Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

В воспитании детей существуют разные подходы: мягкость или строгость, невмешательство или гиперопека, авторитарность или демократия. А так как в воспитании чаще всего участвуют все члены семьи, включая бабушек и дедушек, то выработка единого стиля воспитания становится делом непростым. Хорошо, если родители и все близкие родственники с появлением малыша вырабатывают общий подход к воспитанию, предъявляют единые требования к ребенку. Тогда семья начинает жить, как общий организм. В такой семье ребенку спокойно и комфортно, он постепенно привыкает к установленным правилам и начинает действовать в соответствии с ними. В других семьях родителям сложно договориться между собой и прийти к единому мнению в воспитании даже самых простых жизненных навыков у детей. Например, как надо кормить ребенка: по-прежиму или когда захочет сам, как лучше одевать ребенка в зависимости от погодных условий. Во многих семьях взрослые часто спорят и не в состоянии выработать единые требования к поведению ребенка. Если родители в чём-либо ограничивают малыша, строго запрещают, а дедушка и бабушка, наоборот, в их отсутствии разрешают и позволяют это делать, то, безусловно полноценного воспитания не получится. Кроме того, у ребенка не смогут сформироваться очень важные понятия, что такое «плохо» и что такое «хорошо» (он не сможет правильно оценивать свои поступки). Но зато он научится манипулировать более мягкими, лояльными взрослыми и будет использовать их в своих интересах.

Дети могут часто не слушаться и капризничать, а в некоторых ситуациях демонстрировать агрессивные проявления против того родителя, который запрещает то, что разрешает другой. Более мягкому и податливому родителю сын или дочь через некоторое время садятся буквально «на голову». В результате от такого подхода в воспитании страдает вся семья, и обстановка в доме становится напряженной.

Рекомендации по устранению разногласий в воспитании:

• Постарайтесь выработать единую тактику в воспитании. При этом будьте терпимы друг к другу, с уважением и вниманием выслушайте мнения и аргументы всех членов семьи и вместе ищите альтернативы. Только единая тактика воспитания со стороны окружающих родственников будет способствовать укреплению его физического и психического здоровья. Не забывайте о том, что все члены семьи имеют права на получение своей миссии в воспитании.

• Найдите разумную «золотую середину». Методы в воспитании не должны быть противоречивыми друг другу, не иметь перегибы в требованиях жесткой, безоговорочной дисциплины от ребенка или, наоборот, попустительского отношения к нему.

• Проанализируйте отношения между всеми родственниками в семье. Случается так, что малыш используется взрослыми в качестве «каната», который каждый стремится перетянуть на свою сторону.

• Находите больше времени общаться с малышом. Иногда один из родителей (как правило, отец), меньше видит ребенка, так как постоянно находится на работе. Стремление отца порадовать и побаловать малыша, почувствовать его любовь продиктовано чувством вины, стремлением додать ему свое внимание с помощью дорогих подарков и сладостей. Но, помните, что время, проведенное со своим малышом, и личное общение гораздо ценнее. Искренняя любовь и понимание рождаются только при близком эмоциональном контакте.

Подготовил: Любовь Константиновна Снигирева,
психолог

Речь ребенка необходимо развивать с младенчества. Вот некоторые советы, которые нужно соблюдать при общении с ребенком:

 Разговаривая с малышом, смотрите ему в глаза – это усилит действие слов.

 С 2-3 месяцев начинайте читать короткие ритмичные сказки, постепенно увеличивая объем текста.

 Беседуйте с ребёнком на разные темы, соблюдая интонацию, которая является своеобразной ниточкой, на которую впоследствии «нанижутся» слова и фразы.

 Не говорите с малышом быстро, четко произносите все гласные и согласные звуки. Старайтесь использовать наглядность, рассказывайте малышу о том, что его окружает.

 Самый родной голос для крохи – это голос мамы. Он привык к нему еще в период внутриутробного развития. Маме важно использовать свое преимущество и говорить с ребенком как можно чаще: это успокоит его, вызовет приятные эмоции. Используйте эмоциональные фразы: «Вкусное молочко!», «Какой ты молодец!», «Хороший мой!». Эти фразы одобрительные, ласковые, говорятся на повышенных тонах, а, как известно, младенцев привлекают именно высокие звуки – их лучше слышно.

Желаем вам удачи!

Подготовил: Уткина Наталья Александровна, ,
логопед

Детям с нарушением интеллекта помимо их позднего развития и снижения интеллектуальной деятельности характерны нарушения всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы. Анализируя развитие детей с нарушением интеллекта с раннего возраста, специалисты отмечают, что у них снижена активность и ориентировочная деятельность, смещена система потребностей в сторону усиления примитивных, физиологических.

С первых дней жизнь ребенка организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи и т.д. От ребенка с нарушением интеллекта требуется много усилий, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться.

