Аутизм как заболевание впервые был описан Лео Каннером. Для этого состояния характерна ранняя утрата связи с окружающей действительностью и потеря интереса к реально происходящим событиям. Человек как бы замыкается в себе и его ничего не интересует. Аутичных пациентов раздражают прикосновения, они приносят им боль и дискомфорт. Причем наибольшие проявления наблюдаются в случае легких прикосновений, а не глубоких. Это связано с нарушенным созреванием нервной системы человека. Все это провоцирует трудности организованного поведения, человек совершает много хаотичных движений, не дающих ему возможность сконцентрироваться на происходящем.
Грамотно подобранный и правильно выполняемый массаж – это эффективное дополнительное средство в реабилитации детей с аутизмом. Он оказывает комплексное воздействие на организм ребенка, восстанавливая и нормализуя его физическую и психическую активность. Все это положительно сказывается на образе жизни таких детей и их коммуникативных возможностях.
Массаж при аутизме является результативной процедурой, которая оказывает положительное воздействие на весь организм. Делать его аутичным детям необходимо с большой ответственностью, деликатностью и осторожностью. Сначала выстраивается контакт между массажистом и ребенком, только потом специалист приступает к самой процедуре. Контакт можно наладить с помощью игрового общения, привлечения внимания предметами, яркими вещами.
Различные техники растирания тела облегчают состояние маленьких пациентов, нормализуют психоэмоциональный фон. Аутичному ребенку становится легче установить коммуникативный контакт с членами семьи и социумом.
Регулярный массаж при аутизме у детей оказывает благоприятное воздействие на организм: снимает боль, расслабляет ригидную, спастическую, локально-спазмированную мускулатуру, увеличивает чувствительность кожи, оказывает общетонизирующий эффект.
Выделяют следующие виды массажа при аутизме:
1) рефлекторный;
2) гигиенический;
3) классический;
4) точечный.
В БУ «Няганский реабилитационный центр» детям с аутизмом врач-специалист назначает специальную методику массажа шейно-воротниковой зоны и кистей рук.
Массирование шейно-воротниковой зоны помогает стимулировать речевые центры при установленной задержке речевого развития, а массаж кистей рук позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Массаж рук очень полезен для развития речи, внимания и мелкой моторики. Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, логика. Регулярное повторение упражнений оказывает благотворное влияние на речь, повышает подвижность и гибкость кистей рук, что помогает успешно овладевать навыками письма.
Самостоятельный лечебный массаж запрещен, таким массажем должен заниматься специалист, курс лечения должен контролировать врач-невролог. Правильно подобранный вид массажа и регулярное его выполнение является залогом результативности лечения. Массаж способен нормализовать работу органов, расслабить тело, мышцы, улучшить метаболизм и кровообращение. С помощью манипуляций можно достичь психической и физической активности, быстрой адаптации в окружающем мире, коммуникации со сверстниками.
Ирина Викторовна Глотко, медицинская сестра по массажу