Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«Няганский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
Баннер для СОЦ
8 (34672) 9-70-42

Статьи сотрудников

Одной из важных сторон в воспитании детей является воспитание самостоятельности. Чаще всего родители задумываются об этом, когда ребенок идет в первый класс, когда к нему предъявляется много требований. Но воспитание самостоятельности необходимо начинать с самого раннего возраста. Уже в 2-3 года у ребенка необходимо сформировать следующие навыки:

- умение самостоятельно занять себя хотя бы на непродолжительное время;

- самому проситься и ходить на горшок;

- умение одеваться и раздеваться (трусы, носки, колготки, шорты);

- самостоятельно кушать ложкой;

- умение пользоваться мылом, смывать его водой, вытираться полотенцем;

- убирать игрушки на свои места.

На третьем году жизни происходит очень интенсивное развитие самостоятельности у малыша. В этом возрасте ребенок часто повторяет: «Я сам!». Поэтому родители не должны препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий.

Наблюдения показывают, что дети, у которых с раннего возраста не воспитывалась самостоятельность, испытывают трудности при поступлении в школу. Несамостоятельным школьникам сложно справляться с поставленными перед ними задачами.

Причины низкой самостоятельности у детей:

1) Большое количество взрослых, окружающих детей чрезмерной заботой и вниманием (мама, папа, бабушка, дедушка, тети и дяди), которые все делают за ребенка сами. В такой ситуации развитие самостоятельности не происходит;

2) Гувернантки и няни, на которых часто оставляют детей дома, тоже не всегда добиваются самостоятельности от детей. Им легче самим накормить, одеть, раздеть ребенка, чем заставить его это сделать самому. Поэтому такие вопросы следует обговаривать с нянями сразу;

3) Родители часто не доверяют или не позволяют выполнить желаемые ребенком действия, которые он просит выполнить сам, но пока что это у него получается плохо. А когда вырастет и будет уметь, то уже не захочет. А ведь можно позволить малышу помочь по хозяйству. Да, придется не только следить, чтобы малыш не упал, не разбил, но и учить его подметать пол и мыть посуду;

4) Часто родители спешат на работу или с работы домой и им всегда некогда ждать, пока ребенок сам оденется, зашнурует шнурки, застегнет молнию. А ведь ребенок должен учиться обслуживать себя сам.

Как развивать у детей самостоятельность

1. Включайте ребенка в деятельность, которая ему интересна, где он сможет добиться успеха и терпеливо, спокойно требовать выполнения пока еще трудного для него задания.

2. Постепенно расширяйте круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудных ситуациях и одновременно обучая необходимым правилам (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку должны быть понятны).

3. Помогая осваивать необходимые навыки, не выполняйте за ребенка то, что он уже может делать сам. Делайте «вместе» с ребенком, а «не вместо него».

4. Позволяйте малышу принимать самостоятельные решения, развивайте способность пояснять и отвечать за свои действия, тем самым стимулируя возникновение у него чувства ответственности и внутренней дисциплины.

5. Подсказывайте ребенку в ситуациях, когда он может помочь взрослому, защитить более слабого, поделиться конфетами или игрушками со сверстниками.

6. Поддерживайте в ребенке чувство уверенности даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий. Говорите о том, что он совершил плохой поступок, а не то, что он сам плохой.

Уважаемые родители! Лучшее, что вы можете дать своим детям - это возможность с раннего детства поверить в свои силы и постоянно расширять область реальной практической самостоятельности, подтверждая тем самым свою успешность. Всегда оставайтесь, прежде всего, любящими родителями, помните, что внимательное отношение к детям – главный источник душевных сил ребенка и благоприятного психического развития.

Любовь Константиновна Снигирева, психолог

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми предстоит ребёнку. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка и его личности.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.

В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки:

 сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда);

 технические (транспортные, конструкторы и т.д.);

 игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка);

 игрушки-забавы: театральные, музыкальные;

 крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы.

Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя.

Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к коллективной игре, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные особенности игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевидение. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её чаем». Игрушка для ребёнка полна смысла.

Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом, и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяющей кругозор ребёнка.

Но никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку напарников по игре. Вынужденная необходимость играть одному может привести к перевозбуждению его нервной системы. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.

Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, и, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её правильно!

Наталья Николаевна Рогозина, логопед

Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть основаны на доверии. Доверие легко потерять, а вернуть очень сложно.

Родители часто задают вопрос, как построить доверительные отношения с детьми? Доверие основывается на душевном спокойствии и дает уверенность в близком человеке. Ребенок с самого рождения зависит от мамы и полностью на нее полагается. Мама кормит ребенка, заботится о нем, оберегает. Психологи утверждают, что маленькие дети уже доверяют маме. Позже у ребенка появляется доверие к папе, дедушкам и бабушкам.

От поведения родителей зависит, станет ребенок им доверять или нет. Почему родители теряют доверие детей?

 Первой причиной является нехватка общения. Дети подрастают, а у родителей на общение не хватает времени.

 Обман родителей также ведет к потере доверия, так как дети очень тонко чувствуют обман и ложь. Родители часто обещают детям выполнить то, что не смогут выполнить. Если ребенка часто обманывают, доверие будет потеряно.

 Родители должны быть для ребенка примером только хорошего поведения. Нежелательные последствия имеет любое физическое наказание ребенка.

Авторитет родителей разрушают постоянные угрозы и ругань. Результат такого их поведения приведет к тому, что ребенок начнет замыкаться в себе. Вырастает такой ребенок и оказывается, что он совсем не приспособлен к жизни, так как не умеет справляться с трудными ситуациями.

Залог правильного развития ребенка - доверительные и добрые отношения в семье. Чтобы сохранять такие отношения со своим ребенком, взрослым надо учиться держать под контролем свои эмоции. Бывают ситуации, когда родители срываются и начинают кричать на ребенка, а нужно стараться признавать свои ошибки и попросить у ребенка прощение за грубость. Это поможет сохранить доверие.

Мама и папа должны уважительно относиться к мнению ребенка, его чувствам и переживаниям. Нельзя говорить ему обидные слова, они могут его сильно задеть и обидеть. Обидными словами можно поставить ребенка в неловкое положение, а этого нельзя допускать. Родители не должны делать ребенку замечания в присутствии сверстников или взрослых. Это особенно сильно ранит его. Поведение ребенка, особенно его отрицательные поступки, нельзя обсуждать с посторонними людьми.

Довольно часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, требуя от него высокого уровня успеваемости в учебе или высоких спортивных достижений. Но дети все разные и есть такие, которые стараются, но у них ничего не получается. Ребенку может не нравиться та же секция, которую он посещает только потому, что ее выбрали родители. В подобных ситуациях появляются напряженные отношения, и родители постепенно теряют доверие своего ребенка. Не нужно чересчур много требовать от ребенка. Родители должны узнать у него, чем он хочет заниматься в свое свободное время, что ему интересно.

С малых лет ребенка нужно привлекать к участию в семейных обсуждениях и домашних делах. Ребенок должен почувствовать, что ему доверяют. Ребенку нужно давать несложные и безопасные поручения. Во всех начинаниях родители должны поддерживать ребенка и чаще его хвалить. Совместная работа по дому воспитывает в ребенке уважение к родителям.

Не осуждайте его и не запрещайте выбирать друзей, иметь свои интересы, симпатии и антипатии.

Не навязывайте свое мнение, не докучайте постоянным контролем. Однако вы, родители, должны обязательно знать, с кем и где находятся ваши сын или дочь.

Ирина Юрьевна Ужегова,

специалист по комплексной реабилитации

По мнению стоматологов, многие люди неправильно чистят зубы, что может привести к различным заболеваниям десен и полости рта. А здоровые зубы важны не только для взрослых, но и для детей, хотя их зубки еще временные!

