Дети, часто задавая взрослым вопросы: «почему», «зачем», «как» — ждут на них готовых ответов. Как же правильно отвечать на детские вопросы? Важно помнить, что познавательное развитие ребенка будет не тогда, когда вы сразу же попытаетесь дать «вразумительный» ответ, а если подумаете, осмыслите вопрос и решите, как и когда ответить. Например, ребенок задал вопрос, поставивший Вас в тупик — ни в коем случае не «придумывайте» ответ. Ведь ваш ребенок вам безоговорочно верит и может попасть в неловкую ситуацию. Представьте: ребёнок рассказывает друзьям то, что он теперь знает, а это оказывается неправдой.
Кроме того, не всегда надо давать детям ответы на их вопросы в виде готовой информации. Лучше показать, как и где можно найти ответы на интересующий вопрос.
1. Не спешите отвечать ребенку на заданный вопрос, даже если вы знаете ответ на него. Спросите у него, что он сам думает об этом. После ответа ребенка выскажите свое предположение по данному вопросу.
2. Ваши предположения могли совпасть. Следовательно, стоит узнать еще у кого-нибудь из знакомых. Чтобы не запутаться, можно записать ответ.
3. Ответов много, но нужен один! Предложите Вашему ребенку сделать выбор. Обязательно зафиксируйте, чей ответ выбран.
4. Кажется, что цель достигнута — ребенок получил ответ на вопрос. Но ответ необходимо проверить.
5. Не спешите показать ребенку, где можно найти правильный ответ. Расскажите, при помощи чего можно узнать правильный ли ответ выбрал ребенок: энциклопедии, интернет, и т. д. Не останавливайтесь только на Интернете. Если мы хотим, чтобы наши дети росли образованными, думающими, познавательно активными, стоит адресовать их к книгам.
6. В какой книге и как искать информацию — надо показывать и рассказывать. Как правило, дети еще не умеют читать, а если умеют, мелкий шрифт в содержании познавательных книг прочитать сложно, поэтому необходима помощь взрослых.
7. Итак, Вы вместе нашли ответ на вопрос. Сравните его с тем ответом, который был выбран.
8. Спросите у ребенка, где и с кем он может поделиться полученной информацией, Предложите оформить все этапы — это будет настоящий проект.
9. Если ребенок ходит в детский сад, принесите ваш проект в группу.— это будет его первая презентация.
Это получается детско-родительский проект. Ведь ребенок скоро пойдет в школу. И очень важно, чтобы его и ваша адаптация к школе прошла наиболее безболезненно. Вы спросите: причем тут проекты?
1. Выполняя домашние задания, ваши дети смогут ориентироваться в потоке информации, поиске ответов не только на поставленные учителем вопросы, но и на свои собственные. К вам будут обращаться в тех случаях, когда самим справится сложно.
2. Страх перед выходом к доске будет минимальным. Назовем этот страх волнением. Ведь освоив навыки презентации своих проектов, выйти к доске и рассказать выученный урок перед одноклассниками не составит труда.
3. Ваш ребенок обязательно найдет себе друзей - он знает много интересного и готов этим поделиться, не стесняется задавать вопросы о том, что его заинтересовало.
Помните, ответы на детские вопросы очень важны для ребенка и сильно влияют на его развитие и знания, старайтесь не давать готовую информацию, а подсказывать, где можно найти ответы и ищите их вместе!
Удачи вам!
Автор статьи
специалист по социальной реабилитации
БУ «Няганский реабилитационный центр»
Федосеева Валентина Анатольевна
Требования к речи взрослых из ближайшего окружения ребенка с моторной алалией:
1. Свою речь надо строить из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов;
2. Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;
3. Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы;
4. Словосочетания нужно повторять несколько раз;
5. Слова надо произносить четко, с выделением ударного слога;
6. К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы.
Не нужно ждать, а тем более — требовать ответа на свои вопросы. Здесь применяется другая тактика: взрослый спросил, и сам ответил после небольшой паузы.
Очень важно рассматривание предметов и игрушек вместе с ребенком. Предмет нужно назвать, рассмотреть его, ощупать, произвести с ним действия. После многократного повторения в течение нескольких дней можно попросить ребенка принести предмет, или подать его, показать, как его нужно использовать. Так накапливается предметный словарь ребенка, идет подготовка к освоению фразы.
Автор статьи
логопед отделения социальной реабилитации и абилитации Н.Н. Рогозина
С младенческих дней ребёнок активно общается с помощью звуков и мимики, проделывает массу разнообразных движений языком, губами, челюстью. Такие движения играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность и сила этих движений развиваются у ребёнка постепенно. Чтобы правильно произносить звуки, ребёнок должен научиться выполнять комплексы артикуляционных движений. Главная задача гимнастики – тренировка подвижности всех органов артикуляционного аппарата. Развить речевые органы помогут два вида гимнастики: пассивная и активная.
Пассивную артикуляционную гимнастику рекомендуют маленьким детям (до 2 лет) и дошкольникам старшего возраста. Пассивные движения нужно выполнять ежедневно медленно и ритмично, повторяя каждое движение 3 - 4 раза.
Активная артикуляционная гимнастика. Её ребёнок выполняет сам, повторяя движения, показанные взрослым, удерживая органы артикуляции в определенной позе в течение 2-5 секунд. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично в течение 5-10 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка. Каждое упражнение ребёнок повторяет от 2 до 5 раз. Если у ребёнка не получается какое-то движение, это служит сигналом к тому, что именно этот отдел мышц органов артикуляции нужно активно развивать, для чего определённый вид упражнений следует выполнять чаще остальных. Артикуляционную гимнастику лучше проводить в игровой форме, что придаёт занятиям положительную эмоциональную окраску, создаёт у ребёнка позитивный настрой.
Регулярно занимайтесь со своими детьми и результаты вас обязательно порадуют!
Автор статьи логопед отделения дневного пребывания
БУ « Няганский реабилитационный центр»
Т.Ю. Филатова