Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«Няганский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
Баннер для СОЦ
8 (34672) 9-70-42

Статьи сотрудников

С каждым годом увеличивается процент рождения детей с нарушениями в развитии. Специалисты, родители, сталкивающиеся с проблемами, связанными с обучением и воспитанием ребенка-инвалида, стараются найти эффективные методики, для его развития, постоянно находится в поиске новых средств реабилитации.

Одним из эффективных методов обучения «особых» детей является прикладной анализ поведения (Аpplied Behavior Analysis (АВА), основанный на научном подходе к вопросу обучения и мотивации. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие.

Начинают с одного задания, подсказывая правильную реакцию и активно поощряя ее (вкусностями, возможностью погулять, похвалой). Постепенно вводятся новые задачи, чередуются. Затем освоенные задачи пробуют ставить в незнакомой обстановке, с привлечением новых людей…

На первом занятии проводится тестирование навыков ребенка и опрос родителей. Оцениваются речевые навыки, навыки самообслуживания, социальные навыки, моторные навыки. В зависимости от полученной информации разрабатывается персональная программа дальнейшей работы. В ходе занятий психолог отрабатывает навыки, а родители закрепляют наработку в домашних условиях в соответствии с инструкциями.

Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка.

Применение методов АВА-терапии показали высокие результаты при обучении детей с нарушениями аутистического спектра. По результатам основателя методики АВА Ивара Ловааса, около 50% детей, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, кто получал АВА, улучшил свое состояние и поведение.

Они также эффективны для работы с детьми с синдромом Дауна, интеллектуальной недостаточностью. Для реализации мероприятий составляется индивидуальная программа под потребности ребенка. Осуществляется постоянный мониторинг приобретенных навыков ребенком, с целью внесения изменений в программу реабилитации.

Каждый ребенок талантлив, но ему необходима помощь в преодолении отставания в развитии и развития речи. С помощью поведенческого подхода ребенок и его родители могут начать интересный путь обучения и воспитания, достигнув успехов в развитии навыков и способностей.

Наталия Владимировна Трушкова,
психолог

30 сентября 2014 года на координационном совещании участников государственной и негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи утверждена дата проведения Всероссийского дня бесплатной правовой помощи – 20 ноября 2014 года.

В связи с этим бюджетным учреждением «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Гармония» организована работа семинаров для родителей 11.11.2014 на тему: «Проблемы взыскания алиментов», 14.11.2014 на тему: «Права и обязанности родителей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних» и 20.11.2014 проведен День открытых дверей и консультирование о предоставляемых социальных услугах.

В организации работы семинаров приняли участие 14 сотрудников учреждения: (юрисконсульт, заведующие отделениями, психологи, воспитатели, социальный педагог, специалист по социальной работе, педагог дополнительного образования), а также 11 детей и 11 родителей, посещающих учреждение. Информирование посетителей учреждения осуществлялось через распространение информационных 43 буклета: «Я имею право», «Твой возраст – твои права» и 10 памяток для семей, воспитывающих детей-инвалидов «Меры социальной поддержки».

В результате проведенных мероприятий посетители учреждения ознакомились с условиями пребывания детей в реабилитационных группах, реабилитационным оборудованием учреждения медицинского значения, применяемыми технологиями и методами работы, получили полезные советы и рекомендации воспитателей и ответы на интересующие вопросы, которые касались порядка и условий получения социальных услуг в учреждении.

Романова Т.Н.
заведующий организационно-методическим
отделением

Действительно, вежливые слова помогают в общении, об этом замечательно когда-то рассказала детская писательница В.Осеева в рассказе «Вежливое слово». Слово «Пожалуйста», сказанное тихим голосом и глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь, в этом рассказе распахнуло, как по волшебству, сердца членов семьи маленького мальчика. А что делать, если малыш говорит слова, которые относят к ненормативной лексике?

Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Сегодня известно, что словесная информация оказывает влияние на ДНК человека, а сквернословие разрушает волновые программы, отвечающие за нормальную работу организма ребенка. Взрослым, которые в своей речи употребляют лексический мусор и являются источником заражения ребенка, необходимо понимать, что они наносят вред здоровью ребенка.

