суметь самостоятельно обнаружить (или хотя бы заподозрить) диабет у ребенка и начать его лечение, ведь без преувеличения можно сказать, что это является вопросом жизни и смерти.

Кроме этого, вовремя начав заместительную инсулинотерапию, можно хоть как-то сохранить остаточную инсулиносекреторную функцию поджелудочной железы и замедлить процесс абсолютной гибели бета-клеток, который неизбежен, но все же чем дольше сохраняется остаточная функция, тем менее лабильным является течение болезни, а это крайне важно!

Наталья Владимировна Мухтапавелс,
врач-невролог

К заболеваниям опорно-двигательного аппарата относятся: детский церебральный паралич (ДЦП), нарушение осанки, синдром двигательных нарушений и другие.

Задачи физиотерапии у детей с данными нарушениями следующие:

1. Нормализовать соотношение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, которые ведут к уменьшению ригидности, спастичности мышц и интенсивности гиперкинезов (снизить возбуждение, усилить торможение в головном мозге).

2. Развить функциональные связи в головном мозге.

3. Выработать новые двигательные условные рефлексы, способность к произвольному торможению, развитию компенсаторных приспособлений.

4. Нормализовать мышечный тонус, улучшить координацию движений и осанку.

Физиотерапия является важной составной частью восстановительного лечения детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

В БУ «Няганский реабилитационный центр» в комплексной реабилитации применяются различные виды физиотерапевтических процедур, основанные на природных факторах:

• аппликации парафина и озокерита с антиспастической целью;

• различные виды электростимуляции мышц;

• электорфорез с лекарственным веществами;

• магнитотерапия;

• ультрафонофорез;

• подводный душ-массаж , который воздействует локально;

• спа-бассейн, с целью закаливание организма, нормализации сна и нервно- психической деятельности у ребенка;

• лекарственные ванны для укрепления иммунитета, расслабления организма, снятия стресса и невроза;

• гидромассажные ванночки для ног, для снятия напряжения, болевых ощущений, укрепления связок и суставов.

При условии своевременно начатого, постоянного и правильного лечения многие дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут обслуживать себя самостоятельно, качественно и социально активно.

Примерно четверть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют легкую форму заболевания, которая выражается в небольших затруднениях при ходьбе. У половины детей, страдающих этим недугом, наблюдаются поражения средней степени тяжести, из-за которых они нуждаются в постоянной опеке в течение всей жизни. Также четверть детей страдают от тяжелых форм заболевания. В таком случае они не могут ходить самостоятельно. Тем не менее, все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата должны получать образование, посильную профессиональную ориентацию и социальную адаптацию.

Татьяна Сергеевна Дуюнова,
медицинская сестра по физиотерапии

Физкультура – залог здоровья и успешного развития ребенка!

Все дети нуждаются в двигательной активности. Движения расширяют возможности ребенка, обогащают его двигательными умениями.

В БУ «Няганский реабилитационный центр» на занятиях по физкультуре в студии раннего развития «Я и мама» одной из главных задач физического воспитания является содействие своевременному формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков у детей раннего возраста.

Формирование двигательных навыков необходимо для гармоничного физического развития, координации движений, развития интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности.

Двигательное умение и двигательный навык – последовательные ступени на пути формирования двигательного действия. По мере многократного повторения движения операции, входящие в состав данного действия, становятся постепенно отработанными и привычными. В результате двигательное умение автоматически превращается в двигательный навык.

На занятиях по физкультуре используются разнообразные организационные формы: обучение основным движениям, различные виды ходьбы, бега, упражнения на равновесие, ползание, лазание, перелезания, подвижные игры. При этом учитывается интерес ребенка, удовольствие и радость от процесса, а не само по себе точное овладение отдельного упражнения или движения. Все двигательные действия ребенок осваивает с помощью родителей.

Для того, чтобы процесс освоения двигательными действиями был наиболее эффективным, необходимо прежде всего в семье создать условия для развития ребенка. Это могут быть семейные традиции, отдых, совместные занятия утренней гимнастикой, закаливание, малоподвижные и подвижные игры, прогулки на свежем воздухе в любое время года и другое.

Чем больше родители заботятся о физическом воспитании ребенка в раннем возрасте, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, ведь первые годы жизни ребёнка – очень важный этап, когда закладываются основы его будущего физического развития.

Наталья Сергеевна Иванова
инструктор-методист по адаптивной физической культуре

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Научно установлено, что уровень развития психических процессов детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Именно поэтому совершенствование мелкой моторики - одна из важных задач специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями.

С целью решения коррекционных задач при построении занятий по изобразительной деятельности с детьми есть некоторые особенности. Одна из них - применение здоровьесберегающих технологий перед непосредственной деятельностью, таких как пальчиковая гимнастика, самомассаж кистей рук и пальцев, крупотерапия.

Все это способствует:

 стимуляции кинестетических ощущений мышц;

 развитию зрительно-моторной координации;

 нормализации мышечного тонуса мышц рук.

Подготовил: Ольга Евгеньевна Лобашова,
психолог

На что следует обратить внимание родителям при подготовке ребенка в школу:

1) Правильное произношение ребенком всех звуков родного языка.

2) Учить ребенка рисовать солнышко, дерево, травку, домик, человека, елку, машину с колесами. Учить закрашивать и заштриховывать цветными карандашами простейшие орнаменты, книжки-раскраски. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и в будущем облегчит овладение написанием прописных букв.

3) Говорите с ребенком правильно, четко. Следите за чистотой и четкостью своего произношения.

4) Играйте в настольные игры. Во время игр повышается активность ребенка, голос становится уверенным, он учится выполнять правила, планировать свои действия, слушать собеседника и учитывать его желания и действия.

5) Учите ребенка слышать отдельные звуки. Как правило, лучше всего ребенок выделяет в речи гласные звуки [А], [О], [У].

6) Учите различать звуки, которые вы произносите, и «смешиваемые» ребенком звуки (сёл - шѐл, жажигалка - зажигалка и др.).

7) Учите ребенка делить слова на слоги при помощи хлопков в ладоши (ма – ши – на).

8) Учите анализировать слова на слух: МАК – какой ЗВУК ты слышишь первым (вторым, последним)?

9) Можно учить читать, но обязательно при этом следуйте методике обучения чтению или подберите специалиста, который сделает это за вас.

10) Можно рассматривать картинки или беседовать на прогулке: Кто? Что делает? Где? Когда? Куда?

11) Особое место в подготовке к школе заслуживает умение ребенка пересказать сказку или рассказ, понимать его, рассказать содержание с обязательным умением употреблять имена героев.

12) Учить стихи. Это не только тренирует память, но делает общее звучание четким, ясным, эмоционально окрашенным. Желаем успехов!

Подготовил: Уткина Наталья Александровна,
логопед