Развитие предметных действий – процесс трудный. Поэтому в семье часто идут по линии наименьшего сопротивления – родители сами одевают, раздевают, кормят ребенка. Однако имеются и семьи, в которых пытаются ставить определенные требования и достигают успехов. Поэтому дети с нарушением интеллекта имеют разный уровень овладения культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

При поступлении детей в БУ «Няганский реабилитационный центр» специалисты порой сталкиваются с их полной беспомощностью в самообслуживании. Дети весьма слабо владеют культурно-гигиеническими навыками, не приучены к элементарному уходу за собой, требуют от взрослых большого терпения и внимания.

С учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, специалисты учреждения проводят мероприятия по формированию навыков сомообслуживания. Данные мероприятия носят игровой характер. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Занятия с детьми с нарушением интеллекта по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания дают положительный результат при соблюдении дидактических принципов:

- принцип познавательной выразительности - это эмоциональность взрослого, которая является необходимым условием успешного обучения и поддерживает интерес и внимание ребенка к данному материалу;

- принцип наглядности - обязательное использование в обучении наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т.д.);

- принцип поэтапности - стараться, чтобы смена частей занятия была обусловлена постепенностью освоения и отработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка с нарушением интеллекта к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.

- принцип вариативности - осуществляется при повторении пройденного материала в других видах деятельности ребенка и в повседневной жизни.

Желаем вам успехов в воспитании вашего малыша!

Подготовил: Ирина Юрьевна Ужегова,
специалист по комплексной реабилитации

Одна из основных обязанностей родителей – обеспечение безопасности ребенка. Современная жизнь – непредсказуема и опасна. С раннего возраста необходимо развивать в ребенке внимательность и умение действовать в необычной ситуации.

Родителям нельзя впадать в крайности, некоторые из них не отпускают ребенка от себя до подросткового возраста. В этом случае дети плохо адаптируются, не могут обеспечить свою безопасность, потому что надеются на родственников. Другие родители оставляют малышей без присмотра уже в том возрасте, когда еще нет понимания опасности. Процесс взросления ребенка и освоения навыков должен проходить постепенно.

Что важно знать родителям

Не стоит запугивать ребенка, приводить печальную статистику, полицейские сводки. Этим вы только вызовите стресс и недоверие к миру. Следует сосредоточиться на правилах безопасного поведения, которые смогут предотвратить беду на улице.

Будьте личным примером для ребенка. Если вы сами переходите дорогу вместе с ребенком на красный свет, то не стоит удивляться, когда малыш будет нарушать правила безопасности.

Важно наладить доверительные отношения с ребенком. Информация при этом будет легче восприниматься, если у ребенка возникнут страхи и сомнения, он скорее с вами поделится.

Отправляя ребенка одного на улицу, не стоит отдавать ему дорогой мобильный телефон, украшения, вешать ключ от входной двери на шею.

Ребенок не должен получать крупные суммы денег. Особенно осторожным нужно быть в транспорте и при оплате покупок. Злоумышленники могут увидеть крупные купюры, попытаться их заполучить.

Ребенок должен усвоить следующие правила:

1. На улице запрещено разговаривать с малознакомыми людьми без присутствия взрослого.

2. Нельзя садиться с малознакомыми и незнакомыми людьми в транспортное средство.

3. Если у ребенка появилось чувство тревоги, опасности, сопротивления необходимо бежать, кричать, использовать предметы самозащиты.

4. Нельзя принимать из рук малознакомого и незнакомого человека подарки и еду. Обо всех попытках сообщать родителям.

5. Нельзя помогать незнакомому человеку на улице, если он просит, следует позвать окружающих, если человеку действительно нужна помощь, то он не испугается, не уйдет.

6. Нужно быть предельно внимательным при входе в подъезд и лифт. Если ребенок заметил подозрительного человека, то следует пропустить его вперед, подождать, пока он пройдет.

7. Играть предпочтительно на детской площадке.

8. Следует оговорить правила поведения детей при встрече с животными на улице. По возможности следует сохранять спокойствие, развернуться и уйти. Если агрессия собак нарастает, следует позвать на помощь, двигаться в сторону подъезда, человека.

Отдельные правила касаются зимнего времени года. Передвигаться следует спокойно, не бегая, следует приобрести ребенку противоскользящую обувь. Следует обращать внимание на крыши домов, при наличии сосулек следует выбрать максимально далекую траекторию.

Подготовил: Демина Наталья Андреевна,
медицинская сестра по физиотерапии

Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.

Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение. Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений.

Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата. К статическим упражнениям относятся такие, как: «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Птенчик» и др.

Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи: «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Часики», «Маляр» и др. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.

На иллюстрациях показаны примеры статического и динамического упражнения.

Чтобы помочь ребенку быстрее освоить звукопроизношение, заниматься с ним можно самостоятельно дома. При этом важно соблюдать требования к выполнению упражнений, чтобы не навредить речи ребенка. И, конечно, нужно подбирать артикуляционный комплекс соответственно возрасту и возможностям малыша.

Если у вашего ребенка имеются проблемы с речью, приглашаем вас на занятия к логопеду в БУ «Няганский реабилитационный центр».

Подготовил: Юлия Викторовна Вахтерова,
логопед