Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Театр очень полезен для ребенка, он приобщает его к высокой культуре. На глазах детей знакомые с детства куклы начинают разговаривать и двигаться, петь и танцевать. Необычайность этого зрелища захватывает малышей, они с восторгом следят за ожившими куклами и их приключениями, которые разворачиваются на сцене. И те позитивные эмоции, которые дарит театр, невозможно получить больше нигде!

Первое полезное влияние театра на ребенка - это ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА К ПРАВИЛАМ И НОРМАМ ОБЩЕСТВА . Мы учим ребенка, как себя нужно вести в театре, как одеваться и разговаривать, когда можно ходить и кушать, а когда нужно тихо сидеть. Эти элементарные нормы для ребенка являются важным этапом приучения к дисциплине, общественным правилам и самоконтролю поведения. На этой основе потом будут усваиваться и другие нормы, а также законы общества.

Театр УЧИТ НАС РАЗБИРАТЬСЯ В ЛЮДЯХ . Для детей, подростков, да и взрослых людей театр является местом, где можно открывать, наблюдать и учиться понимать отношения людей. Наблюдать совершенно открыто, сосредоточенно, не боясь выражать свои эмоции. В театре мы наблюдаем и учимся понимать, как человек радуется, злится, грустит, горюет, веселится. Как дружит, любит, сострадает, предает, обманывает и т.д. Сегодня наши дети очень много времени проводят с гаджетами и очень мало - со сверстниками или взрослыми. Родители замечают проблему, что их сын или дочь не может общаться в классе, у него (у нее) нет друзей. Это и есть основы эмоционального интеллекта. Именно он является главным условием успешности в бизнесе, карьере, общении с людьми.

Театр УЧИТ ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ И ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЧУВСТВА И ПЕРЕЖИВАНИЯ . Видя, как актеры на сцене выражают свои эмоции, мысли, чувства, ребенок сопереживает героям, а это учит ребенка правильно выражать свой собственный внутренний мир. Чтобы жить в гармонии с другими людьми, нужно не только правильно понимать других, но и окружающим дать возможность понять себя.

Театр ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ, САМОКОНТРОЛЬ И КОНЦЕНТРАЦИЮ . Наблюдая за театральным действом, ребенок должен следить за сюжетом, не отвлекаться, запоминать важнейшие события сюжета. Так ребенок начинает учиться контролировать и управлять своим познанием, поведением. А это важно детям, которые готовятся пойти в первый класс или учатся в первом классе. Окончательно способность полностью управлять собой – своим вниманием, мышлением, речью, воображением – будет сформирована к концу младшего школьного возраста, тем не менее, обратить на это внимание нужно уже после пяти лет.

А еще, театр ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ . По ходу действия ребенок представляет себе, как может развиться сюжет дальше, что может произойти и «кто это прячется за кустом», а это важный этап формирования воображения. Позже подобные фантазии могут стать основой для творчества ребенка.

Говорить о пользе театра в воспитании можно бесконечно долго. Театр и детские спектакли помогают ребенку вырасти культурным, порядочным и успешным человеком. А это ли не мечта каждого родителя?

Подготовил: Шепелева Альбина Александровна,
специалист по комплексной реабилитации

Одним из важнейших качеств ребенка, которые необходимо формировать и развивать с детства, является самостоятельность. Самостоятельность - это такое свойство человека, которое проявляется в инициативности, адекватной самооценке, критичности и способности быть ответственным за свои действия и поступки.

Развитие самостоятельности проходит в несколько этапов:

1. Начинать надо с самого раннего детства на этапе подражания, когда ребёнок копирует все действия и образы взрослых. В семь-восемь месяцев, когда ребёнок уже начинает сидеть и ему дают первый прикорм, ему уже нужно давать в руки ложку. Конечно, на первых порах малыш не будет попадать ложкой в рот и будет пачкаться, но рано или поздно он научится это делать, и это будет его первый шаг к самостоятельности.

2. Уборка игрушек после игры - тоже важный этап в развитии самостоятельности ребёнка. Сначала вы показываете, как надо убирать, потом просите помощи ребёнка, а когда он запомнит, что и куда нужно класть, нужно ему доверять убирать игрушки самостоятельно.

3. Следующий этап формирования самостоятельности ребёнка - это определение его зон ответственности, в которых он будет вправе решать всё сам. Например, он может сам выбирать, в каком свитере ему идти в садик, в какой последовательности делать домашние задания. Быть может, его выбор не всегда будет лучшим, но, принимая решения вместо ребёнка и не давая ему возможности совершать свои ошибки, вы будете растить пассивного, несамостоятельного человека.

