Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Аутизм как заболевание впервые был описан Лео Каннером. Для этого состояния характерна ранняя утрата связи с окружающей действительностью и потеря интереса к реально происходящим событиям. Человек как бы замыкается в себе и его ничего не интересует. Аутичных пациентов раздражают прикосновения, они приносят им боль и дискомфорт. Причем наибольшие проявления наблюдаются в случае легких прикосновений, а не глубоких. Это связано с нарушенным созреванием нервной системы человека. Все это провоцирует трудности организованного поведения, человек совершает много хаотичных движений, не дающих ему возможность сконцентрироваться на происходящем.

Грамотно подобранный и правильно выполняемый массаж – это эффективное дополнительное средство в реабилитации детей с аутизмом. Он оказывает комплексное воздействие на организм ребенка, восстанавливая и нормализуя его физическую и психическую активность. Все это положительно сказывается на образе жизни таких детей и их коммуникативных возможностях.

Массаж при аутизме является результативной процедурой, которая оказывает положительное воздействие на весь организм. Делать его аутичным детям необходимо с большой ответственностью, деликатностью и осторожностью. Сначала выстраивается контакт между массажистом и ребенком, только потом специалист приступает к самой процедуре. Контакт можно наладить с помощью игрового общения, привлечения внимания предметами, яркими вещами.

Различные техники растирания тела облегчают состояние маленьких пациентов, нормализуют психоэмоциональный фон. Аутичному ребенку становится легче установить коммуникативный контакт с членами семьи и социумом.

Регулярный массаж при аутизме у детей оказывает благоприятное воздействие на организм: снимает боль, расслабляет ригидную, спастическую, локально-спазмированную мускулатуру, увеличивает чувствительность кожи, оказывает общетонизирующий эффект.

Выделяют следующие виды массажа при аутизме:

1) рефлекторный;

2) гигиенический;

3) классический;

4) точечный.

В БУ «Няганский реабилитационный центр» детям с аутизмом врач-специалист назначает специальную методику массажа шейно-воротниковой зоны и кистей рук.

Массирование шейно-воротниковой зоны помогает стимулировать речевые центры при установленной задержке речевого развития, а массаж кистей рук позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Массаж рук очень полезен для развития речи, внимания и мелкой моторики. Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, логика. Регулярное повторение упражнений оказывает благотворное влияние на речь, повышает подвижность и гибкость кистей рук, что помогает успешно овладевать навыками письма.

Самостоятельный лечебный массаж запрещен, таким массажем должен заниматься специалист, курс лечения должен контролировать врач-невролог. Правильно подобранный вид массажа и регулярное его выполнение является залогом результативности лечения. Массаж способен нормализовать работу органов, расслабить тело, мышцы, улучшить метаболизм и кровообращение. С помощью манипуляций можно достичь психической и физической активности, быстрой адаптации в окружающем мире, коммуникации со сверстниками.

Ирина Викторовна Глотко, медицинская сестра по массажу

В БУ «Няганский реабилитационный центр» на коррекционно-развивающих занятиях с детьми применяются различные методики, в том числе методика «Песочная терапия». Данная методика используется как основная часть занятия, так и его вступительная часть, когда ребенок совместно с психологом выполняет упражнения: «Здравствуй, песок», «Песочный дождик», «Песочный ветер», «Необыкновенные следы».

Эти и другие упражнения с песком помогают ребенку настраиваться на занятие. Песок имеет способность успокаивать детей. Играя, дети превращаются в режиссеров своих сцен, в художников своих творений.

Психолог преследует цель самовыражения ребенка. В работе с песком не бывает ошибок, потому что каждый из нас вправе творить свой собственный мир и делиться своим видением.

Лобашова Ольга Евгеньевна, психолог

Важность знаний и умений по оказанию первой помощи очень велика. Зачастую в первые минуты после инцидента решается судьба пострадавшего человека. Первая помощь оказывается до прибытия квалифицированной медицинской помощи прямо на месте инцидента. Она состоит из весьма простых действий и манипуляций. Но незамедлительность первой помощи зачастую оказывает решающее влияние на ситуацию. Вся мощь современно оснащенной многопрофильной больницы может оказаться бесполезной, если было упущено время.

