Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

В стационарном отделении БУ «Няганский реабилитационный центр» функционирует группа «Семицветик» с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих в Октябрьском районе и других территориях, которые проходят курсовую реабилитацию.

Задача специалиста по комплексной реабилитации: создать условия для успешной адаптации детей в группе, развивать их коммуникативные навыки.

Верным помощником в решении поставленных задач являются хороводные игры, такие, как «Круг-кружочек», «Ровным кругом друг за другом», которые проводятся с детьми в течение дня в свободное от мероприятий время.

Хороводные игры создают атмосферу радости и веселья, доброжелательные взаимоотношения между детьми и взрослыми. Также эти игры являются отличным средством организации детей, способствуют сплочению детского коллектива.

Ирина Юрьевна Ужегова, специалист по комплексной реабилитации

На полянку, тили-дили, музыканты приходили,

Пели песни и играли, чтобы звери не скучали.

Доказано, что и взрослые, и дети обладают творческими, музыкальными способностями. Для того, чтобы выявить, какими именно, надо «попробовать себя» в разных видах музыкальной деятельности: пении, танцах, музицировании. Самой доступной является игра на музыкальных инструментах, как на профессиональных (фортепиано, скрипка и т.д.), так и детских (металлофон, ксилофон, детское пианино, детский синтезатор и т.д.). Конечно, они не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения из них звуков.

В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания, детские музыкальные инструменты бывают двух видов:

1) Беззвучные - эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например, пианино с нарисованной клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, гармошки с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекает и способствует созданию игрового оркестра или просто игры. Дети воображают себя «музыкантами», представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни. Такая деятельность развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребёнка. А если еще и добавить интересные речевые игры…

2) Звучащие - это инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники или издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы: свирели, дудки, рожки. Конечно же есть и игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер. А еще есть инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии.

А еще с музыкальными инструментами можно играть в интересные игры.

1. Ритмическая игра «Бубен»:

«Бубен Вася в руки взял,

Очень четко заиграл,

А потом он побежал,

Бубен Ирочке (или мамочке) отдал».

2. «Маленькие ноженьки»:

«Мы пришли и встали,

На ложках заиграли (игра на ложках).

Мы пришли и встали

На трещотках заиграли (игра на трещотках).

…(маракасы, бубны, барабан, балалайка).

3. Дыхательное упражнение «Гармошка»:

Положив ладони на ребра, делаем вдох и на выдохе произносим как можно дольше звук «Ш», как бы выжимая из легких воздух.

Уважаемые взрослые! Создавайте условия для игры на детских музыкальных инструментах. Используйте только настроенные и эстетичные музыкальные инструменты. Не злоупотребляйте чрезмерными занятиями. Поощряйте попытки ребенка самостоятельной игры на музыкальном инструменте.

Желаем творческих успехов!!!

Мартина Евгения Васильевна, культорганизатор

Мы часто сталкиваемся с некорректной формулировкой – «Мануальная остеопатия лечит остеохондроз». На практике мануальное терапевтическое воздействие и методика остеопатии – это два абсолютно разных подхода к здоровью человека: врач-остеопат лечит не конкретную болезнь, а организм человека, как единое целое.

Что такое остеопатия? Главный закон остеопатии – единая взаимосвязь всех органов тела человека. Если проблемный орган замедляет работу, все системы организма включаются в компенсацию его работы, вызывая болевые симптомы, воспаление и прочие дисфункции.

Лечение у остеопата подразумевает следующую схему. Запрос на излечение больного органа, диагностика со сбором данных, включающих результаты исследований (КТ, МРТ, УЗИ), жалобы на здоровье, осмотр пациента с дальнейшей его пальпацией.

Сеанс остеопатии часто сравнивают с массажем. Пациент размещается на массажном столе, иногда оголив участок тела, где необходима работа врача. Пальпация абсолютно безболезненна в отличие от массажных процедур, человек не испытывает болевых ощущений, аномального давления или веса тела врача. Главными участками, подверженными воздействию, являются кости черепа, коррекция шейного отдела позвоночника, диафрагма – важнейшая составляющая безукоризненной работы сердца и легких, костные ткани таза – фундамент для позвоночника, органы брюшной полости, колени – наиболее уязвимая часть психосоматического воздействия и стопы, которые получают различные виды движения в пространстве.

Ограничения, которым подвержено остеопатическое лечение – это противопоказания к лечению. Если вы не уверены, можно пройти процедуру диагностики на наличие противопоказаний, имеющих скрытую симптоматику. На практике встречается ряд состояний, при которых не стоит обращаться к остеопату. Это болезни и состояния, которые требуют срочной медицинской или хирургической помощи.

