Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается нарушениями звукопроизношения. Это объясняется тем, у детей недостаточно развиты движения органов артикуляционного аппарата и недостаточно сформирован фонематический слух. Поэтому речь ребенка еще не ясна и чиста по звучанию. Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие: согласные звуки произносятся смягченно: «сюлоськи» (чулочки), «зюби» (зубы). Реже, но все-таки наблюдается замена мягких фонем твердыми: «тота»

(тётя), «Луба» (Люба); большинство детей заменяет шипящие звуки ш, ж, ч, щ на свистящие с, з: «лосадка» (лошадка), «сапка» (шапка), дети совсем не произносят звук р:«ука» (рука) или заменяют его другими звуками л, л', в, й: «колова» (корова), «лот» (рот), звуки г, к, х заменяются на т и д: «дуси» (гуси), «тлеп» (хлеб). Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «тол» (стол), «ципёнок» (цыплёнок), «плесин» (апельсин), «мнемножко» (немножко).

Ребёнок четвертого года жизни правильно произносит всю группу свистящих звуков в открытых слогах (сова, лиса), но в тоже время может пускать их в сочетании с другими согласными звуками: «нег» (снег), «котёль» (костёр). Иногда он опускает другой согласный звук: зей (змей). Некоторые дети не различают звуки «С» и «Ц» и заменяют последний на «с»: «светы» (цветы), «сапля» вместо цапля. Сонорные «Р», «РЬ», «Л», ребёнок может заменять звуком «ЛЬ», реже «Й»: «лябота» (работа), при этом, как правило он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трёхсложных словах. В некоторых труднопроизносимых словах, ребёнок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например он может произнести слово пингвин как «пигин», ножницы как «нозицы», автомобиль как «амабиль».

Однако все эти несовершенства возрастные и при отсутствии нарушений в строении артикуляционного аппарата и нормальном уровне процесса общего и речевого развития постепенно исчезают к пяти годам, дети овладевают правильным звукопроизношением.

УСПЕХОВ ВАМ!

ПУСТЬ ВАШ МАЛЫШ РАЗГОВАРИВАЕТ ЧИСТО, ЧЁТКО И ВНЯТНО!

 

Подготовил логопед ОДП

Т.Ю. Филатова