Все любят мультики. И взрослые и дети. А почему? Потому что там яркие краски и персонажи кажутся более живыми, всё ясно и понятно, показаны конкретные ситуации и примеры поведения в них. Но если раньше основным источником таких «моделей» были книги, то теперь технический прогресс принес еще одну форму познания мира – через изображение. Через мультфильм. Картины, фантазию, необычные образы, наполняющие мультики, по силе воздействия можно сравнить с книгами сказок.
Дети с ОВЗ имеют отклонения в психическом, физическом или сенсорном развитии. Из-за наличия того или иного заболевания у таких детей зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность, застенчивость, они не могут проявить себя в группе, держатся обособленно от остальных детей.
Мульттерапию рассматривают как одно из направлений арттерапии (психотерапии искусством). В мульттерапии можно выделить два направления: активное – создание мультфильмов и пассивное – просмотр мультфильмов. В своей работе я использую пассивную форму мульттерапии в индивидуальной либо групповой работе с детьми с ОВЗ. Один хороший мультфильм может быть «вместо тысячи слов». Они несут немаловажную воспитательную, познавательную и развивающую роль.
В процессе просмотра мультфильмов у детей формируются понятия
о добре и зле:«Ну, погоди», «Леопольд», «Лунтик», «Волшебник изумрудного города», «Фунтик», «Крокодил Гена»;
умение распознавать чувства и эмоции: «Ох и Ах», «Просто так», «Чучело-мяучело», «Сказка о старом эхо»;
про плохое и хорошее поведение, полезные привычки: «Антошка»,»Нехочуха», «Осторожно, обезьянки», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Бобик в гостях у Барбоса», «Замок лгунов», «В стране невыученных уроков», «Мойдодыр»
Нестандартные герои способствуют снятию комплексов, связанных со своей внешностью, ожиданиями окружения.. Ребенок начинает понимать, что может нравиться людям благодаря своему чувству юмора, приветливости и другим положительным чертам, даже если он не похож на принцессу и супергероя.Важно быть рядом с ребенком во время просмотра, чтобы объяснить непонятный момент, обратить внимание на важный эпизод, отразить свое отношение к происходящему, помочь ребенку отреагировать возникающие эмоции.
Правильно подобранные мультфильмы помогают ребенку полноценно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
Психолог отделения диагностики, разработки и реализации программ социально-медицинской реабилитации
Филиппова Ксения Аркадьевна
Принцип целенаправленности. Процесс воспитания в семье должен иметь определенную цель, которую родители стремятся достигнуть в воспитании своего ребенка. То есть, родители должны четко понимать, какие качества они хотят видеть в своем ребенке и, исходя из этого, выстраивать воспитательный процесс.
Принцип научности. Родителям необходимо удовлетворять потребность ребенка в познании окружающего мира. Построение воспитания на принципе научности так же предусматривает, что родителям необходимо опираться на последние достижения в области педагогики и смежных с ней наук. Родителям необходимо знать и понимать возрастные особенности своего ребенка.
Принцип уважения к личности ребенка. Родителям необходимо принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его особенностями, специфическими чертами, привычками и вкусами. Взрослые члены семьи должны уважительно относиться к ребенку, как к равноправной личности.
Принцип гуманности. Данный принцип подразумевает построение воспитательного процесса на уважении личности ребенка, его прав и свобод. Все участники семейного воспитания находятся в равных условиях и имеют равные права.
Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Воспитание необходимо выстраивать таким образом, чтобы педагогическое воздействие на ребенка было планомерно и соответствовало индивидуальным возможностям и потребностям ребенка.
Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.
Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Все они должны взаимодействовать между собой, с целью согласования методов и средств воспитания ребенка.
Специалист по работе с семьей
отделения социальной реабилитации и абилитации
Оксана Александровна Юлдашева
«Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства
в детской руке, тем ребёнок умнее». В. В. Сухомлинский
Все больше детей дошкольного возраста имеют особенности в речевом развитии. Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определенному звуку. Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов. Постоянное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.
Ежедневные занятия стандартной артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей, поэтому появилась необходимость в поиске упражнений в игровой, динамичной, эмоционально приятной форме. Тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности позволяет обратить особое внимание на развитие тонких движений пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био –человек, как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – плавные движения тела, рук, которые характеризуются непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей, синхронно с движениями органов артикуляции, активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.
Работу с использованием подобного метода можно разделить на несколько этапов:
На первом этапе детей знакомят со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, используя «Сказку о Веселом Язычке» – короткие стихотворные строки на каждое артикуляционное упражнение.
На втором этапе подключается «пальчиковый театр». Педагог показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом.
На третьем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение – сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке. Педагог должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
На четвёртом этапе артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики выполняется с использованием другой руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом.
На пятом этапе ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки в перчатках.
Шестой этап выполнения нетрадиционной артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой является заключительным. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к занятиям, улучшает состояние артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствует координацию движений, способствует развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.
Автор статьи
логопед отделения социальной реабилитации и абилитации
Уткина Наталья Александровна
Закаливание — это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления).
Это мощное оздоровительное средство, важный и необходимый элемент здорового образа жизни человека. Установлено, что систематическое закаливание снижает вероятность простудных заболеваний в четыре раза, и даже исключает их возникновение.
Физиологически закаливание можно объяснить так: происходит тренировка терморегуляторной системы человека, улучшение механизмов теплообмена. Важно соблюдать систематику выполнения и гигиенические принципы, которые заключаются в постоянном повторении воздействия на организм высоких и низких температур. Проводить эти процедуры могут как взрослые люди, так и дети. Эффективность от закаливания повысится, если комбинировать разные его виды.
К основным средствам и методам закаливания (по увеличению степени воздействия на организм) относятся: закаливание воздухом, солнечные ванны, водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание в естественных водоемах, бассейнах или в морской воде), обтирание снегом, хождение босиком, баня или сауна с купанием в холодной воде.
Закаливание воздухом, водой, солнцем, массаж и гимнастика укрепляют нервную систему, улучшают работу сердца, легких, пищеварительной и выделительной систем, улучшают состав крови, повышают обмен веществ и невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.
При организации закаливания следует соблюдать ряд принципов для достижения наибольшего эффекта:
1. Закаливающие процедуры надо проводить систематически. При нерегулярном проведении организм не может выработать необходимые реакции;
2. Следует соблюдать принцип постепенности в увеличении силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного приспособления организма к изменяющимся условиям;
3. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным;
4. Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его реакцию на применяемые раздражители. Закаливание можно проводить только при положительном настрое ребенка к процедуре;
5. Применение принципа индивидуальности.
Правильное и систематическое закаливание способствует повышению работоспособности, росту физической выносливости, нормализации эмоциональной сферы.
Подготовила инструктор-методист по адаптивной физической культуре
отделения социальной реабилитации и абилитации
Дутова Лилия Сергеевна
Психолог Няганского реабилитационного центра Елена Игнатьевна Лобанова и специалист по социальной реабилитации Альбина Сириновна Кагарманова провели в студии "Я и Мама" АРТ- занятие, на котором показали нетрадиционный способ рисования "Кляксография".
Кляксографией называется рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых необходимо разглядеть определенный образ, подключив фантазию.
На этот раз мы использовали технику выдувания клякс с помощью коктейльных трубочек.
Рисование в такой технике оказывает положительное влияние:
*развивает фантазию и воображение;
*учит ребенка справляться с поставленными задачами,
*стимулирует мелкую моторику;
*активизирует образное мышление;
*помогает вырабатывать силу выдоха.
Автор статьи: