Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми предстоит ребёнку. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка и его личности.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.

В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки:

 сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда);

 технические (транспортные, конструкторы и т.д.);

 игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка);

 игрушки-забавы: театральные, музыкальные;

 крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы.

Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя.

Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к коллективной игре, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные особенности игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевидение. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её чаем». Игрушка для ребёнка полна смысла.

Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом, и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяющей кругозор ребёнка.

Но никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку напарников по игре. Вынужденная необходимость играть одному может привести к перевозбуждению его нервной системы. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.

Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, и, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её правильно!

Наталья Николаевна Рогозина, логопед

Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть основаны на доверии. Доверие легко потерять, а вернуть очень сложно.

Родители часто задают вопрос, как построить доверительные отношения с детьми? Доверие основывается на душевном спокойствии и дает уверенность в близком человеке. Ребенок с самого рождения зависит от мамы и полностью на нее полагается. Мама кормит ребенка, заботится о нем, оберегает. Психологи утверждают, что маленькие дети уже доверяют маме. Позже у ребенка появляется доверие к папе, дедушкам и бабушкам.

От поведения родителей зависит, станет ребенок им доверять или нет. Почему родители теряют доверие детей?

 Первой причиной является нехватка общения. Дети подрастают, а у родителей на общение не хватает времени.

 Обман родителей также ведет к потере доверия, так как дети очень тонко чувствуют обман и ложь. Родители часто обещают детям выполнить то, что не смогут выполнить. Если ребенка часто обманывают, доверие будет потеряно.

 Родители должны быть для ребенка примером только хорошего поведения. Нежелательные последствия имеет любое физическое наказание ребенка.

Авторитет родителей разрушают постоянные угрозы и ругань. Результат такого их поведения приведет к тому, что ребенок начнет замыкаться в себе. Вырастает такой ребенок и оказывается, что он совсем не приспособлен к жизни, так как не умеет справляться с трудными ситуациями.

Залог правильного развития ребенка - доверительные и добрые отношения в семье. Чтобы сохранять такие отношения со своим ребенком, взрослым надо учиться держать под контролем свои эмоции. Бывают ситуации, когда родители срываются и начинают кричать на ребенка, а нужно стараться признавать свои ошибки и попросить у ребенка прощение за грубость. Это поможет сохранить доверие.

Мама и папа должны уважительно относиться к мнению ребенка, его чувствам и переживаниям. Нельзя говорить ему обидные слова, они могут его сильно задеть и обидеть. Обидными словами можно поставить ребенка в неловкое положение, а этого нельзя допускать. Родители не должны делать ребенку замечания в присутствии сверстников или взрослых. Это особенно сильно ранит его. Поведение ребенка, особенно его отрицательные поступки, нельзя обсуждать с посторонними людьми.

Довольно часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, требуя от него высокого уровня успеваемости в учебе или высоких спортивных достижений. Но дети все разные и есть такие, которые стараются, но у них ничего не получается. Ребенку может не нравиться та же секция, которую он посещает только потому, что ее выбрали родители. В подобных ситуациях появляются напряженные отношения, и родители постепенно теряют доверие своего ребенка. Не нужно чересчур много требовать от ребенка. Родители должны узнать у него, чем он хочет заниматься в свое свободное время, что ему интересно.

С малых лет ребенка нужно привлекать к участию в семейных обсуждениях и домашних делах. Ребенок должен почувствовать, что ему доверяют. Ребенку нужно давать несложные и безопасные поручения. Во всех начинаниях родители должны поддерживать ребенка и чаще его хвалить. Совместная работа по дому воспитывает в ребенке уважение к родителям.

Не осуждайте его и не запрещайте выбирать друзей, иметь свои интересы, симпатии и антипатии.

Не навязывайте свое мнение, не докучайте постоянным контролем. Однако вы, родители, должны обязательно знать, с кем и где находятся ваши сын или дочь.

Ирина Юрьевна Ужегова,

специалист по комплексной реабилитации

По мнению стоматологов, многие люди неправильно чистят зубы, что может привести к различным заболеваниям десен и полости рта. А здоровые зубы важны не только для взрослых, но и для детей, хотя их зубки еще временные!

Первое знакомство малыша с зубной щеткой можно начинать уже с того момента, когда прорезался первый зубик. В это время можно использовать специальные щеточки-напалечники. Легкими массирующими движениями мама нежно очищает полость рта ребенка, зубную пасту при этом не используют. Уже к 10-12 месяцам можно приобрести специальную зубную щетку для малышей, выполненную из эластичных материалов и имеющих специальные ограничители.

В 2-3 года (в зависимости от готовности малыша) можно начинать учить ребенка самостоятельно чистить зубы. Сначала ребенок чистит зубы сам, чтобы почувствовать, как это происходит, а затем мама может ему почистить зубки еще раз. Важно сразу научить малыша чистить зубы правильно (а время чистки зубов и последовательность операций одинакова для взрослых и детей).

Во время чистки зубов необходимо соблюдать несколько простых правил:

1) Чистить зубы необходимо 2 раза в день (утром и вечером), длительность чистки зубов составляет 2-3 минуты;

2) Зубную щетку выбирать в соответствии с возрастом ребенка, менять щетку на новую необходимо каждые 2-3 месяца, нежелательно использовать у детей электрическую щетку, так как она может повредить нежную зубную эмаль;

3) Наносить на щетку небольшое количество детской зубной пасты, так как большее ее количество будет мешать ребенку из-за образования большого количества пены; паста должна быть безопасной для ребенка и иметь отметку «СтАР» (стоматологическая ассоциации России);

4) Следовать простому алгоритму при чистке зубов:

 держать щетку правильно – под углом 45 градусов по отношению к деснам;

 начинать чистку зубов с верхнего ряда: движениями сверху-вниз очищаем наружную поверхность зубов начиная с задних, затем «выметающими» движениями сверху-вниз очищаем внутреннюю поверхность зубов;

 жевательные поверхности зубов чистить в горизонтальном направлении;

 затем переходим к чистке зубов нижней челюсти, производим те же движения, только по направлению снизу-вверх, затем чистим жевательную поверхность нижних зубов;

 после этого очищаем язык обратной стороной головки зубной щетки, направление движения от корня к кончику языка;

 в конце процедуры можно мягкими круговыми движениями при сомкнутых челюстях произвести массаж десен;

 после чистки зубов необходимо проследить, чтобы ребенок полностью выплюнул остатки зубной пасты и хорошо прополоскал рот теплой кипяченой водой.

Соблюдение этих простых правил поможет ребенку избежать многих заболеваний полости рта и сохранить свои зубы здоровыми. Но самое главное, что нужно запомнить всем родителям: чтобы привить ребенку навыки гигиены необходимо самим строго соблюдать все правила! Ведь дети учатся, глядя на нас!

Наталья Владимировна Мухтапавелс,

врач-невролог

Формирование пространственных представлений - одно из важнейших условий успешной учебной деятельности ребенка. Ориентировка в пространстве является непростой задачей на протяжении всего дошкольного периода.

Первым шагом в формировании пространственных представлений должна стать маркировка левой руки ребенка. Для этого наденьте на нее браслет или часы. Тем самым ребенок приобретает «точку отсчета», запоминает, что левая сторона - это там, где браслет, верх - это голова, солнце, небо, низ - ноги, земля.

Для успешного обучения в школе ребенок также должен свободно ориентироваться на плоскости, на листе бумаги. Для этого сначала формируется понятие угла (правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний). Далее формируется понятие о центре листа.

Например, можно поиграть с ребенком в игру «Муха в клетке»: в центре квадрата из девяти клеток сидит «муха». По инструкции взрослого ребенок двигает камешек по квадратам. Затем задания усложняются, и ребенок выполняет инструкции глазами, и в конце ставит камешек в нужном квадрате.

Ориентировка в клетке ведется в аналогичной последовательности, т.к. клетка является маленькой копией листа. На этом этапе полезно предлагать детям рисовать графические узоры:

- одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх и т.д. до конца строки.

- две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз, две клетки вправо и т.д. до конца строки.

Если у ребенка не сформирована пространственная ориентировка к концу дошкольного периода, то это является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении им школьными навыками.

Татьяна Юрьевна Филатова, логопед

Современные родители, особенно если в семье растет ребенок с особенностями в развитии, часто задаются вопросом: какие занятия для развития своего малыша придумать? Чем интересным и полезным занять ребенка?»

