Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Руки способны выполнять сотни тысяч движений, помогают нам выживать. Они нас кормят (в прямом и переносном смысле), одевают, ухаживают за нами. С помощью рук мы проявляем себя, свои чувства (обнимаемся, поглаживаем), творим и вытворяем. Руки являются основным органом осязания, слепым и слабовидящим заменяют глаза. Что говорить, руки есть руки.

По данным ВОЗ ежедневно в мире, как минимум, миллионы людей заражаются и около 100 тысяч умирают от болезней грязных рук. Бактерии, возбудители опасных инфекционных болезней размножаются на коже рук с геометрической прогрессией.

В одном из Европейских университетов были проведены исследования по размножению и передаче бактерий, в том числе болезнетворных, через руки. Результаты поразили. На ладони одной руки одновременно присутствовали более 500 видов бактерий, причем к концу дня их численность и разновидность значительно увеличилась. Прямо бактериологическое оружие какое-то, только замедленного действия.

Количество и виды бактерий на обеих руках могут быть абсолютно разными. Что удивительно, большое скопление бактерий оказалось у представительниц слабого пола! «Как же так?» - спросите вы. Оказалось, что девушки пользовались кремами для кожи рук, тем самым создали благоприятную среду для размножения бактерий.

10 примеров болезней грязных рук

Болезнями грязных рук страдают в основном дети. Оно и понятно, они многое не понимают и не знают основных правил гигиены. Примеров болезней очень много. Вот 10 наиболее часто встречающиеся:

1. Кишечные инфекции: сальмонеллез, дизентерия, брюшной тиф, холера;

2. Чесотка;

3. Вирусный гепатит А;

4. Стоматит;

5. Гельминтоз;

6. Туберкулез;

7. Кожные болезни (особенно гнойные поражения);

8. Ринит, грипп, ОРВИ;

9. Ротавирусная, энтеровирусная инфекции;

10. Иерсиниоз и псевдотуберкулез.

Гигиена рук

К сожалению, не все воспринимают мытье рук серьезно; быстрое намыливание, смывание пены - это неправильно. Процедура должна занимать минимум 30 секунд двукратного мытья, дети, пока моют руки, пусть споют какую-либо детскую песенку. Это важный момент во время эпидемии гриппа, кишечных инфекций. При правильном соблюдении элементарных правил гигиены можно избежать заражений инфекциями. На вид чистые руки могут быть далеко не чистыми и безопасными.

- Руки необходимо мыть чаще и тщательно, обязательно перед едой и после посещения туалета.

- Если вы были на улице, пользовались общественным транспортом, деньгами, выносили мусор - непременно, придя домой, вымойте руки.

- Перед приготовлением пищи, до и после разделки мясных, рыбных продуктов, чистки овощей, фруктов.

-Перед контактами с детьми, особенно грудными.

- До и после обработки ран, ссадин, ожогов.

- Мыть надо несколько раз, уделяя особое внимание межпальцевым зонам.

- Следите за чистотой ногтей. Вычищайте грязь из-под ногтей с помощью щеточки.

- Научите детей правильно мыть руки и будьте им примером.

- Мыло в мыльнице обязательно должно быть сухим, без трещин. Если вы пользуетесь жидким мылом, используя один контейнер, то необходимо после опустошения тщательно вымыть его, ополоснуть раствором соды пищевой, высушить и налить новую порцию жидкого мыла.

- Полотенца должны быть чистыми, сухими, меняться каждый день. Простые правила, следуйте им и научите своих детей.

Шварц Юлия Аркадьевна, медицинская сестра по массажу

ВИЧ-инфекция за последние десятилетия стала одной из самых актуальных проблем не только в России, но и во всем мире. Впервые ученые обратили внимание на СПИД только в 1980-х годах, хотя вирус появился в Западной Африке еще в 1930-х годах.

