Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Инфографика Здоровое питание А1 2015 compressed Инфографика Здоровые цифры здорового человека 2015 compressed  Инфографика Какая физнагрузка необходима А5 2019

 Сегодня  отмечается Всемирный день здоровья и 75-летие Всемирной организации здравоохранения!

Лозунг Всемирного дня здоровья 2023 года - «Здоровье для всех»!

Интересные факты о здоровье:
  • Самой здоровой нацией по праву считаются японцы. Они считаются очень трудолюбивыми и пунктуальными, но это не мешает им находить время для расслабления и отдыха. Японцы даже разработали систему 5S, которая помогает поддерживать баланс между личной жизнью и работой.
  • Скорость некоторых процессов нашего организма можно сравнить с реактивной. Например, воздух при чихании вырывается со скоростью 160 км/ч (на такой скорости двигается скоростной поезд), а при кашле он может доходить до 900 км/час (скорость самолета).
  • Стрессовые ситуации являются причиной 90% заболеваний, в том числе и наследственных. Это связано с тем, что напряжение ослабляет организм, нарушает процессы переваривания пищи и эмоциональное состояние. Высокие показатели стресса в Южной Корее связаны с построением карьеры.
  • Мозг не ощущает боль, но может принимать сигналы, направляемые организмом.

Здоровый образ жизни – путь к крепкому здоровью!
 
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

   1 1

 Когда ребенок идет в школу — это важная перемена в его жизни и в жизни всей семьи. Школа – это место, где ребенок получает не только знания об окружающем мире, но и возможность взаимодействовать с разными людьми, учиться планировать свои дела, ставить перед собой цели и достигать их. На все это ребенок затрачивает большое количество энергии, что в свою очередь вызывает повышенное напряжение, тревожность.

    Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального  неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Специалисты, работающие с детьми, заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Однако психологи отмечают, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. У тревоги есть и польза. Её задача сделать человека более восприимчивым, осторожным и внимательным в период опасности. В школе тревога - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Вместе с тем, интенсивность тревоги не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой она начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние. Когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, то ребенка охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, дети либо устраняются от деятельности, либо все свои усилия направляют на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматываются, что не в состоянии выполнять иные действия.

Что вызывает повышенную тревогу у детей?

На появление тревоги влияют следующие факторы:

- особенности нервной системы ребенка. Есть дети, которые изначально более ранимы, более чувствительны к стрессам, к повышенной нагрузке.

- адаптация в школе. Этот фактор играет огромную роль как при поступлении в 1 класс, так и в период перехода в среднее или старшее звено.

- отсутствие поддержки в школе.

- отсутствие постоянства правил в школе и дома.

- успеваемость ребенка.

- чрезмерные требования к ребенку со стороны взрослых (как со стороны родителей, так и со стороны учителя).

- конфликты в школе, буллинг, агрессия со стороны окружающих.

- потеря близких людей, внезапные перемены в жизни ребенка, переезды, конфликты дома.

По каким признакам взрослый может понять, что у ребенка уровень тревоги повышен?

- частые проявления беспокойства, а также большое количество страхов, причем страхи возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит;

- нежелание ходить в школу, прогулы;

- низкая самооценка, неуверенность в своих силах, нерешительностью;

- повышенная чувствительность к неудачам;

- склонность отказываться от деятельности, где ожидают провал;

- склонность к вредным привычкам невротического характера (дети грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, жуют одежду или предметы, перебирают мелкие предметы и др.);

- выражение лица часто серьезное, сдержанное, глаза опущенные, на стуле сидят крайне аккуратно, стараются не делать лишних движений, не шуметь;

- в поведении проскальзывают элементы более раннего детства: легко впадают в слезы, перестают делать то, что вроде бы давно умели;

- раздражительность и агрессивность в поведении как способ снятия напряжения;

- на уроках пассивны, скованны, на переменах не могут найти себе место, стараются меньше принимать участие в общих делах, находятся «вне» коллектива;

Как родители могут помочь ребенку?

  1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
  2. Практикуйте телесные игры (обнимания, тактильные игры, игровые массажи).
  3. Научите ребенка самоконтролю: сосчитать до 5, глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть и др.
  4. Чаще хвалите ребенка, но так, чтоб он знал за что.
  5. Всегда обращайтесь к ребенку по имени.
  6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения. По возможности, контролируйте свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учите только необходимым мерам безопасности. Не представляйте ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают опасности.
  7. Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Ставьте перед ним те задачи, которые он сейчас может решить сам, и задачи, которые он решит с помощью взрослого.
  8. Если ребенку трудно дается учеба в школе, то пусть в его жизни будет кружок или увлечение, в котором он будет успешен.
  9. Уменьшить количество наказаний. Ввести систему не наказаний, а последствий от проступка.
  10. Даже прибегая к наказанию, не унижайте ребенка. Это не должно быть «прилюдно», не стоит оскорблять или физически унижать.
  11. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть. Проявляйте безусловную любовь к своему ребенку.

