Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Depresiya Suiside

 

Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Но для начала, важно понять, что под ним подразумевается:

Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни. К подобному поведению относятся суицидальные мысли, замыслы, намерения, суицидальные попытки и завершенный суицид.

Случаи такого поведения у детей, например, высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.

Одной из причин выбора подобного способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает, как способ воздействия на значимых близких. Таким способом  дети пытаются вызвать сочувствие, а может даже наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти, как о необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствие жизненного опыта, даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно опасной.

Какие внешние изменения в поведении детей и подростков могут свидетельствовать о попытках совершить суицид:

  • недостаток сна или повышенная сонливость; 
  • нарушение аппетита;
  • признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
  • усиление чувства тревоги, печальное настроение;
  • признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
  • неряшливый внешний вид;
  • усиление жалоб на физическое недомогание;
  • склонность к быстрой перемене настроения;
  • отдаление от семьи и друзей;
  • излишний риск в поступках; 
  • выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
  • открытые заявления: "Ненавижу жизнь"; "Не могу больше этого выносить"; "Жить не хочется"; "Никому я не нужен".

! Важно помнить, что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.

При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:

  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления от услышанного и не осуждать за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; (Высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным.)
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в подростка надежду; (Она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.)
  • оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь;
  • оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги;
  • внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии;
  • не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он/она о самоубийстве.

Если вы почувствовали желание ребенка совершить суицид, обязательно обратитесь за помощью к специалистам (психологи, психиатры).

 

Подготовила психолог отделения социальной реабилитации и абилитации О.Е. Лобашова

 

Гарденотерапия3гарденотерапия1Гарденотерапия2

Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения человека к работе с растениями.

На занятиях гарденотерапией получатели социальных услуг:
знакомятся с различными видами семян и растений,сажают, наблюдают за ростом и развитием растений, учатся быть терпеливыми и внимательными, заботливыми и трудолюбивыми, узнают о многообразии форм и цвета плодов растений, получают навыки ухода и содержания комнатных растений, учатся изготавливать поделки из природного материала.

Взаимодействие с природой раскрывает дополнительные возможности ребенка, расширяет жизненные пространства, обогащает социально-адаптированный опыт, развивает эмоционально-волевую сферу; формирует художественно-эстетический вкус, познавательную и трудовую активность.

Автор статьи

специалист по социальной реабилитации отделения дневного пребывания

БУ «Няганский реабилитационный центр»

Шепелева Альбина Александровна

Lemons

Уже с декабря мы начали ощущать недостаток света и снижение жизненной энергии. В январе, как и на протяжении всей зимы, мы находимся в состоянии зимней спячки, словно медведи в берлоге. Конечно, мы продолжаем вести привычный образ жизни, ходим в детский сад или в школу, на работу, занимаемся спортом и т.д.

Однако, именно зимой мы испытываем состояние повышенной сонливости, наша активность падает, мы становимся медлительнее и нам требуется больше времени на выполнение привычных действий. Из-за недостатка света мы испытываем настоящий стресс. Наша кожа не получает необходимые ей витамины, из-за чего становится бледной. Глаза теряют блеск, а запас сил истощается. Плюс ко всему, зима – время депрессий и переедания, что неразрывно связано друг с другом. Зимой наш организм испытывает высокую потребность в витамине С, который предупреждает вирусные заболевания, а также в магнии, железе, цинке, которые мы поглощаем вместе с фруктами и овощами.

Мы также нуждаемся в витамине D, который также важен при профилактике простудных заболеваний. Зимой наше тело с трудом может его синтезировать, поэтому необходимо получать его из вне. Что же делать, что бы разгар зимнего периода не проходил для нас столь мучительно? Кроме занятий спортом, полноценного сна и создания общего положительного настроя, мы корректируем режим питания. В первую очередь он должен быть направлен на восполнение запаса всех необходимый организму витаминов и питательных веществ, которые, в свою очередь, призваны повысить наш энергетический запас и поддерживать наши силы на достаточном уровне на протяжении всего зимнего периода. Для этого, в ежедневный рацион должны входить продукты питания наиболее рекомендуемые к употреблению в данное время года. Рассмотрим некоторые сезонные фрукты января.

 

Грейпфрут

Цитрусовый фрукт, появившийся в результате скрещивания апельсина и помело. Грейпфрут содержит огромное количество витаминов (А, B1, P, D, C), органических кислот, минеральных солей. В его составе также пектин, фитонциды, эфирные масла. Очень важным элементом, содержащимся в грейпфруте является нарингин. Это вещество содержится в белых перегородках фрукта, которые не рекомендуется удалять. Нарингин способствует снижению уровня холестерина в крови, а также оказывает лечебное воздействие на желудочно-кишечный тракт. Сам аромат грейпфрута положительно влияет на человека, повышает жизненный тонус, помогает бороться с депрессиями и переутомлением.

Лимон

Даже детям известно, что лимон содержит большое количество витамина С. Благодаря этой особенности употребление лимона является прекрасной возможностью укрепить свой иммунитет и защитить себя от простуды и гриппа. Особенно это необходимо в зимний период. Однако стоит учитывать правила употребления лимона:

~Лимон хорош именно как средство профилактики болезни, а не как лекарство, нет смысла есть его большими порциями, если вы уже заболели.

