Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Изобразительная деятельность дает детям возможность передавать свои впечатления об окружающем его мире. Такой процесс самовыражения порождает в них удовольствие и радость.

Рисование оказывает большое влияние на формирование личности, развивает память, мелкую моторику, внимание. В процессе рисования сочетается физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, нужно приложить определенные усилия, овладеть определенными навыками, это ориентирует детей на самостоятельную деятельность.

Многообразие необычных методик изобразительной деятельности дают эффективные результаты. Нетрадиционные техники рисования, такие как: рисование природным материалом, рисование ниткой, «Монотипия», предоставляют ребенку больше возможностей для самовыражения.

Главная задача родителей - позитивно оценивать каждый рисунок ребенка, проявить интерес к его творчеству, хвалить за интересные находки в работе. Гуляя вместе с ребенком, обращайте внимание на оттенки неба, травы, листьев, этим вы способствуете развитию в ребенке наблюдательности. И обязательно занимайтесь совместным творчеством.

Чем богаче впечатления вашего ребенка, тем более осмысленной станет тяга к искусству.

Светлана Сергеевна Борта, специалист по комплексной реабилитации

Анемия - это состояние организма, при котором уменьшается число эритроцитов и снижается уровень гемоглобина.

Основной причиной развития анемии у детей принято считать алиментарный дефицит железа. При этом родителям важно понимать, насколько необходима организация сбалансированного питания ребенка по всем ингредиентам, в том числе по железу.

Если в пищевом рационе детей преобладают молоко и сдоба, ограничены мясные продукты, овощи и фрукты, то риск развития анемии возрастает в несколько раз. Повышенная потребность в железе возникает у детей в препубертатном и пубертатном возрасте.

Немаловажными причинами развития железодефицитной анемии могут быть кровопотери. Они могут возникать при паразитарном поражении кишечника некоторыми видами глистов, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, синдроме нарушенного кишечного всасывания, нарушениях менструального цикла у девочек, хронических гнойно-очаговых инфекциях.

Чем опасно развитие железодефицитной анемии для организма?

При развитии железодефицитной анемии появляется недостаточное обеспечение тканей кислородом, в результате страдает работа сердечной мышцы, печени, кишечника, нарушается клеточный иммунитет.

Основные симптомы железодефицитной анемии: нарастающая бледность кожных покровов и слизистых, снижение аппетита, появление извращенного вкуса (отказ от мяса, желание есть мел, известку, глину, землю), пристрастие к резким запахам (керосин, бензин, ацетон), трофические изменения кожи и её производных - ногти, волосы, падает эмоциональный тонус и настроение, изменяется поведение: плаксивые, раздражительные, капризные, происходит нарушение всасывания белков, жиров и углеводов в кишечнике, что приводит к алиментарным расстройствам - нарушению глотания, тошноте, рвоте, изменению характера стула.

Лечение анемии проводится длительно и только препаратами железа. Важно помнить, что при появлении симптомов анемии необходимо своевременно обратиться к врачу за получением квалифицированного лечения.

Оксана Викторовна Сильванович, врач-педиатр

Все родители хорошо понимают, как важно привить ребёнку элементарные трудовые навыки, ведь труд формирует такие качества, как ответственность, бережливость, настойчивость в достижении цели.

Родителям очень важно и полезно всячески поощрять и закреплять у ребёнка стремление к самостоятельности. Не нужно делать за ребёнка то, что он может сделать сам. Взрослым на первых порах хотелось бы всё сделать самостоятельно. Но нужно понять, что с предоставлением большей самостоятельности в действиях будет формироваться потребность к трудовым усилиям, возникает ощущение своей причастности к общим семейным делам.

Постоянный пример трудолюбия и аккуратности позволит вам быть требовательным к ребёнку.

Непосредственное участие ребёнка в семейных делах - непременное условие воспитания у детей трудолюбия. У ребёнка должны быть какие-то обязанности. С раннего возраста нужно давать ребенку поручения: сложить свою одежду, поставить обувь аккуратно, разложить ложки перед едой. Учите обслуживать себя: умываться, одеваться. Прежде чем требовать от ребёнка качественного выполнения поручения, надо его обучить определённым действиям, показать их последовательность. Ведь, кажется, простые вещи - намыливание рук, вытирание их полотенцем, а у малыша не получается. Обучите терпеливо его всем этим мелочам.

Позже можно требовать, чтобы ребёнок поддерживал порядок в своём игровом уголке. С таких мелочей и начинает складываться аккуратность, организованность, собранность, которые так необходимы ребёнку при дальнейшем обучении в школе.

Держите себя в доме ровно, спокойно, не повышайте голоса, ребёнок привыкнет откликаться на спокойное родительское слово. Любое распоряжение - принести, подать, помочь, - отданное деловым тоном, ребёнок воспримет, как обязательное. Конечно, не забывайте его похвалить, если видите, что поручение далось нелегко, но ребёнок всё же его сделал.