Привлекательность и живучесть ненормативной лексики связана с тем, что она снимает напряжение в тех ситуациях, когда эмоции переполняют и захлестывают, когда трудно выразить то, что чувствуешь, словами. У детей дошкольного возраста эти сложности связаны с возрастными особенностями.

В связи с этим важным является обучение дошкольников конструктивным формам выражения своих как положительных, так и отрицательных эмоций. «Наш сын ругается матом. Пробовали не обращать внимания, ругать и наказывать – ничего не помогает! Как быть?» Дело в том, что ребенок дошкольного возраста уже осознанно использует неприличные слова, и перечисленные способы действительно могут быть неэффективны. Попробуйте разрешить вашему ребенку ругаться (ведь это все равно происходит), но только в определенном месте (например, у мусорного ведра - слова-то у вашего сына мусорные).

Однако к этому способу необходимо прибегнуть только в крайнем случае. Прежде всего, надо показать ребенку свое непринятие неприличной брани: «Мне не нравятся такие слова», «Ты очень сильно расстроил маму(папу)» и т.п. Как считает американский психолог Алан Фромм, проводить профилактику грубых и неприличных слов невозможно. Единственное, что можно сделать, так это самим не произносить подобные слова в присутствии ребенка. Тогда мы будем уверенны хотя бы в том, что подобным выражениям ребенок научился не в семье. Родители должны внушать детям установки на то, что хорошо, а что плохо, стыдно, нельзя. Сделать это лучше всего с помощью примеров, сказок.

    Памятка для родителей «Как отучить ребенка ругаться матом»:
  • Не употребляйте сами ненормативную лексику, следите за собственной речью. Убедите взрослых, окружающих ребенка, не использовать «Мусорные» слова.
  • Не спрашивайте (даже если очень хочется!) у ребенка, где он услышал эти слова (А вдруг от вас!), поскольку этим вы заостряете внимание малыша к «этим словам» и к ситуации, в которой они были услышаны.
  • Реагируйте на ругательные слова ребенка в зависимости от его возраста. На слова, услышанные от младшего дошкольника, можно никак не реагировать, он, вполне вероятно, вскоре их забудет. Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста надо дать понять, что вы такие слова не хотите слышать у себя дома. Тактично, убедительно и спокойно объясните ребенку, что это обидные, плохие, грязные слова, их неприятно и говорить, и слышать. Хорошие дети такие слова не говорят, а я уверен (на) в том, что ты у нас хороший!
  • Не следует тащить ребенка в ванную и мыть ему рот с мылом, чтобы «очистить язычок от плохих слов»- это наказание ничем не отличается от порки, оно служит для того, чтобы подавить, запугать и унизить.
  • Не хихикайте и не демонстрируйте ребенку эмоциональную реакцию по поводу услышанных вами неприличных слов, поскольку как положительная, так и отрицательная реакция взрослого может вызвать у ребенка желание повторить употребление неприличных слов для того, чтобы вызвать реакцию.
  • При непрекращающемся употреблении ребенком неприличных слов определите время и место, когда и где можно говорить плохие слова. Например, можно говорить эти слова у мусорного ведра
  • Научите ребенка выражать свои сильные чувства другими, не бранными словами.

В тяжелом случае – проконсультируйтесь у специалистов (психолог, нейропсихолог, невропатолог) - это может быть вызвано заболеванием нервной системы.

Поддерживайте в семье доброжелательные отношения, поскольку мир, взаимопонимание и теплая атмосфера являются той средой, в которой ненормативная лексика не нужна.

Помните: от вашего спокойного и последовательного поведения зависит то, как быстро и безболезненно ребенок минует этот непростой этап взросления.

Овчарова Н.В.
воспитатель

Мы всегда похожи на своих близких, а наши дети – на нас. И похожесть эта отнюдь не только внешняя. Наши идеалы, нравственные позиции, заблуждения и ошибки – хотим мы этого или не хотим – становятся достоянием наших детей. Иногда приходится слышать, что родители жалуются: совсем не остается времени для воспитания детей. При этом они, очевидно, имеют в виду проповеди на тему «Что такое хорошо, а что такое плохо». Безусловно, разъяснять эти понятия необходимо, но гораздо важнее другое – пример родителей, весь уклад жизни семьи, ее традиции, отношение старших к работе, общественно-политической жизни страны.

