Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

В БУ «Няганский реабилитационный центр» на коррекционно-развивающих занятиях с детьми применяются различные методики, в том числе методика «Песочная терапия». Данная методика используется как основная часть занятия, так и его вступительная часть, когда ребенок совместно с психологом выполняет упражнения: «Здравствуй, песок», «Песочный дождик», «Песочный ветер», «Необыкновенные следы».

Эти и другие упражнения с песком помогают ребенку настраиваться на занятие. Песок имеет способность успокаивать детей. Играя, дети превращаются в режиссеров своих сцен, в художников своих творений.

Психолог преследует цель самовыражения ребенка. В работе с песком не бывает ошибок, потому что каждый из нас вправе творить свой собственный мир и делиться своим видением.

Лобашова Ольга Евгеньевна, психолог

Важность знаний и умений по оказанию первой помощи очень велика. Зачастую в первые минуты после инцидента решается судьба пострадавшего человека. Первая помощь оказывается до прибытия квалифицированной медицинской помощи прямо на месте инцидента. Она состоит из весьма простых действий и манипуляций. Но незамедлительность первой помощи зачастую оказывает решающее влияние на ситуацию. Вся мощь современно оснащенной многопрофильной больницы может оказаться бесполезной, если было упущено время.

Целью оказания первой помощи является спасение жизни, недопущение дальнейшего ухудшения состояния, обеспечение возможности дальнейшего лечения.

Последовательность действий при оказании первой помощи:

1. Оценить обстановку и убедиться в отсутствии прямых и опосредованных угроз собственной жизни.

2. Устранить действие на пострадавших лиц окружающих факторов, которые несут вред и риск жизни или здоровью. Например, обязательно следует погасить горящую одежду, достать тонущего человека из водоема, устранить контакт с электрическим током.

3. Оценить состояние пострадавшего. Сначала проверяется наличие жизненных признаков – пульса, дыхательной активности, реагирования зрачков на световое воздействие. Определяется факт нахождения человека в сознании. Чтобы выявить признаки дыхания, голову пострадавшего немного запрокидывают и приближаются к его ротовой полости или носу с целью определить дыхание. Проверить пульс можно, прикладывая пальцы подушечками к зоне прохождения сонной артерии. Важно оценить и сознание человека. При возможности его берут за плечи и слегка встряхивают. Если в силу специфики повреждений сделать это невозможно, то целесообразно ограничиться задаванием вопросов.

4. Позвонить на номер 112 с мобильного телефона или воспользоваться городскими номерами 01, 03 чтобы вызвать спасателей, скорую помощь.

5. Спасая жизнь и здоровье пострадавшего, нужно оказать ему неотложную помощь. Может потребоваться освобождение дыхательных каналов, проведение мероприятий по искусственному дыханию или наружному сердечному массажу, предотвращение кровопотерь из-за кровотечений, иммобилизация в зоне переломов, размещение на теле повязки и т.д.

6. Поддерживать функциональность организма пострадавшего, создавать условия для его физического и психологического комфорта, пока не подъехали профессиональные спасатели.

Ирина Викторовна Глотко, медицинская сестра по массажу

На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) является наиболее распространённым. ФФНР часто связано с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, что в свою очередь не дает возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи в целом. Следовательно, устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.

Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладеть навыками звукового анализа и синтеза, усвоить грамоту. В школьном возрасте это часто приводит к дисграфии.

Обследования детей разными специалистами позволяют изучить особенности их физического и нервно-психического развития. Подробно рассматривается общий анамнез, включающий сведения о протекании беременности и родов, перенесённые заболевания ребенка, отмечаются отдельные инфекционные, соматические заболевания, травмы, судороги при высокой температуре. Можно сделать вывод, что у детей с ФФНР имеются сочетанные патологии беременности и родов. Наблюдаются хронические заболевания и травмы. Речевые нарушения часто развиваются на фоне ослабленного в первые годы жизни организма, что и приводит к задержке формирования психомоторных актов и психических функций, как следствие, несвоевременному развитию речевой функциональной системы и возникновению речевых нарушений.

У детей с ФФНР при недостатках произношения готовность к звуковому анализу оказывается значительно слабее, чем при нормальном уровне речевого развития, поэтому необходимо проведение специальных коррекционных мероприятий, направленных на преодоление выявленных отклонений.

Юлия Викторовна Вахтерова, логопед

Молоко – продукт очень полезный, обязательный в детском питании. Многие матери считают особенно ценным парное молоко и стремятся давать его детям. В парном молоке всегда содержится значительное количество микроорганизмов, которые попадают в него во время доения с шерсти и вымени животного, с рук доярки, из воздуха скотного двора.

Правда свеженадоенное молоко обладает способностью затруднять развитие бактерий, но эта способность очень быстро теряется.

