Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Использование батута в реабилитации детей с особенностями в развитии на занятиях по адаптивной физической культуре

В БУ «Няганский реабилитационный центр» на занятиях по адаптивной физической культуре широко применяются различные тренажеры, которые позволяют разнообразить процесс физического воспитания. Одним из таких тренажеров является батут.

Прыжки на батуте способствуют не только повышению эмоционального фона ребёнка, но и приносят огромный положительный эффект детскому организму.

Актуальность использования батута заключается в том, что благодаря прыжкам улучшается кровоснабжение, ускоряется обмен веществ за счет увеличения потребления кислорода, укрепляется и развивается сердечно-сосудистая, дыхательная система и, соответственно, иммунитет; формируется правильная осанка и гармонично развивается мускулатура.

Кроме того, батут способствует формированию выносливости, тренировке вестибулярного аппарата, укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию моторики рук и ног. В результате улучшается координация движений – способность, которую необходимо развивать у детей с раннего детства.

Прыжки на батуте позволяют научить ребёнка правильно и безопасно приземляться во время прыжка. На занятиях по адаптивной физической культуре применяются разнообразные упражнения на батуте с учетом индивидуальных особенностей детей.

Таким образом, физическая подготовка необходима каждому ребёнку без исключения, следовательно, использование батута в реабилитации детей с особенностями в развитии является неотъемлемой частью поддержания и укрепления их здоровья.

Иванова Наталья Сергеевна,
инструктор-методист по адаптивной физической культуре

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. Если ребенок к трем годам не заговорил, то необходимо проконсультироваться со специалистами, проверить психическое развитие ребенка и слух. Если все в порядке, приступать к работе на развитие речи ребенка в домашних условиях.

Говорите с малышом. Чем чаще и дольше вы разговариваете с ним, тем больше у него поводов усвоить новые слова и понятия и захотеть вам ответить! При любом удобном (и неудобном) случае беседуйте с ребенком: рассказывайте, как работает пылесос, что вы кладете в суп, озвучивайте действия свои и ребенка. Только не стоит употреблять много искаженных «детских» слов («бибика», «ававка» и т.п.). Лучше говорить с ним, используя простые, но правильные слова. Играйте с малышом. Чем активнее вы будете увлечены игрой, тем лучше. «Озвучивайте» игрушки, просите показать тот или иной предмет, где «спрятался» котенок и т.п. Игры формируют тесную эмоциональную связь между родителем и малышом, а это помогает детям раскрыться и заговорить. Игра – самая важная форма деятельности для малыша. Если он увлечен действиями с игрушкой, то для него совершенно естественным является кормить ее, укладывать спать, одевать на прогулку.

Не забывайте о необходимости совершенствования мелкой моторики. С самыми маленькими детьми в этом вам помогут разнообразные игрушки-вкладыши, игрушки по типу «почтового ящика», где в окошки надо вставить подходящие по форме детали. Детям постарше предлагаются более сложные игрушки, конструкторы и т.п. И, конечно, пальчиковые игры – короткие стихотворные тексты, сопровождаемые движениями кистей и пальчиков. Классический пример таких игр – знакомые с детства «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и др.

Наберитесь терпения! На самом деле, ребенку совершенно все равно, во что и какими игрушками играть – лишь бы вы принимали в этом активное участие. Просто будьте рядом, делайте что-нибудь вместе, терпеливо и настойчиво говорите, несмотря на то, что вам пока не отвечают. Пройдет какое-то время – и малыш порадует вас первыми словами.

Юлия Викторовна Вахтерова, логопед

Если ребенок является чрезмерно послушным, безотказным, ни при каких обстоятельствах не вступает в спор с ровесниками и родителями, то его можно назвать ведомым.

Причиной формирования такого поведения может быть гиперопека родителей, которые во всем контролируют и ограничивают свободу детей, лишая возможности проявлять самостоятельность.

Ведомость ребёнка может стать настоящей проблемой: пытаясь найти свое место в группе сверстников, он старается соответствовать группе, но так как он живет в сильном подчинении своих родителей, то и в группе он будет занимать место подчиненного. Другие дети, увы, способны очень быстро распознать безотказного ребенка и использовать его в своих выгодах.

Как родители могут помочь ребенку?

Когда родители увидели предпосылки к тому, что их ребёнок поддаётся чужому влиянию, они обязаны принять меры. В первую очередь родителям нужно тщательно пересмотреть своё личное отношение к ребёнку и убедиться, что все их действия выстроены правильно. Для того, чтобы отношения с ребёнком были здоровыми и доверительными, необходимо следовать следующим принципам:

 Любовь к ребенку должна быть безусловной. Ребёнок должен чётко знать, что ему не нужно зарабатывать ваше внимание. Любите его за то, что он рядом.

 Всегда признавайте успехи ребенка. Даже если вы ожидали лучшего результата, постарайтесь акцентировать внимание на том, что цель достигнута. Объясните, что дело всегда нужно доводить до конца, даже если другие уже закончили, а ваш ребенок не успел.

 Делайте установку на успех. Это очень увлекательное занятие, особенно если вы сами будете включены в процесс. Например, один день вы будете самыми ловкими, в другой - самыми быстрыми. А в конце дня будете хвалить друг друга за успехи.

 Заменяйте негативные мысли позитивными. Объясните, что каждый промах - это не провал, а только опыт. Найдите выход из ситуации вместе с ребёнком, делайте это с терпением и пониманием. А также не забывайте всегда обращать его внимание на то, что он делает лучше, развивайте его сильные стороны.

 Конкретизируйте похвалу. Не просто хвалите ребёнка, а делайте акцент на его достижениях.

 Помогайте ребёнку преодолеть страх, но не делайте это насильно, не толкайте его с горки, если он боится. Объясните, что преодолевать себя можно постепенно. Для начала вместе взойдите на первую ступеньку. Ставьте ему задачи в соответствии с его возрастом и особенностями, тогда он всегда будет верить в свои силы и в дальнейшем.

 Признайте право ребёнка на личное мнение. Постарайтесь его не ругать, даже если он совершит ошибку. Тогда у него не исчезнет желание попробовать ещё раз и исправить ситуацию. Только ребёнок, имеющий выбор, способен стать ответственным взрослым.

 Учите ребенка говорить «нет!». Это очень важная способность уметь отказать человеку, если по каким-либо причинам он не может выполнить его просьбу. Не обязательно во всем соглашаться даже со взрослыми авторитетными людьми.

Самое главное, что ребенок ведомый - вполне исправим! Позволяйте ребенку расти и учиться чему-то, учитывая его умственные, физические и даже эмоциональные возможности. Перед ребенком ставьте любые выполнимые задачи, которые непременно будут успешные. Тогда ребенок поверит в свои силы, в себя и станет пробовать больше.

Трушкова Наталия Владимировна, психолог

Чувство страха свойственно любому человеку, а ребенку тем более. Ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным и безобидным.

По данным статистики, страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого: родителя, воспитателя и психолога – вовремя помочь ребенку преодолеть его страхи.

Способы преодоления страха

 Чаще для преодоления страха родителям нужно больше времени проводить с ребенком, например, поиграть вместе;

 Разговаривать с малышом: чем больше говорить о страхе, тем быстрее он перестанет бояться;

 Сочинить сказку о страхе, который беспокоит малыша, а в конце победить его;

 Поговорить со сверстниками ребенка на тему общего страха;

 Поделиться своим страхом, который был у вас в детстве, и обязательно рассказать о том, как перестали бояться.

Родители, помните, что важно вовремя успокоить ребенка, адекватно отреагировать на страх, поддержать добрым словом. В тех случаях, если в домашних условиях страх преодолеть не получилось, необходимо обратиться к детскому психологу.