Ругать и наказывать ребёнка за сломанную игрушку не следует. Старайтесь сломанную игрушку починить обязательно вместе и поясните малышу, что человек, который делал эту игрушку, старался, затратил много времени, вложил немало труда и поэтому мы должны беречь её.

Внимательно относитесь к поделкам детей, храните их. И пусть они не так красивы, но ведь приложено столько стараний. Не нужно выбрасывать поделки или подарки, что сделаны ребёнком с таким трудом, с любовью, он должен видеть, что результат его труда достоин уважения.

Нужно развивать интерес к деятельности взрослых, постепенно расширяя круг их представлений. Детям нужно читать произведения художественной литературы о труде и людях труда. Необходимо с ранних лет приучать ребёнка трудиться, вырабатывать у него полезные навыки, умение воспитывать подлинную любовь к труду.

Разнообразная, доступная по возрасту трудовая деятельность вызывает у ребёнка физическое напряжение, повышает жизнедеятельность, укрепляет его организм. В процессе труда у ребёнка развиваются мышцы, особенно кистей рук, совершенствование которых жизненно необходимо.

Непременным условием приучения детей к труду является внимание родителей. Родители очень хорошо должны знать, что должен уметь ребёнок того или иного возраста. Хороший пример родителей в домашнем и производственном труде оказывает на детей самое положительное влияние. Воспитывая у детей необходимые трудовые качества, папа и мама постоянно должны быть образцом для их поведения.

Трудовое воспитание будет успешным в семье если:

- трудовая деятельность будет систематичной;

- ребенок будет иметь постоянные трудовые обязанности посильные по возрасту с учетом индивидуальных особенностей;

- трудовая деятельность будет более привлекательной, если родители будут трудиться вместе, показывая пример;

- трудовую деятельность следует тщательно планировать с обязательным чередованием труда и отдыха.

Ляйля Ахметясовна Мангушева, инструктор по труду

Прежде чем начать давать вашему ребенку витамины, обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Существует несколько простых правил, как правильно принимать витамины. Следите за тем, чтобы малыш получал свои таблеточки в одно и то же время. Всегда есть выбор: одна таблетка в день или три. Одна кажется гораздо практичнее, но все полезные вещества быстро вымываются из организма с мочой. Если же дневная норма вещества разбита на три части, это обеспечит максимальное усвоение всех микроэлементов. Для каждого возраста свои витамины.

Не только дозировка, но и форма выпуска витаминов отличаются для малышей разного возраста. Обычно витамины начинают назначать детям с 4-6 месяцев. Самые первые – в жидкой форме. Это капельки, которые добавляются в воду, молоко или сок. Все зависит от входящих в состав компонентов.

Для детей от 2 лет рекомендуются жевательные пастилки. У них обычно приятный фруктовый вкус, так что проблем с приемом не возникнет. Помните, что это тоже лекарство. Давать их ребенку больше, чем положено, нельзя и даже опасно.

С 4-5 лет детям уже можно давать таблеточки. Они могут быть предназначены для рассасывания или проглатывания. Часто форма выпуска имеет большое значение, ведь легче уговорить ребенка съесть вкусную жевательную таблетку, чем проглотить, запивая водой.

Общие правила приема витаминов:

1. Витамины давать детям можно только по назначению врача, особенно если речь идет о детях младшего возраста.

2. Придерживайтесь инструкции по применению.

3. Никакие витамины не принимаются постоянно, как правило, комплексы рассчитаны на 3-6 месяцев.

4. Не давайте детям взрослые витамины. Даже если вы разделите таблеточку на 2 или 4 части, этого делать нельзя.

5. Таблетки ребенку дают родители.

6. Если после приема таблетки у ребенка появляются красные пятна на коже, он жалуется на боли, зуд, жжение - вызывайте врача. Это первые симптомы аллергической реакции.

Шварц Юлия Аркадьевна, медицинская сестра по массажу

В детских коллективах можно заметить детей, которые часто обижаются. Они хмурят брови, «надувают щеки», эмоционально реагируют, когда им делают замечания, плачут и не разговаривают, сидят в одиночестве. В такой ситуации ребенок страдает от собственной обидчивости, а родители, расстраиваются и не знают, что делать и как помочь малышу.

Обида – это чувство, которое сопровождается негативным переживанием своей неудачи, своего отвержения людьми. А каждому человеку и ребенку в том числе хочется чувствовать свою важность и ценность, особенно со стороны близких людей. Это природная потребность и выражена она в разной степени у разных детей. Однако все так или иначе переживают то, как их воспринимают окружающие.

Детская обидчивость - это показатель ранимости и уязвимости ребёнка в той или иной сфере представлений о себе (внешний вид, характер, умения и способности).