~ Под воздействием высоких температур витамин С и другие полезные вещества, содержащиеся в лимоне, разрушаются. Поэтому, добавляя лимон в горячий чай, вы не приобретаете ничего, кроме приятного аромата. Как вариант, вы можете подождать пока чай остынет и выдавить в него лимонный сок.

Полезных свойств у лимона бесчисленное множество: лимон оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему; цедра лимона очень полезна. Она обладает антибактериальным воздействием. Ее рекомендуется использовать при гнойной ангине и воспалительных процессах органов дыхания; лимон обладает антисептическими свойствами. Его сок рекомендуется употреблять при атеросклерозенарушениях обмена веществ, мочекаменной болезни, геморрое, лихорадке, заболеваниях слизистой рта; лимон способствует пищеварению, а также усвоению железа и кальция, облегчает колики и судороги.


Не рекомендуется употреблять лимон людям, страдающим гастритом, язвой, повышенной кислотностью желудка, повышенным давлением, панкреатитом.

Банан

Ничто так хорошо не избавляет от зимней депрессии как этот фрукт. Бананы по праву называются природным антидепрессантом. Употребляя бананы, вы способствуете образованию в своем организме вещества называемого серотонин. Именно это вещество отвечает в человеке за хорошее настроение, чувство радости и счастья. Систематичное употребление бананов поможет вам справиться с депрессией, раздражительностью и тоской. Банан достаточно калориен, в этом он схож с картошкой. Также он содержит большое количество сахаров, благодаря которым обеспечивается чувство сытости. Всего двух бананов достаточно, чтобы зарядить организм энергией перед двухчасовой физической нагрузкой. В банане, как и в любом другом фрукте, содержатся витамины, но главным его достоинством является высокое содержание в нем калия. Калий обеспечивает нормальную деятельность мягких тканей организма. Нервные клетки, мозг, почки, печень, мышцы не могут полноценно функционировать без этого вещества.Поэтому, употреблять бананы рекомендуется при активной умственной и физической деятельности.

Также к достоинствам бананов относится то, что они очищают организм от шлаков, уменьшают отеки, снижают уровень холестерина в крови, укрепляют иммунную систему, успокаивают нервы, способствуют спокойному сну, помогают справиться с воспалительными процессами слизистой оболочки рта, а также с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки.

Зимние месяцы – непростое испытание для наших иммунной и нервной систем. Но помните, что зима – это не только время простуды и гриппа. Выходите чаще на улицу, дышите свежим морозным воздухом. Сколько вариантов веселого и радостного времяпрепровождения дает нам выпавший в январе снег! Катайтесь на коньках и лыжах, лепите снежную бабу и катайте детей на санках. Не забрасывайте пробежки и занятия спортом до лета. Будьте энергичны!

Автор статьи

медицинская сестра социально-медицинского отделения

БУ «Няганский реабилитационный центр»

Тихонова А.В.

Часто родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или наоборот, чрезмерно застенчив. Он стал ранимым, впечатлительным или безучастным ко всему, плаксивым, конфликтным, постоянно недовольным всем. У него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, занятиям, учебе, затруднено общение и т.д. Как правило, такие состояния возникают у детей и подростков при наличии внутреннего психологического дискомфорта, проявляющегося в нарушении эмоциональных и поведенческих реакций, характерных для данного возрастного периода, - детского или подросткового невроза. Большинство неврозов, которые человек приносит с собой во взрослую жизнь, являются прямым результатом психологического неблагополучия в детстве или подростковом периоде.


1

Система взаимодействия родителей и детей «Особые дети - особое общение» дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю сторону общения. Каждая рекомендация основана на реализации определенного закона психологического развития ребенка.


1

Выражение лица - доброжелательное, приветливое, теплое, нераздраженное.

Тон голоса в разговоре с ребенком - доброжелательный, приветливый в любых ситуациях.

В лексике по возможности избегать высказываний:

  • всех частиц НЕ. Нужную фразу можно построить не используя их;
  • приказных фраз;
  • повелительного наклонения (например, возьми, скажи, сделай);
  • глаголов «должен», «обязан», «нужно».
  • ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклонение; местоимение МЫ (вместо Я и ТЫ).


1

Не надо:

  • вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить);
  • хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.

Помните:

  • телевизор, видео - не нянька, т.е. нужно вместе с ребенком смотреть передачи. Это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком (объяснить непонятное, побеседовать, задать вопросы);
  • если Вы огорчены чем-то, постарайтесь объяснить ребенку, что это связано не с ним, что находясь рядом с Вашим ребенком, будете в лучшем настроении, так как Ваш сын или дочь - это радость;
  • от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.

От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.


1

ЛЮБИТЕ РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ.

НЕ ЖДИТЕ ОТ НЕГО НЕВОЗМОЖНОГО.

 

Подготовила:

логопед отделения социальной реабилитации и абилитации

БУ «Няганский реабилитационный центр»

Рогозина Н.Н.