«Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства
в детской руке, тем ребёнок умнее». В. В. Сухомлинский
Все больше детей дошкольного возраста имеют особенности в речевом развитии. Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определенному звуку. Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов. Постоянное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.
Ежедневные занятия стандартной артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей, поэтому появилась необходимость в поиске упражнений в игровой, динамичной, эмоционально приятной форме. Тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности позволяет обратить особое внимание на развитие тонких движений пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био –человек, как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – плавные движения тела, рук, которые характеризуются непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей, синхронно с движениями органов артикуляции, активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.
Работу с использованием подобного метода можно разделить на несколько этапов:
На первом этапе детей знакомят со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, используя «Сказку о Веселом Язычке» – короткие стихотворные строки на каждое артикуляционное упражнение.
На втором этапе подключается «пальчиковый театр». Педагог показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом.
На третьем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение – сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке. Педагог должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
На четвёртом этапе артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики выполняется с использованием другой руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом.
На пятом этапе ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки в перчатках.
Шестой этап выполнения нетрадиционной артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой является заключительным. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к занятиям, улучшает состояние артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствует координацию движений, способствует развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.
Автор статьи
логопед отделения социальной реабилитации и абилитации
Уткина Наталья Александровна