Первое знакомство малыша с зубной щеткой можно начинать уже с того момента, когда прорезался первый зубик. В это время можно использовать специальные щеточки-напалечники. Легкими массирующими движениями мама нежно очищает полость рта ребенка, зубную пасту при этом не используют. Уже к 10-12 месяцам можно приобрести специальную зубную щетку для малышей, выполненную из эластичных материалов и имеющих специальные ограничители.

В 2-3 года (в зависимости от готовности малыша) можно начинать учить ребенка самостоятельно чистить зубы. Сначала ребенок чистит зубы сам, чтобы почувствовать, как это происходит, а затем мама может ему почистить зубки еще раз. Важно сразу научить малыша чистить зубы правильно (а время чистки зубов и последовательность операций одинакова для взрослых и детей).

Во время чистки зубов необходимо соблюдать несколько простых правил:

1) Чистить зубы необходимо 2 раза в день (утром и вечером), длительность чистки зубов составляет 2-3 минуты;

2) Зубную щетку выбирать в соответствии с возрастом ребенка, менять щетку на новую необходимо каждые 2-3 месяца, нежелательно использовать у детей электрическую щетку, так как она может повредить нежную зубную эмаль;

3) Наносить на щетку небольшое количество детской зубной пасты, так как большее ее количество будет мешать ребенку из-за образования большого количества пены; паста должна быть безопасной для ребенка и иметь отметку «СтАР» (стоматологическая ассоциации России);

4) Следовать простому алгоритму при чистке зубов:

 держать щетку правильно – под углом 45 градусов по отношению к деснам;

 начинать чистку зубов с верхнего ряда: движениями сверху-вниз очищаем наружную поверхность зубов начиная с задних, затем «выметающими» движениями сверху-вниз очищаем внутреннюю поверхность зубов;

 жевательные поверхности зубов чистить в горизонтальном направлении;

 затем переходим к чистке зубов нижней челюсти, производим те же движения, только по направлению снизу-вверх, затем чистим жевательную поверхность нижних зубов;

 после этого очищаем язык обратной стороной головки зубной щетки, направление движения от корня к кончику языка;

 в конце процедуры можно мягкими круговыми движениями при сомкнутых челюстях произвести массаж десен;

 после чистки зубов необходимо проследить, чтобы ребенок полностью выплюнул остатки зубной пасты и хорошо прополоскал рот теплой кипяченой водой.

Соблюдение этих простых правил поможет ребенку избежать многих заболеваний полости рта и сохранить свои зубы здоровыми. Но самое главное, что нужно запомнить всем родителям: чтобы привить ребенку навыки гигиены необходимо самим строго соблюдать все правила! Ведь дети учатся, глядя на нас!

Наталья Владимировна Мухтапавелс,

врач-невролог

Формирование пространственных представлений - одно из важнейших условий успешной учебной деятельности ребенка. Ориентировка в пространстве является непростой задачей на протяжении всего дошкольного периода.

Первым шагом в формировании пространственных представлений должна стать маркировка левой руки ребенка. Для этого наденьте на нее браслет или часы. Тем самым ребенок приобретает «точку отсчета», запоминает, что левая сторона - это там, где браслет, верх - это голова, солнце, небо, низ - ноги, земля.

Для успешного обучения в школе ребенок также должен свободно ориентироваться на плоскости, на листе бумаги. Для этого сначала формируется понятие угла (правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний). Далее формируется понятие о центре листа.

Например, можно поиграть с ребенком в игру «Муха в клетке»: в центре квадрата из девяти клеток сидит «муха». По инструкции взрослого ребенок двигает камешек по квадратам. Затем задания усложняются, и ребенок выполняет инструкции глазами, и в конце ставит камешек в нужном квадрате.

Ориентировка в клетке ведется в аналогичной последовательности, т.к. клетка является маленькой копией листа. На этом этапе полезно предлагать детям рисовать графические узоры:

- одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх и т.д. до конца строки.

- две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз, две клетки вправо и т.д. до конца строки.

Если у ребенка не сформирована пространственная ориентировка к концу дошкольного периода, то это является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении им школьными навыками.

Татьяна Юрьевна Филатова, логопед