Противопоказания при патологиях внутренних органов:

• высокое артериальное давление (от 190/110 и выше);

• сильные рези живота с абдоминальным синдромом;

• рвота, сопровождаемая расстройством желудка;

• головокружение, пониженное давление, сопровождаемое потоотделением;

• 3-4 степень ишемического заболевания с отечностью.

Противопоказания при патологиях сердечно-сосудистой системы:

• облитерирующая симптоматика вен (сильные болевые ощущения, отсутствие артериальной пульсации в районе голени).

Противопоказания неврологического характера:

• синдром конского хвоста;

• острое состояние пареза;

• внезапные шейные спазмы;

• острая мигрень, сопровождаемая рвотными рефлексами.

Противопоказания гинекологического характера:

• предобморочное состояние;

• разрыв яичника;

• схватки или вагинальное кровотечение.

Противопоказания психического характера:

• обострение стадий психического расстройства;

• суицидальное состояние;

• лечение недееспособных пациентов без прямого согласия опекуна.

Также можно добавить в список свежие оперативные вмешательства, ранние сроки беременности, внутренние кровотечения и подозрения на переломы.

Остеопатия — это не универсальный инструмент лечения от любых заболеваний. Это нетрадиционная ветвь медицины, которой свойственен как самодостаточный терапевтический подход, так и комплексный подход в совокупности с медицинским лечением, в зависимости от тяжести симптоматики пациента, а также и степени сложности его заболевания.

Ирина Викторовна Глотко, медицинская сестра по массажу

Сенсорная интеграция – это обработка информации, которую нервная система получает ото всех органов чувств. Это необходимо для перевода полученных мозгом данных в деятельность. При нарушении данного процесса у детей появляются отставания в развитии, так как именно органы чувств позволяют взаимодействовать с окружающим миром, способствуют речевому и моторному развитию, формулируют модель поведения и восприятия.

С точки зрения терапии, сенсорная интеграция – это комплекс мер, цель которых - обучить человека взаимодействовать с окружающей средой, обрабатывать полученную информацию.

К сенсорным системам относятся: тактильная, зрительная, обонятельная, вестибулярная, вкусовая, кинестетическая (ощущение себя в пространстве). Цитата всемирно известного специалиста по сенсорной интеграции - Уллы Кислинг из ее книги «Сенсорная интеграция в диалоге»: «Мы слишком высоко замахиваемся, если за сорок пять минут терапевтического сеанса (раз в неделю) хотим добиться достаточного положительного воздействия на нарушения, от которых страдает ребенок».

Так что заниматься дома просто необходимо! Что же можно сделать дома для развития сенсорной интеграции ребенка, если недоступны занятия со специалистом?

По вашим наблюдениям за ребенком можно определить, в каких сферах у него повышенная чувствительность, а в каких – пониженная. Например, если ребенок закрывает уши руками при громких звуках, – это гиперчувствительность к звукам. Если ребенок не чувствует боли при падениях – это недостаточная тактильная чувствительность. Понаблюдайте за своим малышом и запишите ваши наблюдения.

Выделяют 6 органов чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание), вестибулярный аппарат (поддержание равновесия). Для налаживания работы этих сенсорных путей и их взаимосвязи необходимо предоставить ребенку большой и разнообразный опыт ощущений.

Какие сенсорные стимуляции можно делать:

1. Развиваем вестибулярный аппарат и проприоцепцию дома и на улице в повседневной жизни: качели, вращающееся кресло дома, шведская стенка, различные кувырки и другие гимнастические упражнения, горки и другие приспособления дома и на детской площадке, катание на велосипеде, самокате, коньки, лыжи, ролики, плавание, карусели, бассейн с шариками, мягкое кресло-мешок, надувной матрас и другое.

2. Развиваем слух ребенка. Воспроизводим различные звуки, которые ребенок может слышать. Знакомим ребенка с этими звуками. Например, звуки разных музыкальных инструментов, животных и птиц, звуки моря, леса, ветра, звуки различных машин и бытовой техники. Аудиозаписи всех этих звуков можно скачать в Интернете или демонстрировать их вживую.

3. Развиваем тактильные ощущения: игры с сыпучими материалами (фасоль, крупы и др.), игры с различными природными материалами, игры с водой, игры с песком, занятия с кинетическим песком, тестом, пластилином, пальчиковые краски, тактильная и массажная дорожка для ног, тактильное лото, мячики из различных материалов и с различной поверхностью (заполненные крупами, с шипами, пластмассовые, резиновые и т.д.), образцы разных тканей, тактильные стимуляции с использованием парных предметов с противоположными свойствами (холодный – горячий, мягкий – твердый, нежный – грубый, сухой – мокрый и т.д.). Можно пробовать и непарные ощущения: например, липкий, деревянный, пластмассовый, резиновый, металлический.

