Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Floortime/Флортайм (время, проведенное в игре на полу) – это вид терапевтической интервенции в форме игры. В этом процессе терапевт и родитель используют время, когда ребенок вовлечен и активен, для того, чтобы помочь ему развиваться и справляться с трудностями развития и обогащать навыки и умения во всех сферах.

Идея терапии состоит в том, чтобы она была естественной, а среда – теплой и безопасной для ребенка, и тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно. Также одним из преимуществ этого подхода является то, что самые близкие для ребенка люди – родители могут обучиться основным идеям и ключевым моментам терапии для осуществления ее дома.

Методика Floortime подходит всем детям с РАС, с синдромом Дауна, с задержкой темпов развития, с нарушениями поведения и речевого развития.

Выделяют три основные идеи в основе подхода флортайм:

1. Взрослый следует потребностям ребенка и подключается к его эмоциональному состоянию.

2. Взрослый создает условия для того, чтобы ребенок был спонтанным, креативным, создавал идеи и проявлял инициативу.

3. Взрослый подключает все сенсорные системы ребенка и его актуальные способности, эмоции для дальнейшего развития.

Примеры игр по программе Флортайм:

1. Игра «Через туннель»: покажите ребенку, как катать игрушечную машинку. Сделайте туннель из поставленных рядом рук и попросите ребенка провести машинку по этой трассе. Ждите ребёнка в конце туннеля: «Я здесь! Приезжай ко мне в гости! Я жду тебя» и хвалите малыша за все предпринятые попытки. Позвольте ему протаранить вас – «бу-бух»! Или начните убегать, разрушив туннель в самый последний момент, тем самым вовлекая малыша в догонялки.

2. Игра «Читаем книгу»: садимся рядом с ребенком и просим его выбрать книгу, которую он хочет читать. Выбирайте специальные детские книжки с объемными фигурками и движущимися героями, чтобы как можно сильнее удивить малыша и поощрить его к рассматриванию следующих страниц. Накрывайте уже знакомых персонажей руками – «Это - моя собака»! И предлагайте ребенку точно так же накрыть его фаворита в книжке.

3. «Игра в мяч» пусть ребенок выберет мячик из множества размеров и цветов. Помогайте малышу катать мячик по полу, бросать мячик в корзину или перебрасывать его друг другу. Добавьте мячу новые роли, например, шишка, которая упала «прямо мишке в лоб!». Собирайте мячики в корзинку, разбросав по дому, как каштаны в осеннем парке. Толкайте мячики одновременно – с разной скоростью, изучая, какой быстрее ударится о стену.

4. Игра «Строитель»: работая по очереди, строим башню из кубиков или кирпичиков «Лего». «Мы стремимся высоко! Кто выше? А я выше! А теперь ты!». Стараемся поднять свое сооружение как можно выше. Это занятие поможет малышу усвоить идею очередности и необходимости ждать своего хода. Добавьте к высокому строению любимую игрушку: «А где твой любимый солдатик? Давай он залезет на башню и спрыгнет вниз! А вот мисочка, эй, солдат, прыгай в неё!».

5. «Танцы» включите любимые песни ребенка и танцуйте по комнате. Имитируйте движения ребенка и поощряйте его к повторению за вами. Предлагайте движения животных в сопровождении звуков («А теперь как уточки, на корточках, кря-кря!»).

6. Игра «Рельефная ходьба»: вырезаем квадратики из разных материалов – ткани, фольги, пластика с пупырышками (обертки для бытовой техники), лощеной бумаги. Раскладываем их по полу и просим ребенка пройти по такой дорожке. Ребенок испытывает новые ощущения и развивает крупную моторику.

7. Игра «Сортировка по цветам»: помогите ребенку сортировать разноцветные игрушки и карандаши по ведеркам разных цветов. Сделайте кубики «одушевленными», например, добавьте звук и прятки (Кубик в мешочек – прыг! Где кубик? – а вот он, ку-ку!). Или наклейте на кубики изображения животных и поиграйте в зоопарк, когда животных распределяют по клеткам. Озвучивайте толпу фауны, показывайте, кто бежит, а кто грациозно вышагивает, обгоняйте, фыркайте, цокайте копытом.

Все дети любят играть и получают от этого удовольствие, разница лишь в том, что особенный ребенок играет по-особенному.

Наталья Николаевна Рогозина, логопед

(Источник: Барыбина Е. Б., кандидат психологических наук, олигофренопедагог)

Вы задумывались, насколько важно часто мыть руки? Например, фекалии являются основным источником сальмонеллы и норовируса (ошибка зимней рвоты). Эти неприятные бактерии могут вызвать опасную диарею или респираторные инфекции. Такие, как аденовирус или болезнь рук, ящур. Микробы, которые приводят к этим инфекциям и болезням, могут быть легко переданы после использования туалета и другими способами.