По данным статистики на начало 2019 года в России было зарегистрировано более 1 340 000 зараженных ВИЧ-инфекцией, и эта цифра постоянно растет. В среднем за год количество заболевших в России увеличивается более чем на 80 тысяч человек.

Основными причинами, обуславливающими неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в отношении ВИЧ и СПИДа, являются социальные проблемы, отсутствие элементарных знаний о заболеваниях, передающихся половым путем, непонимание индивидуального риска и последствий заболевания, группы высокого риска (лица, употребляющие инъекционные наркотики, гомосексуалисты). ВИЧ-инфекция – это длительно текущая инфекция, которая развивается в результате инфицирования вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), характеризуется прогрессирующим поражением иммунной системы и приводит к состоянию «синдрома приобретенного иммунодефицита» (СПИД).

Единственным источником возбудителя является больной человек в любой стадии ВИЧ-инфекции. Вирус может находиться во всех биологических жидкостях организма: кровь, грудное молоко, вагинальный секрет, сперма, слюна, слезы, пот. Не передается ВИЧ-инфекция при рукопожатии, использовании общественного телефона, через общие столовые приборы, при совместном пользовании бассейнами, душевыми комнатами и туалетами, при укусе комаров и других насекомых.

Основной механизмом передачи инфекции - кровоконтактный. Заразиться ВИЧ-инфекцией можно различными путями:

1. Половой – более 54% (при любом виде секса, независимо от ориентации человека).

2. Гемотрансфузионный (после переливания крови, плазмы, тромбоцитарной, эритроцитарной, лейкоцитарной массы или других компонентов крови).

3. Инструментальный или инъекционный, характерный для наркоманов, пользующихся общими иглами.

4. Перинатальный (заражение происходит при рождении ребенка у ВИЧ-позитивной матери).

5. Молочный (при грудном вскармливании, когда инфекция находится в грудном молоке).

6. Трансплантационный (при пересадке инфицированного костного мозга, внутренних органов или искусственное оплодотворение инфицированной спермой).

7. Бытовой и профессиональный, когда заражение случается через поврежденную кожу и слизистые оболочки, контактирующие с некоторыми секретами больных СПИДом.

После попадания вируса в организм человека заболевание проходит несколько последовательных клинических стадий:

1. Острая ВИЧ-инфекция – длится от 2 до 4 недель после попадания в организм вируса. Симптомы на данной стадии похожи на признаки обычной вирусной инфекции - повышение температуры, утомляемость, головная боль, увеличение лимфоузлов, диарея. На этой стадии ВИЧ-инфекцию диагностировать удается редко, так как антитела в крови определяются только через 4-6 месяцев от момента заражения. Но риск заразить окружающих на этой стадии уже очень высок.

2. Первая клиническая стадия ВИЧ может проявляться только увеличением лимфатических узлов.

3. На второй клинической стадии ВИЧ появляются грибковые поражения кожи под волосами и ногтями, опоясывающий лишай, язвы слизистой рта, инфекционные заболевания дыхательных путей и отит, зудящие высыпания.

4. Третья клиническая стадия ВИЧ характеризуется стремительной потерей массы тела до 10% в течение полугода, длительной диареей. Появляются некротический стоматит, тяжелые заболевания дыхательных путей, воспалительные и гнойные процессы, менингит.

5. На четвертой клинической стадии развиваются тяжелые вирусные и грибковые инфекции, различные формы туберкулеза, инфекционные процессы в головном мозге, злокачественные образования кожи и слизистых, лимфома Ходжкина (онкологическое поражение лимфоузлов). Фактически третья и четвертая фазы и есть СПИД.

Особенностями течения ВИЧ-инфекции являются:

- длительное скрытое течение (от 3 до 20 лет);

- развитие СПИДа через 7-14 лет от момента заражения;

- летальный исход через 1 год после начала СПИДа (без применения противоретровирусных препаратов).

К сожалению в настоящее время не существует методов лечения ВИЧ-инфекции. Но при своевременной диагностике, если начать лечение до того момента, когда вирус полностью разрушит иммунитет человека, имеется возможность значительно продлить жизнь больных.