А.С. Макаренко как-то в одной из своих лекций сказал, что для воспитания не требуется большого времени, а требуется разумное использование малого времени. Что такое «хорошо» и что такое «плохо», ребенок без проповедей очень быстро начинает усваивать. Буквально чуть ли не с самых первых дней он впитывает в себя, что окружает его, начинает подражать старшим, копируя, что видит, слышит, чувствует. Вот почему важно, чтобы живой пример был достоин подражания. А для того, чтобы подать его, не требуется особого времени.

Папа смастерил полку для посуды. Он любуется своей работой, мама дала хорошую оценку. Ребенок видит, что папин труд принес радость. Ему тоже хочется испытать это чувство - доставить радость себе и другим. Как важно не пропустить такое мгновение. Дайте ему гвозди, молоток, дощечки, покажите, научите. Конечно, сразу не получится, но, не сделав этого, вы упустите главное, без чего человеку в дальнейшем не обойтись, лишите его радости, которую приносит сам процесс труда и конечный его результат.

Нужно приучать малыша получать удовольствие от трудового усилия. Воспитание трудолюбия – дело очень сложное, длительное, это комплекс где каждый компонент важен.

Трудолюбие – это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей» - писал В.А.Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» - «Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. Чем глубже радость труда, чем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя – свои усилия, свое имя, как член коллектива. А семья – самый первый коллектив в жизни ребенка. Вот почему так важно в воспитании трудолюбия коллективный труд семьи. Организовать его можно и нужно интересно, увлекательно, чтобы он приносил радость, удовлетворение

Научить ребенка любить труд можно, лишь заинтересовав его этим трудом, рассказав о его красоте и пользе. А о каком труде можно рассказывать полнее и увлекательнее, чем тот, которым занимаешься сам. И счастливы те родители, чьи дети унаследовали их дело. Подражая им, переняли у них профессию и, главное, нравственные идеалы людей, строящих новое общество, патриотов своей Родины.

Ирина Юрьевна Ужегова,
воспитатель

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обращаться к другому человеку, порой даже стеснятся ответить соответствующими образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут держать и развивать установившийся контакт, не умеют согласовать свои действия с партнерами по общению или выражать им свою симпатию, сопереживание, потому что часто конфликтуют с ними, замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимое составляющее самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.

Социальный успех определяется рядом условий:

Личная привлекательность.

Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность - это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.

Навыки общения.

Ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним его родители, он повторяет жесты, мимику, интонации и отношение к людям. Если отношения в семье доверительные, открытые, ребенок впитывает культуру общения из повседневной жизни.

Для полноценного общения необходимо с самого раннего детства развивать у детей чувство юмора. Люди, умеющие со смехом, улыбкой, шуткой выйти из затруднительного положения, всегда в центре внимания. Они, как правило, живут в ладу с окружающими в любом коллективе — детском, взрослом или разновозрастном. Умение смеяться над собой. Самоирония – прививка от комплекса неполноценности. Быть жизнерадостным – все равно, что быть счастливым. Ведь с чувством юмора часто соседствуют лидерские качества и находчивость, доброта и тактичность, популярность в коллективе и покладистость.

Детсадовские дети удовлетворяют потребность в общении в группе. Дети, не посещающие детский сад, здесь могут рассчитывать только на своих близких. Приглашайте ребят к себе играть, смотреть мультфильмы, читать интересную книжку, что ребенок больше времени проводил среди сверстников.

В детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого родители должны помочь ему вырабатывать положительную самооценку.

Формирование самооценки ребенка - это то же самое, что и строительство хорошего дома, где особое внимание нужно обратить на заложение добротного фундамента. По мере ежедневного общения с детьми вы можете заметно повысить самооценку ребенка, либо, наоборот, круто ее изменить, причем далеко не в лучшую сторону.

Сотрудничество и совместное времяпрепровождение, а не соревнование и борьба за первенство особенно полезны для формирования нормальной самооценки. Начните развивать ребенка как можно раньше, и тогда он будет готов к преодолению трудностей жизни.

Итак, дети растут, учась на опыте родителей, перенимая многие вещи из вашего поведения, манеры общения и в целом из всей жизни. В данном случае родители служат для детей образцами для подражания.

Логопед (дефектолог)Н.Н. Рогозина