Целью оказания первой помощи является спасение жизни, недопущение дальнейшего ухудшения состояния, обеспечение возможности дальнейшего лечения.

Последовательность действий при оказании первой помощи:

1. Оценить обстановку и убедиться в отсутствии прямых и опосредованных угроз собственной жизни.

2. Устранить действие на пострадавших лиц окружающих факторов, которые несут вред и риск жизни или здоровью. Например, обязательно следует погасить горящую одежду, достать тонущего человека из водоема, устранить контакт с электрическим током.

3. Оценить состояние пострадавшего. Сначала проверяется наличие жизненных признаков – пульса, дыхательной активности, реагирования зрачков на световое воздействие. Определяется факт нахождения человека в сознании. Чтобы выявить признаки дыхания, голову пострадавшего немного запрокидывают и приближаются к его ротовой полости или носу с целью определить дыхание. Проверить пульс можно, прикладывая пальцы подушечками к зоне прохождения сонной артерии. Важно оценить и сознание человека. При возможности его берут за плечи и слегка встряхивают. Если в силу специфики повреждений сделать это невозможно, то целесообразно ограничиться задаванием вопросов.

4. Позвонить на номер 112 с мобильного телефона или воспользоваться городскими номерами 01, 03 чтобы вызвать спасателей, скорую помощь.

5. Спасая жизнь и здоровье пострадавшего, нужно оказать ему неотложную помощь. Может потребоваться освобождение дыхательных каналов, проведение мероприятий по искусственному дыханию или наружному сердечному массажу, предотвращение кровопотерь из-за кровотечений, иммобилизация в зоне переломов, размещение на теле повязки и т.д.

6. Поддерживать функциональность организма пострадавшего, создавать условия для его физического и психологического комфорта, пока не подъехали профессиональные спасатели.

Ирина Викторовна Глотко, медицинская сестра по массажу

На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) является наиболее распространённым. ФФНР часто связано с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, что в свою очередь не дает возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи в целом. Следовательно, устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.

Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладеть навыками звукового анализа и синтеза, усвоить грамоту. В школьном возрасте это часто приводит к дисграфии.

Обследования детей разными специалистами позволяют изучить особенности их физического и нервно-психического развития. Подробно рассматривается общий анамнез, включающий сведения о протекании беременности и родов, перенесённые заболевания ребенка, отмечаются отдельные инфекционные, соматические заболевания, травмы, судороги при высокой температуре. Можно сделать вывод, что у детей с ФФНР имеются сочетанные патологии беременности и родов. Наблюдаются хронические заболевания и травмы. Речевые нарушения часто развиваются на фоне ослабленного в первые годы жизни организма, что и приводит к задержке формирования психомоторных актов и психических функций, как следствие, несвоевременному развитию речевой функциональной системы и возникновению речевых нарушений.

У детей с ФФНР при недостатках произношения готовность к звуковому анализу оказывается значительно слабее, чем при нормальном уровне речевого развития, поэтому необходимо проведение специальных коррекционных мероприятий, направленных на преодоление выявленных отклонений.

Юлия Викторовна Вахтерова, логопед

Молоко – продукт очень полезный, обязательный в детском питании. Многие матери считают особенно ценным парное молоко и стремятся давать его детям. В парном молоке всегда содержится значительное количество микроорганизмов, которые попадают в него во время доения с шерсти и вымени животного, с рук доярки, из воздуха скотного двора.

Правда свеженадоенное молоко обладает способностью затруднять развитие бактерий, но эта способность очень быстро теряется.

Исследования показали, что в 1 миллилитре парного молока, оставленного в темном помещении на два часа, содержится более 18 тысяч микроорганизмов, а через шесть часов это количество увеличивается в 20 раз. Среди микроорганизмов могут быть и возбудители кишечных заболеваний, туберкулеза, бруцеллеза, ящура. Вот почему нельзя детям давать некипяченое молоко.

Давайте детям пить только кипяченое молоко! Пейте дети молоко – будете здоровы!

Татьяна Сергеевна Дуюнова, медицинская сестра по физиотерапии