4. Развиваем зрение: рассматриваем книжки, карточки, картинки, учимся читать, используем разноцветные лампы, свечи, подсветку. С яркими мигающими подсветками нужно быть осторожнее, если у ребенка есть эпиактивность. Если ребенок еще совсем маленький или есть проблемы с остротой зрения (по причине органических повреждений мозга), то можно использовать черно-белые карточки Домана для стимуляции зрительного нерва и проводить другие зрительные стимуляции по этой методике.

5. Развиваем вкус: пробуем давать ребенку еду с разными вкусами (горький, сладкий, соленый, кислый) и разной консистенции (твердую пищу, пюре, шипучки, тянучки и другое). Можно использовать лото вкусов – специальная игра, которая обучает ребенка новым вкусовым ощущениям. Если ребенок не хочет пробовать новую еду, можно использовать метод систематической десенсибилизации. То есть, мы постепенно уменьшаем неприятные ощущения ребенка, связанные с новой едой. Сначала мы НЕ просим ребенка съесть что-то. Мы даем ребенку посмотреть на новую еду, затем потрогать. Активно хвалим ребенка, если он это делает. Затем можно взять в рот маленький кусочек, потом пожевать. Действовать нужно очень постепенно и терпеливо. У некоторых детей ввод нового продукта может занимать несколько недель.

6. Развиваем обоняние: учим ребенка распознавать различные запахи.

Например, делаем мешочки, наполненные различными материалами с ярко выраженными запахами (например, с кофе, какао, ванилином, хвоей, лепестками розы, апельсиновыми корками и др.).

Очень удобно использовать игру «Лото запахов». Там баночки с 30 разными запахами и еще есть дополнительные наборы ароматов. Также можно использовать аромалампы с различными эфирными маслами. При этом нужно учитывать, что некоторые эфирные масла бодрят (например, апельсин, лимон, бергамот), а некоторые, наоборот, успокаивают (масло ромашки, лаванды).

Не отчаивайтесь, будьте последовательны и терпеливы.

Наталья Николаевна Рогозина, логопед

Источник: Порошина Е.А. Детский клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии

Аутизм как заболевание впервые был описан Лео Каннером. Для этого состояния характерна ранняя утрата связи с окружающей действительностью и потеря интереса к реально происходящим событиям. Человек как бы замыкается в себе и его ничего не интересует. Аутичных пациентов раздражают прикосновения, они приносят им боль и дискомфорт. Причем наибольшие проявления наблюдаются в случае легких прикосновений, а не глубоких. Это связано с нарушенным созреванием нервной системы человека. Все это провоцирует трудности организованного поведения, человек совершает много хаотичных движений, не дающих ему возможность сконцентрироваться на происходящем.

Грамотно подобранный и правильно выполняемый массаж – это эффективное дополнительное средство в реабилитации детей с аутизмом. Он оказывает комплексное воздействие на организм ребенка, восстанавливая и нормализуя его физическую и психическую активность. Все это положительно сказывается на образе жизни таких детей и их коммуникативных возможностях.

Массаж при аутизме является результативной процедурой, которая оказывает положительное воздействие на весь организм. Делать его аутичным детям необходимо с большой ответственностью, деликатностью и осторожностью. Сначала выстраивается контакт между массажистом и ребенком, только потом специалист приступает к самой процедуре. Контакт можно наладить с помощью игрового общения, привлечения внимания предметами, яркими вещами.

Различные техники растирания тела облегчают состояние маленьких пациентов, нормализуют психоэмоциональный фон. Аутичному ребенку становится легче установить коммуникативный контакт с членами семьи и социумом.

Регулярный массаж при аутизме у детей оказывает благоприятное воздействие на организм: снимает боль, расслабляет ригидную, спастическую, локально-спазмированную мускулатуру, увеличивает чувствительность кожи, оказывает общетонизирующий эффект.

Выделяют следующие виды массажа при аутизме:

1) рефлекторный;

2) гигиенический;

3) классический;

4) точечный.

В БУ «Няганский реабилитационный центр» детям с аутизмом врач-специалист назначает специальную методику массажа шейно-воротниковой зоны и кистей рук.

Массирование шейно-воротниковой зоны помогает стимулировать речевые центры при установленной задержке речевого развития, а массаж кистей рук позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Массаж рук очень полезен для развития речи, внимания и мелкой моторики. Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, логика. Регулярное повторение упражнений оказывает благотворное влияние на речь, повышает подвижность и гибкость кистей рук, что помогает успешно овладевать навыками письма.

Самостоятельный лечебный массаж запрещен, таким массажем должен заниматься специалист, курс лечения должен контролировать врач-невролог. Правильно подобранный вид массажа и регулярное его выполнение является залогом результативности лечения. Массаж способен нормализовать работу органов, расслабить тело, мышцы, улучшить метаболизм и кровообращение. С помощью манипуляций можно достичь психической и физической активности, быстрой адаптации в окружающем мире, коммуникации со сверстниками.

Ирина Викторовна Глотко, медицинская сестра по массажу