Мы предлагаем один из вариантов досуга – это лепка из соленого теста. Данная техника широко используется в БУ «Няганский реабилитационный центр», способствует развитию не только мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями, но и полушарий головного мозга.

Соленое тесто – уникальный материал для творчества: экологичный, безопасный, пластичный и очень податливый. Тесто не токсично, процесс создания фигурок из теста безопасен даже для аллергиков.

Мягкая масса не прилипает к пальцам. Загрязнения, возникшие на одежде и предметах в ходе творческого процесса, легко отмываются и не оставляют пятен.

Лепка – это пластическое творчество. Процесс создания новых форм и образов позволяет детям выразить свое настроение, эмоции, чувства и отношение к себе и миру в целом. Более богатыми становятся образное мышление, воображение и фантазия. Работа пальцами с податливым материалом развивает мелкую моторику, массаж нервных окончаний на руках позволяет расслабиться.

Поделки из теста можно лепить в одном цвете, высушивать, а потом раскрашивать красками. А можно еще в процессе приготовления теста добавлять к нему пищевые красители. Творческий изобразительный процесс развивает художественные способности ребенка, учит воплощению его замыслов и способствует формированию характера.

Создание объемных фигур улучшает пространственное мышление. Процесс учит воображать трехмерное изображение конечного результата, достигать его и корректировать по ходу создания фигуры. Кропотливая работа способствует развитию усидчивости, длительность процесса учит планировать свои дела в течение дня. Занятие лепкой вместе со взрослыми способствует оживленному общению. Веселый творческий процесс позволит с пользой провести время и надолго сохранить результаты в виде оригинальных поделок и сувениров.

Материал для лепки состоит из подручных ингредиентов, доступен по цене, что позволяет вволю заниматься лепкой с детьми. Из него легко лепить фигуры различной формы, так как материал очень податлив, что позволяет справиться с занятием даже слабым детским пальчикам.

Чтобы творчество было веселым, можно использовать любые формочки, «пасочки» для песочницы, пуговицы и прочую мелочь, с ее помощью можно получать различные оттиски. Ну а после того, как поделка будет готова и просушена, ее можно будет раскрашивать красками.

Тесто для лепки на воздухе быстро сохнет и на его поверхности образуется корочка. Удалить ее потом сложно, часть теста придется выбрасывать. Чтобы этого не происходило, храните неиспользованный комок материала в целлофане. Готовые поделки нужно просушить в духовке. При комнатной температуре сушка протекает медленно, за сутки тесто просыхает всего лишь на пару миллиметров. За это время поделка может деформироваться, испортиться или взяться цвелью.

Предлагаем вам пример совместного творчества с использованием техники лепки из соленного теста - слепим мышонка.

Все этапы изготовления похожи на лепку из обычного пластилина. На рисунке показано, какие элементы зверька нужно выполнить и в каком порядке. Вначале катаем из кусочка теста два шарика. Соединяем их между собой. Теперь катаем четыре шарика поменьше – это будут лапки. Затем создаем глазки, носик и уши с хвостиком. Все детали соединяем между собой с помощью воды, так элементы лучше схватываются и после сушки не рассыпаются. Готового мышонка сушим при температуре 75 градусов около 1,5-2 часов.

Как сделать мышонка с вертикальным положением тела? На рисунке показано, какие элементы зверька нужно выполнить и в каком порядке. Лапки крепятся к туловищу, уши к голове с помощью обычной воды. Они прочно склеиваются в горизонтальном положении. А вот к объемному туловищу не менее объемная голова на одной лишь воде будет крепиться плохо. И если не до сушки, то во время этой процедуры точно отвалится, и поделка будет испорчена.

Для этого перед креплением нужно продеть в туловище зубочистку на половину ее длины, а вторую половину воткнуть в голову мышонка. Тогда детали будут скреплены между собой более надежно, и при сушке поделка сохранит свой первоначальный вид.

Эти и многие другие поделки из соленого теста мы лепим с детьми на занятиях в кабинете оккупациональной терапии. Приглашаем всех в БУ «Няганский реабилитационный центр».

Оксана Владимировна Иванова,
специалист по комплексной реабилитации