Развитие правильного речевого дыхания обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условие для поддержания нормальной просодической стороны речи (мелодики, длительности, интенсивности, темпа речи и тембра произнесения).
Одной из задач логопедической работы является применение различных приемов дыхательной гимнастики, направленной на увеличение длительности и силы неречевого выдоха, а затем и выдоха в процессе фонации звуков, произнесении слогов и слов.
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе.
Статическая дыхательная гимнастика:
- сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги);
- сдуть ватку;
- подуть на султанчики
- погреть ладошки;
- подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;
- задуть в ворота легкие ватные шарики (мячи) и. т. д.
Дифференциация носового и ротового дыхания:
- вдох носом – выдох через рот;
- вдох одной ноздрей – выдох другой;
- вдох – выдох через нос;
- вдох носом – выдох через нос;
- вдох ртом – выдох через рот;
- вдох через одну ноздрю – выдох через другую;
- вдох через одну ноздрю – выдох через обе ноздри;
- вдох через одну ноздрю – выдох через рот в положении трубочка;
- вдох через нос – выдох через рот в положении трубочка толчками порционно.
Динамическая дыхательная гимнастика.
Расслабляющие движения:
- подражание полету птиц;
- поднять руки до уровня плеч и опустить, как пустые рукава, по бокам туловища;
- поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабленными руками вперед, назад;
- наклонить голову вперед, расслабляя мышцы;
- медленное круговое вращение головы справа налево и наоборот;
- медленное потряхивание кистью сначала правой руки по бокам туловища, потом левой, корпус слегка наклонен и др.
Дыхательные упражнения (традиционные) без речевого сопровождения:
- Поднятие на носках, руки вверх – вдох, опускаясь – выдох.
- Поднимание рук над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опускание рук – выдох.
- Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох.
- Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох.
- Отведение локтей назад – вдох, поставить руки в исходное положение – выдох, руки на поясе.
Речевая дыхательная гимнастика.
На завершающем этапе работы над дыханием в упражнения вводят слоги, слова, фразы, четверостишия и т. д. Целью этого этапа является распределение экономного выдоха на протяжении всего высказывания и сохранение темпо-ритмической и звуко-слоговой структуры высказывания.
- Слоги на одном выдохе и другие звукосочетания, но с правильно произносимыми звуками.
- Слова на одном выдохе: счет до 5, до 10, дни недели, времена года, названия месяцев
- Фразы на одном выдохе.
Эти упражнения помогут научить ребенка плавному, сильному, целенаправленному выдоху, что способствует формированию правильного звукопроизношения и развитию голоса.
Подготовила логопед
отделения социальной реабилитации и абилитации
Уткина Наталья Александровна