Требования к речи взрослых из ближайшего окружения ребенка с моторной алалией:
1. Свою речь надо строить из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов;
2. Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;
3. Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы;
4. Словосочетания нужно повторять несколько раз;
5. Слова надо произносить четко, с выделением ударного слога;
6. К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы.
Не нужно ждать, а тем более — требовать ответа на свои вопросы. Здесь применяется другая тактика: взрослый спросил, и сам ответил после небольшой паузы.
Очень важно рассматривание предметов и игрушек вместе с ребенком. Предмет нужно назвать, рассмотреть его, ощупать, произвести с ним действия. После многократного повторения в течение нескольких дней можно попросить ребенка принести предмет, или подать его, показать, как его нужно использовать. Так накапливается предметный словарь ребенка, идет подготовка к освоению фразы.
Автор статьи
логопед отделения социальной реабилитации и абилитации Н.Н. Рогозина