Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

 «Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства

в детской руке, тем ребёнок умнее». В. В. Сухомлинский

Все больше детей дошкольного возраста имеют особенности в речевом развитии. Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппара­та принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определенному звуку. Для формирования необходимых и полноценных ар­тикуляционных укладов используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из ком­плекса специальных упражнений, направленных на развитие основ­ных движений органов. Постоянное выполнение гимна­стики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

          Ежедневные занятия стандартной артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей, поэтому появилась необходимость в поиске упражнений в игровой, динамичной, эмоционально приятной форме. Тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности позволяет обратить особое внимание на развитие тонких движений пальцев рук.  Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

          «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био –человек, как биологический объект; энергия – сила, необхо­димая для выполнения определенных действий; пластика плавные движения тела, рук, которые характеризуются непрерывно­стью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразитель­ностью.

Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей, синхронно с движениями ор­ганов артикуляции, активизирует внимание, мышление, развивает чув­ство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.

Работу с использованием подобного метода можно разделить на несколько этапов:

На первом этапе детей знакомят со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику вы­полняют сидя перед зеркалом, используя «Сказку о Веселом Языч­ке» короткие стихотворные строки на каждое артикуляционное упражнение.

На втором этапе подключается «пальчиковый театр». Педагог показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом.

На третьем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою веду­щую руку в перчатке. Педагог должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напря­галась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых орга­нов и кистей рук.

На четвёртом этапе артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики выполняется с использованием другой руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом. 

На пятом этапе ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки в перчатках. 

Шестой этап выполнения нетрадиционной артикуляционной гим­настики с биоэнергопластикой является заключительным. К этому времени дети осваивают артикуляционные упраж­нения и синхронные движения руками.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к занятиям, улучшает состояние артикуляционной, пальчиковой мо­торики, совершенствует координацию движений, способствует развитию памя­ти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительно­го и слухового внимания, сформированной пространственной ориен­тировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с дви­жениями языка или губ.

Автор статьи

 логопед отделения социальной реабилитации и абилитации

Уткина Наталья Александровна