Люди постоянно прикасаются к своим глазам, носу и рту, даже не осознавая этого, а это быстрые пути проникновения микробов в организм. Преимущества мытья рук – это удаление микробов с помощью средств для мытья рук, а также профилактика диареи и респираторных инфекций.

Спросите себя, сколько раз в день вы моете руки? Если вы понимаете, что это небольшое число, возможно, вам пора внести некоторые изменения.

Дуюнова Татьяна Сергеевна, медицинская сестра по физиотерапии

Утренняя гимнастика является важнейшей составляющей в развитии двигательной деятельности и в формировании основ здорового образа жизни у детей. Ежедневное проведение утренней гимнастики активизирует деятельность всех внутренних органов и систем, способствует предупреждению нарушений осанки, плоскостопия и повышает сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Разнообразные движения, выполняемые ребенком во время утренней гимнастики, воспитывают у него ряд жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

Помимо оздоровительного эффекта, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое проведение зарядки воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой день, быть внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Для того чтобы создать положительную эмоциональную атмосферу рекомендуется сопровождать все движения музыкой, веселыми песенками или стишками.

«Веселая зарядка»:

Мы ручками похлопаем - хлопки руками

Мы ножками потопаем - шаги на месте

Мы руки поднимаем - поднять руки вверх

И дружно опускаем - опустить руки.

«Подрастём»:

Мы за солнышком пойдём - шаги на месте

Далеко, далеко - поднять руки через стороны вверх

И скорее подрастём - поднять руки вверх, встать на носочки

Высоко, высоко - вернуться в исходное положение.

«Приседания»:

Сели, за ладошками - стоя, руки на поясе, присесть

Свои глазки спрятали - закрыть глаза ладошками

Поиграй - ка, солнышко,

В «День и ночь» с ребятами - вернуться в исходное положение

«Повороты»:

Протянуло солнышко - исходное положение-стоя

К детям свои лучики - поднять руки в стороны

Также, как и солнышко, - поднять руки вверх

Тянем свои рученьки - вернуться исходное положение.

Регулярные занятия утренней гимнастикой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус.

Иванова Наталья Сергеевна, инструктор-методист по адаптивной физической культуре

Как правило, виновниками пищевых отравлений являются микробы: кишечные палочки, стафилококки, палочки ботулизма, сальмонеллы. В теплом помещении при температуре от +15 С до +37 С, они быстро размножаются в рыбных и мясных продуктах, сырной массе, пирожных, твороге, винегрете, салате, овощных котлетах, пирожках с рыбой или мясом. В мясном фарше, при хранении в тепле на протяжении суток, количество микробов увеличивается в сотни раз. В погребе или холодильнике данные продукты хранят при температуре, которая не превышает +6 С в течение определенного времени.

Первая помощь при пищевом отравлении:

1. Выпить два стакана воды, затем вызвать рвоту, надавив пальцем на корень языка.

2. Принять активированный уголь (1 таблетка на 10 кг массы тела).

3. Восполнять потерянную жидкость из организма, чтобы избежать обезвоживания.

Как правило, этих мер достаточно, чтобы справиться с проявлениями пищевого отравления. Но не забывайте, что иногда справиться с пищевым отравлением в домашних условиях невозможно!

Дуюнова Татьяна Сергеевна, медицинская сестра по физиотерапии

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Играя с песком, дети познают окружающий мир, знакомятся со структурой песка (влажный, сухой, гладкий, шершавый, теплый, прохладный), а также учатся терпению и трудолюбию. Они помогают развивать мелкую моторику и координацию движений рук, тактильную чувствительность, познавательную и речевую активность.

Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует вам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней. Создавая узоры (солнышко, цветок, и т. д., «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны; проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, творческий полет его фантазии, учат сочинять и разыгрывать сказки.

1. Игра «Кто к нам приходил?». Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек отпечатки, затем ребёнок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями.

2. Игра «Песочный круг». Ребёнок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами и т.д. После чего ребёнок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции ребёнок производит с отпечатками своих ладоней, при этом он может сочинить историю о каждом пальчики: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он станет в будущем».

3. Игра «Песочные строители». Песочная фея: «Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит дома только круглой формы, жираф – только прямоугольной формы, а бегемотик хочет жить в квадратном доме и т.п. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток». Подобным образом взрослый даёт задание ребёнку «расселить всех жителей песочницы». Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей или расселением игрушек.

4. Игра «Прятки». Развиваем память. Кладем перед ребенком три игрушки. Потом просим его закрыть глаза и одну из игрушек закапываем. Малышу нужно догадаться, какая игрушка исчезла. Ее и ищем вместе. Если ребенок легко справляется с тремя игрушками, добавляем еще одну. Легко запоминает четыре – добавляем еще по одной.

Игры с песком позволяют развивать навыки общения, совершенствовать координацию движений, стабилизировать психоэмоциональное состояние.

Старикова Марина Валерьевна, психолог

Использованная литература: Сакович Наталья Александровна. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н. А. Сакович. - Санкт-Петербург : Речь, 2008. - 172 с.