В связи с этим самым действенным методом в борьбе со СПИДом в настоящее время является профилактика. Чтобы не заразиться этой страшной болезнью, необходимо внимательно относиться к своему образу жизни:

- всегда при себе иметь барьерные средства контрацепции (презервативы). Не вступать в незащищенные половые отношения, в ранние половые отношения, исключить половые контакты с лицами, сексуальное прошлое которых неизвестно;

- использовать личные средства гигиены – бритву, маникюрные принадлежности и др.;

- настаивать на одноразовых инструментах в кабинете стоматолога, гинеколога, косметолога и других специалистов;

- не пробовать инъекционные наркотические вещества;

- ВИЧ-инфицированным женщинам не рекомендуется иметь детей, так как риск передачи инфекции младенцу очень высок.

На государственном уровне также необходимо проведение профилактических мероприятий:

- обследование доноров крови, тщательный контроль переливаемой крови и ее препаратов;

- тщательный контроль в медицинских учреждениях (безопасное оборудование места работы с пробами крови, инструментами, использование только продезинфицированных инструментов и приспособлений, работа в одноразовых медицинских перчатках);

- своевременное выявление и установление диагноза ВИЧ;

- организация диспансерного наблюдения за ВИЧ-инфицированными;

- размещение в лечебных учреждениях наглядной агитации по предупреждению заражения ВИЧ, информации о деятельности медицинских учреждений и общественных организаций, оказывающих помощь инфицированным ВИЧ;

- профилактическая работа с уязвимыми группами населения;

- гигиеническое воспитание населения (предоставление информации о методах профилактики, о симптомах заболевания);

- учебные программы образовательных учреждений (школы, вузы) должны включать вопросы профилактики ВИЧ.

Но каждому важно понимать, что даже при соблюдении всех профилактических мер есть небольшой риск заражения. Поэтому обследоваться на наличие ВИЧ-инфекции необходимо, если у человека:

- подъем температуры по неизвестным причинам, более 1 месяца;

- увеличение двух и более групп лимфатических узлов в течение 1 месяца по неизвестной причине;

- длительная диарея (более 1 месяца);

- быстрая потеря массы тела (на 10% и более);

- длительные рецидивирующие гнойно-бактериальные, паразитарные заболевания, затяжные пневмонии;

- обширные герпетические высыпания;

- хронические воспалительные заболевания женской репродуктивной системы неясной этиологии;

- если человек подвергся сексуальному насилию или имел место незащищенный половой контакт с новым партнером, либо постоянный половой партнер имел половые контакты с другим человеком;

- если у полового партнера выявлена ВИЧ-инфекция.

К сожалению, вакцины от этой инфекции на данный момент не существует. Следовательно, недопущение заражения во многом зависит от правильного образа жизни самого человека! Не будь равнодушен к своему здоровью!

Наталья Владимировна Мухтапавелс, врач-невролог

Ни для кого не секрет, что природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Взаимодействие с природой раскрывает дополнительные возможности ребенка, расширяет жизненные пространства, обогащает социально-адаптированный опыт, развивает эмоционально-волевую сферу; формирует художественно-эстетический вкус, познавательную и трудовую активность.

В БУ «Няганский реабилитационный центр» с 2016 года реализуется программа «Зеленая планета», которая направлена на социальную адаптацию и реабилитацию детей с ограниченными возможностями с использованием элементов гарденотерапии.

Программа содержит несколько блоков:

1. «Комнатные растения» - дети изучают разнообразие комнатных растений, получают навыки ухода, размножения и содержания комнатных растений. Знакомятся с условиями, необходимыми для их содержания.

2. «Огород» - дети знакомятся с различными видами семян овощных и цветочных культур, сажают растения, наблюдают за их ростом и развитием.

3. «Окружающий мир» - дети знакомятся с живой и неживой природой, определяют признаки природы.

Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей детей. Учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Общение с природой способствует нормализации взаимоотношений с окружающим миром. Воздействуют на все стороны функционирования нервной системы, положительно влияя на социальное и психологическое самочувствие.

Хамматова Фанзалия Сафуановна, инструктор по труду

Развитие игровой деятельности дошкольного возраста

Игра в том или ином виде практически постоянно присутствует в жизни ребенка дошкольного возраста. Большое количество действий происходит в игровой форме, даже обычные бытовые и воспитательные. Используя игровые элементы и игровой подход, намного проще уговорить дошкольника покушать или лечь спать. Через игровые элементы дошкольник познает реальные отношения людей, многому учится и всесторонне развивается. С помощью игры происходит психическое развитие, адаптация к социуму, значительно расширяется кругозор и развивается речь, повышается физическая активность.

Детские игры многообразны и классифицируются на:

1. Сюжетно-ролевые игры - присущи детям в возрасте 3-5 лет. В ходе этой игры ребенок примеряет те или иные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. Можно выделить самые распространенные сюжетно-ролевые игры – это «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие. Как видим, большинство из них знакомят детей с различными профессиями.

2. Театрализованные игры - игры, помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры, развивающие речь и творческие способности детей. Ребенок самореализуется, выбирая роль. Если ребенок выбирает такие роли, которые требуют дополнительных действий, то это говорит о его активности и лидерский качествах.

3. Подвижные игры - являются приоритетными для детей. В них дети могут вдоволь реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества, как быстрота, ловкость, сила. Количество вовлечённых в игру детей с возрастом увеличивается и достигает 3-7 и больше участников.

Основная функция игры - развлекательная. Она направлена на то, чтобы пробудить интерес у ребенка, воодушевить, доставить удовольствие, развлечь. Коммуникативная функция состоит в том, что в процессе игры ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, развивая свои речевые механизмы.

Играйте вместе с детьми, поощряйте их интересы. Придумывайте новые игры совместно с малышами, приобретайте или создавайте развивающие игрушки. Нацельте ребенка на победу, помогайте удовлетворить любопытство, направляйте энергию детей на получение новых знаний.

Новоселова Галина Анатольевна, специалист по комплексной реабилитации

Очень часто любые детские вредности, капризы, истерики, непослушание связывают с нехваткой внимания родителей. На что родители изумленно отвечают, что итак много времени проводят вместе, неужели этого мало ребенку…

На самом деле дело совсем не в количестве уделенного внимания, а в качестве проведенного вместе времени. Можно часами играть с ребенком, но если мама мыслями будет совсем не с малышом, а, например, общаться по телефону с подругами, то от проведенного совместно времени толку мало.

Как же уделять больше внимания ребенку, как делать это качественно, чтобы малыш получил по максимуму? Вот несколько рекомендаций, как родителям в домашних условиях организовать совместную деятельность с ребенком:

1. Во время выполнения домашних дел периодически делайте паузы, чтобы пару минут пообщаться, поиграть или просто посидеть с ребенком, так, чтобы ваше внимание и мысли принадлежали только ему.

2. Будьте рядом с ребенком, когда он занят своими делами (играет, делает домашние задания и др.), тем самым выражая интерес к его деятельности, но не отвлекая и не мешая ему.

3. Займитесь совместным творчеством: порисуйте, слепите что-нибудь из пластилина или сделайте аппликацию или поделку.

4. Проходя мимо ребенка, прикоснитесь к нему ласково или поцелуйте, чтобы он понял, что вы любите его и думаете о нем.

5. Потанцуйте вместе с ребенком.

6. Попробуйте часть работы по дому выполнять вместе.

7. Поиграйте вместе в компьютерные игры.

8. Поваляйтесь вместе на диване.

Иногда такие приятные мелочи важнее, чем запланированный досуг или поход в парк развлечений.

Желаем вам удачи!

Киреева Наталья Сергеевна, психолог