Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Здоровое детское питание - это залог не только физического, но и умственного развития малыша. Ошибкой будет полагать, что оно идентично взрослому. Нужно учитывать, что в конкретном возрасте потребности организма различаются. Например, скорость обмена веществ у ребенка почти в два раза выше, и поэтому энергетические затраты гораздо больше. В связи с этим ежедневное меню малыша должны составлять блюда, которые в полной мере восполнят энергию и будут способствовать дальнейшему развитию ребенка.

Однако, к сожалению, мало кто может утвердительно ответить на вопросы: «Правильно ли вы кормите своего ребенка?» «Какой малыш добровольно откажется от шоколадки и чипсов в пользу овсяной каши?»

Каждый решает проблему отказа от пищи по-своему. Кто-то использует прием соревнования, кто-то создает игровую ситуацию для появления у детей заинтересованности в потреблении пищи, а не просто принуждает их съедать все, что положено. Некоторые родители приглашают игрушку (зайку, мишку и т.п.), которая смотрит на малыша, как он ест.

Вот список обязательных продуктов, которые должны быть в рационе при здоровом питании детей:

1. Мясо и рыба - диетологи рекомендуют отдавать предпочтение нежирным сортам. К примеру, приветствуется включение в меню говядины, крольчатины, курицы и мяса индейки. Рыба тоже должна быть нежирной. Данные продукты обеспечивают детский организм белком, который отвечает за развитие мышечной массы.

2. Молоко и кисломолочные продукты - особенно необходимы данные продукты детям дошкольного возраста. В этот период идет стремительное развитие организма, укрепление костно-мышечной системы, а для этого необходим кальций.

3. Овощи, ягоды и фрукты - богаты витаминами и минералами. Особенно полезны для малышей зеленые и темно-оранжевые овощи.

4. Жидкость - детский организм постоянно нуждается в жидкости. Объясняется это высокой физической активностью малышей, что приводит к усиленному потоотделению. Потерю жидкости нужно чем-то восполнять. Лучше всего, если это будет обычная вода - бутилированная или кипяченая. Следует приучить ребенка пить за полчаса до и через час после еды, это важно для нормального пищеварения.

При выборе напитков для ребенка придерживайтесь следующих правил:

- диетологи советуют поить детей некрепким чаем без сахара, а также минеральной негазированной водой;

- все напитки, содержащие сахар, отбивают аппетит (кисель, компот, соки);

- воздержитесь от покупки газировки и порошкообразных продуктов, которые употребляются после растворения в воде.

Чем же так плохи всеми детьми любимые фастфуд, шоколад, сдобные изделия!? Они содержат чересчур большое количество углеводов, которые тяжело перевариваются детским организмом. Как следствие, происходит ослабление иммунитета, замедление обмена веществ, повышение утомляемости. Ребенок плохо концентрирует внимание, ведет малоподвижный образ жизни. Одно из негативных последствий такого питания - это ожирение.

10 правил питания:

1. Мой руки перед едой.

2. Ешь в одно и тоже время, не менее 4-х раз в день.

3. Ешь пищу, полезную для здоровья.

4. Ешь из чистой посуды.

5. Ешь неспеша.

6. Старательно пережевывай пищу.

7. Не пей сырую воду.

8. Не пробуй на вкус незнакомые растения и ягоды.

9. Не ешь пищу, которая потеряла свой цвет и запах.

10. После еды мой рот.

Анна Владимировна Тихонова, медицинская сестра

Коррекция речи – это сложный и длительный процесс, требующий значительных усилий логопеда, ребенка и родителей. Чтобы сформировать навык правильного произношения звуков, необходимо слоги, слова, предложения и тексты с этими звуками повторить бесчисленное количество раз. Поэтому, если родители не закрепляют полученные навыки дома, устранение недостатков затягивается, речевые нарушения переходят в хроническую форму и ведут в дальнейшем к школьной неуспеваемости.

Для того, чтобы стать хорошими учителями для своих детей, родителям необходимо знать, что работа по исправлению недостатков произношения звуков включает три основных этапа: подготовительные упражнения; постановка (вызов) звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.