Любые действия по воспитанию самостоятельности можно превращать в весёлые развлечения. В игре ребёнок освоит новые навыки и приобретёт хорошие привычки. Можно устроить соревнования: кто быстрее уберёт посуду или оденется на прогулку, кто лучше подметёт и т.д.

4. К 7 годам к периоду поступления ребёнка в школу должны быть сформированы определенные навыки самообслуживания, самоорганизации и личной гигиены: приём пищи, овладение навыками раздевания и одевания, гигиена тела, гигиена быта.

5. Домашние задания - это первый вид деятельности в жизни ребёнка, за который он несёт полную ответственность, это первое отражение взрослой жизни.

Она развивает навыки самостоятельной работы, поисковую активность, умение контролировать время.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые.

В младшем школьном возрасте влияние на развитие самостоятельности оказывает и трудовая деятельность. Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних обязанностей. Он может помогать по хозяйству, например, накрыть на стол, полить цветы, вынести мусор, помогать с младшими детьми, ухаживать за домашними животными и т.д. У ребёнка должны быть свои постоянные обязанности по дому.

Основные условия развития самостоятельности ребенка

1. Идти навстречу любой потребности ребёнка сделать что-то самостоятельно.

2. Не делать за него то, что он может сделать сам.

3. Помочь ребёнку научиться выбирать. Просить совета у ребёнка.

4. Соблюдать договорённость, держать слово.

5. Хвалить за проявление самостоятельности.

Самое главное для воспитания самостоятельного ребёнка - это просто не мешать ему и не делать за него то, что он сам может, а только показывать и направлять.

Цель родителей - заинтересовать ребёнка в ответственном поведении. Чтобы воспитание самостоятельности давалось ребёнку легче, не забывайте хвалить его каждый раз, когда он этого достоин.

Очень важно уделять особое внимание развитию этого качества. Невозможно воспитывать самостоятельность, не предоставляя ее.

Автор: Старикова Марина Валерьевна,
психолог

Сегодня многие проводят за компьютером или мобильным телефоном длительное время. Это требует максимального напряжения глаз, отчего глаза испытывают дискомфорт, сухость, усталость. Эти, казалось бы, незначительные симптомы и есть первые признаки ухудшения зрения.

Даже если человек обладает стопроцентным зрением, ему все равно необходим полноценный отдых для глаз. В этом поможет специальная гимнастика. Глаза работают благодаря мускулам, а мускулы надо тренировать. Движения глазами лучше делать утром или вечером, перед сном. Каждое упражнение повторяйте по 5-30 раз, начинайте с малого, постепенно увеличивайте нагрузку. Движения плавные, без рывков, между упражнениями полезно поморгать. И не забудьте снять очки или контактные линзы.

6 лучших упражнений для поддержания и улучшения зрения

 Упражнение 1. «ШТОРКИ»: быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

 Упражнение 2. «СМОТРИМ В ОКНО»: делаем точку из пластилина и лепим на стекло. Выбираем за окном далекий объект, несколько секунд смотрим вдаль, потом переводим взгляд на точку. Позже можно усложнить нагрузки – фокусироваться на четырех разноудаленных объектах.

 Упражнение 3. «БОЛЬШИЕ ГЛАЗА»: сидим прямо, крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

 Упражнение 4. «МАССАЖ»: тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

 Упражнение 5. «ГИДРОМАССАЖ»: дважды в день, утром и вечером, ополаскиваем глаза. Утром – сначала ощутимо горячей водой (не обжигаясь!), затем холодной. Перед сном все в обратном порядке: промываем холодной, потом горячей водой.

 Упражнение 6. «РИСУЕМ КАРТИНКУ»: первая помощь для глаз – закройте их на несколько минут и представьте что-то приятное. А если потереть ладони рук и прикрыть глаза теплыми ладонями, скрестив пальцы на середине лба, то эффект будет заметнее.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Автор: Пастухов Алексей Николаевич,
инструктор по лечебной физической культуре