Причины, из-за которых ребёнок может обижаться и огорчаться:

1. Врождённая чувствительность ребёнка. Часто обижаются те дети, которые от природы эмоционально чувствительны и ранимы. Они в большей мере испытывают потребность в привязанности к родителям, их любви и внимании.

2. Непринятие родителями особенностей ребёнка. Встречаются такие родители, которые принимают своего ребенка лишь в том случае, когда его поведение соответствует их требованиям. Если дети демонстрируют «неправильное» поведение, то родители пытаются жёстко переделать ребёнка, стыдить и наказывать, лишают своего теплого отношения, провоцируют его обижаться ещё больше. А постоянное отвержение индивидуальности ребёнка (критика, упрёки) побуждают ребенка думать, что он не нужен, что его не любят, а это способствуют развитию неуверенности у малыша.

3. Ребёнок неадекватно реагирует, потому что ощущает враждебность мира. Сталкиваясь с постоянными ограничителями разных проявлений своего поведения, ребёнок начинает негативно видеть даже нейтральные ситуации. Он считает, что всё против него, замыкается в себе, обижается.

4. Гиперопека также негативно влияет на воспитание ребенка, если родители не верят в самостоятельность ребёнка, не позволяют ему самостоятельно справляться с трудностями. В этом случае у ребенка формируется страх сложных ситуаций, неспособность их преодолевать. Он будет надеяться на помощь других и расти с ожиданием, что другие все за него сделают. А при встрече с трудностями - искренне будет обижаться на весь мир.

5. Постоянное потакание желаниям своего ребёнка. Многие родители разрешают своему чаду вести себя, как угодно, выполняют все его желания, а в этом случае у ребенка сформируется представление, что весь мир должен крутиться вокруг него. Ребёнку, который считает себя главным, будут поступать замечания о его поведении и, конечно, он будет обижаться.

Как вести себя с обидчивым ребёнком

Если случилось так, что ребенок обиженный и весь в слезах, как поступить?

 Постарайтесь контролировать свои эмоции, даже если плач и негативизм ребенка выводят вас из себя. Оставайтесь спокойным (хотя бы внешне): так вы сделаете первый шаг к тому, чтобы малыш успокоился.

 Чтобы ребенок успокоился, лучше услышал ваши объяснения, нужно ласково обнять его. Хорошо будет, если вы присядете, чтобы ваши лица были на одном уровне. Ребенок быстрее освободится от негативных эмоций, если вы будете держать его за руку, разминать пальчики, гладить по голове.

 Научитесь сочувствовать ребенку. Несмотря на то, что ребенок маленький, важно озвучивать его чувства. Он убедится, что мама понимает его проблему, что она не равнодушна к его огорчениям. Скажите несколько раз: «Ты расстроился, потому что папа не взял тебя с собой…, я понимаю тебя, но папа сегодня очень занят.

 Идите на компромисс. Чтобы категоричное, безоговорочное «нельзя» или «нет» не вызывало протесты, можно договориться с ребенком, когда это «можно». Такой способ поможет предотвратить обиды и истерики. Да, мороженое есть нельзя, потому что сейчас зима, но можно пирожное и сок. Да, мамин телефон самому брать нельзя, но можно поиграть с ним вместе с мамой. Подытожим: безоговорочное «нет» вызывает обиду, а частичное ограничение смягчает отрицательную эмоцию.

 Старайтесь чаще показывать своё доброжелательное отношение к ребёнку, чтобы ему не приходилось разными способами обращать на себя внимание.

 Постепенно развивайте эмоциональную сферу ребенка. Поясняйте словесно и учите на собственных примерах, как нужно реагировать на ту или иную ситуацию.

 При общении с ребенком поясняйте, когда обижаться стоит, а когда не стоит.

 Не критикуйте ребёнка за его частую обидчивость. Наложение строгих запретов на чувство обиды невозможно. Эффективнее будет, если выработать правильную воспитательную стратегию смягчения этой особенности.

 Не сравнивайте ребёнка с другими детьми и не указывайте на их превосходства в чём-либо.

 Чтобы ребенок не обижался на то, что в его присутствии хвалят других мальчиков и девочек, поясните, что хвалят тогда, когда дети этого заслуживают.

 Стройте отношения с ребёнком на взаимном понимании, объясняя, что у каждого есть свои дела, интересы и желания.

 Читайте малышам полезные книги, смотрите вместе мультфильмы, на основе которых можно легко объяснить причины возникновения обид и удачные выходы героев из разных ситуаций.

 Обратите внимание на то, чтобы ребёнок не накапливал обиды, а делился своими чувствами.

 Попытайтесь выяснить причины повышенной обидчивости ребёнка.

Любовь Константиновна Снигирева, психолог