Авто статьи

Психолог БУ «Няганский реабилитационный центр»

Наталья Сергеевна Киреева

lyudi levshi.orig

    К четырем годам ребенок уже начинает определяться с ведущей рукой. Мешать и переучивать его не следует.

    Значительный процент леворуких детей имеют нарушения речевого развития вследствие несформированности речевого звукоразличения.

   Необходимо обучать дошкольников звукобуквенному анализу, умению слушать, слышать и выделять звуки, определять их порядок и последовательность в слове.

    Переучивать леворукого ребенка – это значит серьезно менять его биологию, перекраивать сложившийся стойкий стереотип деятельности, что окажет отрицательное влияние на психику ребенка, приведет к появлению разнообразных невротических расстройств – страхов, тиков, нарушений сна.
  Если ребёнок левша, его левое и правое полушария отвечают за разные функции. Левое контролирует логику, правое — образы, чувства, эмоции. Кроме того, одно из полушарий всегда доминирует над другим. Мышление ребенка-левши имеет свои нюансы: он мыслит образами, классическое логическое мышление дается ему сложнее. Выстраивание взаимосвязей, разделение важного и второстепенного, способность обобщать — все это дается с трудом. Однако такие дети способны видеть нестандартное в самых обыденных вещах и могут придумать необычное решение задачи.

  Прежде всего, примите ребенка таким, какой он есть. Не ругайте за медлительность, чрезмерную эмоциональность, проблемы с письмом, чтением, вниманием и так далее. У вашего левши масса талантов, которые он обязательно проявит, если вы создадите благоприятные условия:

  1. Развивайте координацию движений: двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, зарядка, спортивные секции, плавание.
  2. Обустройте рабочее место: настольная лампа должна стоять справа, ручку лучше использовать капиллярную (чтобы паста быстрее высыхала при письме). В школе детей учат писать буквы в слове слитно, без отрыва ручки от листа бумаги. Такая методика не применима к левшам, как и проверка на скорость чтения.
  3. Учите «тактильно»: левшам тяжело дается заучивание наизусть и зрительное восприятие информации. Чтобы научить застегивать пуговицы, возьмите ручки ребенка в свои и вместе застегните и расстегните все пуговицы. Чтобы легче запомнить цифры и буквы (а также их правильное написание), вы можете их лепить, рисовать пальчиками на песке, крупе. Такие упражнения развивают мелкую моторику, а вместе с ней и речь.

          При обучении левшей занятия должны быть наглядными и осязаемыми.                            

  1. Тренируйте речь и слуховое внимание: больше разговаривайте, объясняйте, играйте в игры на развитие речи. Причем вашу речь, беседу, лучше подкреплять яркими образами, впечатлениями, тогда значение слов легче запомнится. Например, одно дело – если вы показываете лошадь в книге и называете «лошадь», другое дело – если малыш погладил настоящую лошадь, может быть, покатался на ней. Во втором случае он точно запомнит, что это была «лошадь».
  2. Включайте ребенка в выполнение бытовых действий(убрать игрушки, помочь маме на кухне) – такая деятельность незаметно, но эффективно развивает мелкую моторику, глазомер, ориентацию в пространстве.

      Главное, понять, что леворукость (правополушарность) – это нормально, это особый креативный вид мышления, который не надо менять. Надо лишь чуть-чуть помочь ребенку-левше в освоении некоторых функций, чтобы он чувствовал себя уверенно и комфортно среди правшей.

 

Подготовила логопед отделения

социальной реабилитации и абилитации

Уткина Наталья Александровна

1 1 1

 

Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними. В игры можно играть дома, на кухне, по дороге в детский сад, в транспорте, во время прогулки.. Папа, мама, поиграйте со своим ребёнком, пожалуйста.

Игры со словом и в слова активизируют речь и мышление детей.

Полезно предложить ребёнку придумать определение к тому или иному слову. Например,  Какой бывает хлеб? Белый, черный, ароматный, свежий. Какой ещё? Назови, пожалуйста. Ребенок сам придумывает  прилагательные, определяющие качество хлеба: черствый, вкусный, ржаной, сдобный, мягкий, душистый и т.д. Можно таким образом описывать погоду, игрушки, транспорт, животных и т.д.

Давай поиграем в игру «Наоборот». Я скажу слово «короткий», а ты придумай противоположное по значению («наоборот») – «длинный»; «холодный».  Игру «Наоборот» можно проводить для упражнения  ребенка в употреблении глаголов «поднять - бросить», существительных  «пол - потолок», «мальчик-девочка»; наречий «близко-далеко», «плохо - хорошо»; сравнительных наречий «глубже-мельче», «больше - меньше» и т.д.