Подготовительные упражнения направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (воспроизведение правильных движений языка, губ, нижней челюсти).

Постановка (вызов) звука – это задача логопеда. Но иногда, при несложном нарушении, это удается и родителям. Чтобы вызвать у ребенка правильный звук, необходимо тщательно изучить положение органов речи при нормальном произношении звука и способы его вызывания. Для этого сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало и, произнося наиболее трудные звуки (шипящие, свистящие, сонорные), внимательно посмотрите, какое положение принимают ваши губы, зубы, язык. Запомните это положение. Это важно для исправления дефекта, для постановки звука. Затем посадите перед зеркалом ребенка и попросите его произнести тот или иной звук. Присмотритесь, какое положение принимают его органы речи, сравните с положением и движением органов речи у себя. Теперь основная задача заключается в том, чтобы добиться правильного изолированного произнесения звука.

Закрепление звука и введение его в речь. При закреплении звука необходимо соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и лишь потом во фразах.

Желаем вам успехов!

Вахтерова Юлия Викторовна, логопед

Для детей с нарушением интеллекта, наряду с их поздним развитием и снижением интеллектуальной деятельности, характерны нарушения всех сторон психики: мышления, памяти, речи, внимания, моторики и, конечно же, эмоционально-волевой сферы. Изучая и анализируя развитие детей с нарушением интеллекта с раннего возраста, специалисты отмечают, что у детей снижены активность и ориентировочная деятельность, снижена система потребностей в сторону примитивных, физиологических. У них слабая активность и моторная недостаточность, которая приводит к нарушениям в овладении предметных действий и познавательной деятельности.

В поведении таких детей наблюдаются различные варианты. Как правило, выделяют две группы поведенческих проявлений. Среди них выделяют гиперактивных детей, которых легко распознать с самого раннего возраста. Они беспокойные и раздражительные, капризные и шумные, неадекватные и агрессивные. Поведение таких детей очень неустойчивое и зависит от ситуации и обстановки, в которой они находятся. При малейшем изменении обстановки они возбуждаются, становятся раздражительными, плаксивыми, а у некоторых появляется склонность к резким аффективным вспышкам.

Другая группа детей демонстрирует резко противоположную форму поведения. Они чрезвычайно заторможены и медлительны, нуждаются в постоянной стимуляции к деятельности, на занятиях пассивны, у них отсутствует мотивация к познавательной деятельности.

С первых дней жизни ребенка жизнь его социально организована: сон, умывание, раздевание, одевание, прием пищи и т.д. От ребенка требуется много усилий, чтобы научиться всему этому при его существующем состоянии в развитии. Поэтому в семье часто идут по линии наименьшего сопротивления – родители отнимают у детей их самостоятельность. Они сами за них все делают: одевают, кормят, раздевают, умывают. Поэтому, многие дети с одинаковым уровнем развития имеют разный уровень овладения культурно-гигиеническими навыками и умениями. Для того, чтобы труд по самообслуживанию понравился ребенку с нарушением интеллекта, нужно вселить ему уверенность в том, что у него получится сделать хорошо все самому. Не торопите ребенка, не досадуйте на его медлительность или, напротив, излишнюю поспешность. Включайте ребенка в выполнение бытовых процессов небольшими, короткими действиями, но систематично. Только система и повтор действий поможет ему запомнить те или иные действия в формировании культурно-гигиенических навыков и умений.

Очень помогут в этом использование дидактических игр и игровых упражнений:

1. используйте любимые игрушки детей при обыгрывании навыка и умения;

2. демонстрируйте какие-либо действия по самообслуживанию и комментируйте их;

3. выполняйте совместные действия с ребенком;

4. хвалите ребенка за каждый маленький успех;

5. дайте ребенку возможность выполнить самостоятельные действия, замечайте их, не оставляйте без внимания.

Дидактические игры и игрушки дают положительный результат. Дети, играя, не подозревают, что осваивают какие-то знания и овладевают навыками и умениями, которые помогут им социализироваться в обществе.