Исследования показали, что в 1 миллилитре парного молока, оставленного в темном помещении на два часа, содержится более 18 тысяч микроорганизмов, а через шесть часов это количество увеличивается в 20 раз. Среди микроорганизмов могут быть и возбудители кишечных заболеваний, туберкулеза, бруцеллеза, ящура. Вот почему нельзя детям давать некипяченое молоко.

Давайте детям пить только кипяченое молоко! Пейте дети молоко – будете здоровы!

Татьяна Сергеевна Дуюнова, медицинская сестра по физиотерапии

Floortime/Флортайм (время, проведенное в игре на полу) – это вид терапевтической интервенции в форме игры. В этом процессе терапевт и родитель используют время, когда ребенок вовлечен и активен, для того, чтобы помочь ему развиваться и справляться с трудностями развития и обогащать навыки и умения во всех сферах.

Идея терапии состоит в том, чтобы она была естественной, а среда – теплой и безопасной для ребенка, и тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно. Также одним из преимуществ этого подхода является то, что самые близкие для ребенка люди – родители могут обучиться основным идеям и ключевым моментам терапии для осуществления ее дома.

Методика Floortime подходит всем детям с РАС, с синдромом Дауна, с задержкой темпов развития, с нарушениями поведения и речевого развития.

Выделяют три основные идеи в основе подхода флортайм:

1. Взрослый следует потребностям ребенка и подключается к его эмоциональному состоянию.

2. Взрослый создает условия для того, чтобы ребенок был спонтанным, креативным, создавал идеи и проявлял инициативу.

3. Взрослый подключает все сенсорные системы ребенка и его актуальные способности, эмоции для дальнейшего развития.

Примеры игр по программе Флортайм:

1. Игра «Через туннель»: покажите ребенку, как катать игрушечную машинку. Сделайте туннель из поставленных рядом рук и попросите ребенка провести машинку по этой трассе. Ждите ребёнка в конце туннеля: «Я здесь! Приезжай ко мне в гости! Я жду тебя» и хвалите малыша за все предпринятые попытки. Позвольте ему протаранить вас – «бу-бух»! Или начните убегать, разрушив туннель в самый последний момент, тем самым вовлекая малыша в догонялки.

2. Игра «Читаем книгу»: садимся рядом с ребенком и просим его выбрать книгу, которую он хочет читать. Выбирайте специальные детские книжки с объемными фигурками и движущимися героями, чтобы как можно сильнее удивить малыша и поощрить его к рассматриванию следующих страниц. Накрывайте уже знакомых персонажей руками – «Это - моя собака»! И предлагайте ребенку точно так же накрыть его фаворита в книжке.

3. «Игра в мяч» пусть ребенок выберет мячик из множества размеров и цветов. Помогайте малышу катать мячик по полу, бросать мячик в корзину или перебрасывать его друг другу. Добавьте мячу новые роли, например, шишка, которая упала «прямо мишке в лоб!». Собирайте мячики в корзинку, разбросав по дому, как каштаны в осеннем парке. Толкайте мячики одновременно – с разной скоростью, изучая, какой быстрее ударится о стену.

4. Игра «Строитель»: работая по очереди, строим башню из кубиков или кирпичиков «Лего». «Мы стремимся высоко! Кто выше? А я выше! А теперь ты!». Стараемся поднять свое сооружение как можно выше. Это занятие поможет малышу усвоить идею очередности и необходимости ждать своего хода. Добавьте к высокому строению любимую игрушку: «А где твой любимый солдатик? Давай он залезет на башню и спрыгнет вниз! А вот мисочка, эй, солдат, прыгай в неё!».

5. «Танцы» включите любимые песни ребенка и танцуйте по комнате. Имитируйте движения ребенка и поощряйте его к повторению за вами. Предлагайте движения животных в сопровождении звуков («А теперь как уточки, на корточках, кря-кря!»).

6. Игра «Рельефная ходьба»: вырезаем квадратики из разных материалов – ткани, фольги, пластика с пупырышками (обертки для бытовой техники), лощеной бумаги. Раскладываем их по полу и просим ребенка пройти по такой дорожке. Ребенок испытывает новые ощущения и развивает крупную моторику.

7. Игра «Сортировка по цветам»: помогите ребенку сортировать разноцветные игрушки и карандаши по ведеркам разных цветов. Сделайте кубики «одушевленными», например, добавьте звук и прятки (Кубик в мешочек – прыг! Где кубик? – а вот он, ку-ку!). Или наклейте на кубики изображения животных и поиграйте в зоопарк, когда животных распределяют по клеткам. Озвучивайте толпу фауны, показывайте, кто бежит, а кто грациозно вышагивает, обгоняйте, фыркайте, цокайте копытом.

Все дети любят играть и получают от этого удовольствие, разница лишь в том, что особенный ребенок играет по-особенному.

Наталья Николаевна Рогозина, логопед

(Источник: Барыбина Е. Б., кандидат психологических наук, олигофренопедагог)