На свежем воздухе можно поиграть в такие игры: «Какой это лист?», «С какого дерева листок?»

Игру «Какой это лист?» Лист клена называется кленовым. А лист берёзы как будет называться? (березовым) А лист дуба..., тополя.., рябины.., осины? И т.д.»

Игру же «С какого дерева листок» можно провести наоборот. Взрослый говорит: «Березовый лист упал с березы, а дубовый лист с какого дерева упал? (с дуба) А кленовый лист? И т.д.»

На кухне, пока  готовят ужин, можно поиграть в такие интересные игры «С чем пекут пироги?» «Пирог с капустой называется – капустный, пирог с вишней, – какой?(вишневый);  с рисом…(рисовый); с мясом…(мясной) и т.д.»

Аналогично можно поиграть в игру «Из чего салат?» «Салат из овощей называется – овощной, а салат из огурцов? (огуречный) и т.д.»

Игры типа «Какой суп?», «Какой сок?», «Вкусная каша» упражняют детей в употреблении прилагательных. Например, мама говорит: «Суп из рыбы называется рыбный. А как называется суп с мясом? Мясной. Сок из яблок называется яблочный. А какой будет сок из персиков? Из моркови? И т.д.

Игру «Вкусная каша» можно также провести на кухне. Например, мама или папа готовят плов, ребенок рассматривает рисинку. Мама говорит :Посмотри, вот одна рисинка, вот две рисинки. Давай с тобой посчитаем, сколько рисинок в этой кучке. Таким образом, ребенок упражняется в счете, в отсчете: «Отсчитай, столько же рисинок сколько у меня» и употреблении прилагательных. Эта крупа называется – рис или рисовая крупа, а каша, приготовленная из этой крупы, будет называться рисовая. А как будет называться каша, приготовленная из манной крупы? Из пшенной? И т.д.

Игра «Что из чего?» учит ребёнка согласовывать прилагательные с существительными. Сок из яблок называется яблочный. А повидло из слив? (сливовое повидло) Джем из персиков? (Персиковый джем) Варенье из вишни? (вишневое варенье) и т.д.

Игра «Что получится, то и получится» учит ребенка составлению предложений, сочинению небылиц и нелепиц. Для этого необходимо научить ребенка отвечать на вопросы « Что? Кто? Какой? Где? Что делает?» Например, на вопросы: «Кто? Что?», ребенок отвечает: рак, шуба, ворон и т.д. «Какой?» - мокрый, синий, ласковый; «Где?» - в шкафу, на столе, на улице; «Что делает?» - плачет, скачет, греется. И в итоге вот что получается: «Рак мокрый в шкафу плачет». Или «Шуба синий на столе скачет». «Ворон ласковый на улице греется». Такие упражнения полезны в совершенствовании грамматического строя речи. И поощряйте детское творчество!!!

Дорогие мамы, папы, играя в эти несложные игры, вы помогаете ребенку расширять его словарный запас, а  это поможет вашему ребенку при дальнейшем обучении в школе.

1. Расскажите ребенку об опасностях, с которыми он может столкнуться в сети – онлайн хищники, онлайн мошенники, вредоносные программы, киберпреступность, кибербуллинг (интернет – травля), киднеппинг, сайты с негативной вредоносной информацией.
2. Используйте инструменты для реализации родительского контроля - используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю, установите антивирусное программное обеспечение для защиты от вредоносных программ, которыми интернет мошенники пользуются для кражи личных данных в преступных целях.
3. Ограничьте время использования устройств – интернет увлекает детей, особенно с точки зрения доступа к образовательным ресурсам и развлечениям, при чрезмерном использовании интернет может затормозить развитие ребёнка. Чтобы избежать злоупотребления нахождения ребёнка в сети, важно ограничить время использования цифровых устройств. Данная мера заставит ребёнка проводить больше времени в реальном мире с семьей и друзьями.
4. Объясните ребенку о важности использования сложного пароля и недопустимости разглашения личной информации - сложный пароль, состоящий из комбинации цифр, букв, знаков, чем сложнее пароль, тем сложнее взломать аккаунт, объясните ребенку, что пароль это конфиденциальная информация которую может знать только он и его родители, разъясните ребенку, что чем меньше ребенок будет выкладывать информации о себе и своих родственников то тем больше будет его защищенность.
5. Контролируйте ребёнка в сети и обучайте его информационной грамотности - дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, не должны оставаться наедине со всемирной паутиной. Находитесь рядом с ребёнком в момент использования сети. Таким образом вы сможете узнать какие сайты он посещает, и в то же время объяснить, как нужно правильно вести себя онлайн, объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, нецензурной брани, оскорблений, унижений, распространения сплетен или угроз другим людям.
6. Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.