Овчарова Наталья Владимировна, специалист по комплексной реабилитации

Такой ребенок искренне хотел бы сдержаться, но не может. В его поведении нет злонамеренности. Он собой действительно не владеет. Им владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, хаос, тревога, страх, агрессия.

Поскольку в душе ребенка бушует хаос, надо максимально упорядочить его жизнь и внутренний мир. Помните, чем яростней бушует стихия - тем крепче должны быть берега. Иначе произойдет наводнение. Гиперактивным детям больше, чем всем остальным, необходимо соблюдать строгий режим дня. Полезно повесить на стену подробнейшее расписание и стараться придерживаться ему.

Если ребенку пора заканчивать игру, не требуйте, чтобы он сделал это немедленно, а предупредите заранее, что время истекает. Вы уже заметили, что ребенка приходится просить по нескольку раз. Это их особенность, и с ней надо считаться.

Родители должны привыкнуть говорить размеренно и успокаивающе, без раздражения. Возбудимому ребенку следует особо тщательно дозировать впечатления. Избыток приятных, ярких для него тоже вреден. Однако, совсем лишать его развлечений и походов в интересные места не стоит. Если вы видите, что он начинает перевозбуждаться, лучше уйти. Ничего, что вы не досмотрите мультфильм или цирковое представление. Только не подавайте этот уход как наказание. Лучше скажите: «Ты устал, пойдем, тебе надо отдохнуть».

Детей в минуты возбуждения полезно вовлекать в диалог. Но не о причинах их плохого поведения, а на какую-то постороннюю, интересную тему. Задавайте простые вопросы, не требующие сложных ответов. Перевозбужденный ребенок плохо соображает, он весь во власти бурлящего хаоса. Чтобы включиться в диалог, ему придется волей-неволей обдумывать свои ответы и вырываться из-под власти эмоций.

Ну и, конечно, гиперактивному (как и просто активному) ребенку надо давать возможность выплеснуть свою энергию. Приобщайте таких детей к разным видам спорта, учите их танцевать, пусть играют в подвижные игры на свежем воздухе и т.п.

Лобашова Ольга Евгеньевна, психолог

Внимательные дошкольники становятся внимательными школьниками! Что же такое – внимание?

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности. Одно из самых распространенных определений, говорит нам о том, что внимание – это ориентация всех познавательных процессов на выполнение каких-либо задач, действий.

Внимание – очень важный и сложный процесс. Одна из главных особенностей внимания заключается в тесном переплетении его со всеми психическими функциями: познавательные процессы и различные особенности личности имеют со вниманием высокую взаимозависимость.

Предлагаем вам игры на развитие внимания детей

1. «Найди игрушку» - игра развивает зрительное внимание, умение по описанию находить предметы. Задание: по описанию взрослого нужно найти игрушку или предмет, который находится в комнате. Если ребенок выиграл, поменяйтесь ролями: пусть теперь он, не называя предмет, опишет его, а вы попробуете найти.

2. «Где чей домик» - игра развивает устойчивое внимание. Задание: предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверей, каждый из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линии.

3. «Чего не стало?» - игра на развитие зрительного внимания. Задание: перед ребёнком раскладывается несколько игрушек или предметов (от 5 до 10) и просят запомнить. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый убирает один или несколько предметов. Повернувшись, ребёнок должен сказать, чего не стало.

4. Игра «Цифры» - на развитие слуховой памяти и внимания. Задание: сейчас я покажу тебе ряд цифр. Их надо запомнить в таком же порядке: 2, 3, 5, 7, 3, 5, 7. Повтори цифры. Расскажи, как запоминал. Посмотри, каким образом эти цифры можно сгруппировать.

5. Выкладывание различных фигур, узоров, предметов из палочек, спичек, пуговиц по образцу.

6. Игра «Пишущая машинка» - игра на развитие внимания. Задание: каждому играющему приписывается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух трех слов. По сигналу дети начинают печатать на машинке. Первая буква хлопает в ладоши, затем вторая. Когда слово напечатано, все дети хлопают в ладоши.

Киреева Наталья Сергеевна, психолог