Лобашова Ольга Евгеньевна, психолог

1. Помните, что у ребенка еще не сформировались способы совладания со стрессом. Он справляется с трудностями так, как может, а не так, как правильно. Ваша реакция во многом определяет, как будет реагировать на событие ребенок.

2. Сильные переживания в стрессовой ситуации нормальны. В то же время далеко не все дети бурно проявляют свои чувства. Отсутствие ярких эмоциональных проявлений в поведении ребенка еще не означает, что их нет.

3. Постарайтесь отделять собственные чувства по поводу случившегося и по поводу ребенка от эмоций ребенка. Каждый из вас переживает случившееся по-своему

.

4. Будьте внимательны к рассказу ребенка о его чувствах. Обсуждайте с ним его переживания, вместе ищите названия его эмоциям, исследуйте способы их выражения.

5. Делитесь с ребенком своими переживаниями на понятном ему языке.

6. Чаще говорите ребенку о своей любви и заботе.

7. Для ребенка очень важен тактильный контакт с родителями, поэтому чаще обнимайте его.

8. Ограничьте контакт ребенка со средствами массовой информации, потому что информация может причинять вред ребенку.

9. Проявляйте терпение, если ребенок многократно повторяет игру или рассказ. Это может быть утомительным для вас, но таким образом он отреагирует болезненные для него переживания. Если же ребенок «застревает», и повторения остаются без изменений несколько недель, обратитесь к психологу.

10. Дети особенно чувствительны после травматического события. Они могут остро реагировать на звуки, запахи, места, которые напоминают им о событии. Имейте в виду, что эти факторы могут вызывать сильные эмоциональные реакции спустя много времени после травматического события.

11. Проводите больше времени за совместными занятиями: играйте, рисуйте, мастерите, гуляйте. Поощряйте игры с песком, водой, «снежками». Укладывание спать может быть очень важным моментом. Используйте его для того, чтобы побыть с ребенком, почитать ему сказку и т.д.

12. Включенность в совместную деятельность – важный ключик к пониманию того, что происходит с ребенком и в чем он нуждается. Помните, что важно не столько количество, сколько качество совместного времяпрепровождения.

13. Придерживайтесь распорядка в еде, игре, сне, особенно для детей младшего возраста. Это поможет ребенку восстановить чувство стабильности и безопасности.

14. Заботьтесь о том, чтобы взаимодействовать с ребенком, находясь в относительно спокойном, уравновешенном состоянии. Создавайте себе возможность выражать сильные чувства и говорить о том, что их вызывает, с взрослыми людьми (друзьями, коллегами, психологом), которые способны их принять.

15. Поддерживайте отношения со значимыми для ребенка людьми – воспитателем, учителем, социальным педагогом, психологом – узнайте, как ведет себя ребенок в другой обстановке.

16. Воздержитесь от рассказов другим людям при ребенке о том, что случилось, тем более, от представления его жертвой.

17. Под влиянием сильного стресса психика ребенка начинает функционировать, как будто он «откатился» к предыдущему возрастному периоду. Это может выглядеть как кривляние, капризы, сюсюканье. Создается впечатление, что ребенок разучился делать то, что уже умел. Это нормально. Это временно. Снисходительно относитесь к таким проявлениям, терпеливо помогайте ему вернуться к достигнутому ранее.

18. Если ребенок замыкается, его поведение вызывает у вас непонимание и тревогу, не бойтесь обращаться за помощью к профессионалу (детскому психологу, детскому психотерапевту).

19. Помните, что психика ребенка очень пластична и способна восстановиться после травмирующего события. Дайте себе и ребенку время на это.

20. Обратитесь за помощью, если сами чувствуете себя тревожно и расстроены. Вы сможете быть полезнее для ребенка, если будете вести себя уверенно и спокойно.

Ирина Юрьевна Ужегова, специалист по комплексной реабилитации