Во многих семьях братья и сестры между собой часто конфликтуют. Конфликты можно предотвратить, если родители понимают, какое место каждый ребенок занимает в семейной иерархии в зависимости от своего возраста и в соответствии с этим корректировать свое поведение. Когда ребенок один в семье, он привыкает получать максимум родительского внимания и с появлением сестер и братьев не желает с ними делиться. В этом случае родителям рекомендуется хвалить старших детей, указывая на то, что уже большие и многое умеют делать самостоятельно и могут помогать взрослым учить младших по возрасту. Среднему ребенку тоже необходимо персональное внимание и поэтому необходимо находить дополнительное время на общение с ним. Главная задача в отношении младшего чада – поощрение его стремления к самостоятельности. Психологи выделяют несколько причин, из-за которых происходят конфликты между детьми в семье. Конкуренция за родительскую любовь Если ребенок остается без достаточного внимания со стороны родителей, он осознанно начинает ссориться со своими сестрами и братьями. Таким негативным поведением он пытается привлечь к себе внимание и заботу родителей. Борьба за авторитет Старшие дети по возрасту претендуют на особое отношение со стороны младших членов семьи. Они стремятся демонстрировать свое превосходство над младшими и упорно настаивают на нем. В результате младший ребенок начинает капризничать и сопротивляться, испытывая дискомфорт от психологического давления. Борьба за обладание вещами Причинами конфликтов между братьями и сестрами часто является борьба за обладание вещами (игрушками, одеждой, косметикой, электроникой и т.д.). Маленькие дети считают, что игрушки – их собственность, и другие не должны ими играть. Из-за этого возникают разногласия, так как дети не хотят делиться своими игрушками. Как предотвратить конфликты между детьми в семье: - Необходимо хвалить ребенка за хорошее, поведение после того, как он его совершил. Детям очень нравится получать положительную оценку себя и своих поступков. - Постарайтесь помочь каждому ребенку осознать свою индивидуальность и неповторимость. Нельзя сравнивать его с братьями или сестрами и тем более указывать на слабые стороны в развитии. - Поддерживайте сотрудничество между детьми. Пусть у каждого ребенка будут свои посильные обязанности по дому, успешное выполнение которых зависит не только от личной ответственности, но и от умения работать сообща. Если все же дети ссорятся и не могут договориться между собой, а вы хотите им помочь наладить мир в отношениях, то возьмите на заметку несколько стратегий родительского поведения. Первая стратегия: неучастие. Если дети конфликтуют, но в рамках допустимого (не проявляют словесную или физическую агрессию), можно игнорировать их ссоры, не откликаться на просьбы об участии. Постарайтесь четко обозначить свою позицию невмешательства. Нужно стараться переключить свое внимание с содержания ссоры на что-то другое, например, на занятия творчеством или на домашние дела. Разрядить обстановку также может даже хороший анекдот или интересная история на тему ссор между братьями и сестрами. Родительская позиция неучастия дает детям возможность самостоятельно искать компромисс в разрешении конфликтов. Вторая стратегия: наказание обоих. Вы можете наказать обоих детей без учета того, кто был прав, а кто виноват. Это заставит братьев и сестер скооперироваться. Дети будут вынуждены объединиться для борьбы против наказания. Ваша цель будет достигнута: дети станут договариваться. Третья стратегия: разговор Эта стратегия носит профилактический характер. Убедитесь, что вы в равной степени уделяете время для каждого ребенка, которое вы проводите только с ним. Как двухлетнему, так и двенадцатилетнему нужен контакт с родителем. Равные права дети должны иметь и на получение материальных благ. Если вы покупаете что-то одному из детей, не забывайте об интересах второго. Такие стратегии родительского отношения к ссорам братьев и сестер способствуют развитию у них умения договариваться между собой. Это обеспечит им большую успешность в коммуникациях во взрослой жизни. Важно также отметить, что выбор способа поведения так же должен быть гибким и зависеть от ситуации. Ведь только родители могут правильно оценить причины возникновения детских ссор. Если стычки между детьми перерастают в агрессивное поведение, то возможно, это следствие напряженных отношений между родителями. Все родители заботятся о своих детях, но иногда гиперопека негативно влияет на ребенка: он не может принимать решения и не стремится к самостоятельности. Подумайте и определите, не перегружаете ли вы малыша своей чрезмерной заботой.

Автор: Снигирева Любовь Константиновна,
психолог

Для того чтобы, научить детей мыслить творчески, неординарно, следует развивать подобное умение в младшем дошкольном возрасте. Развитию творческого мышления дошкольников уделяют серьёзное внимание во всех развивающих дошкольных программах. Предлагаем подборку игр и упражнений, которые помогут Вам и вашим детям.

Игры на признаки

«Определи по размеру»

Цель: учить детей выделять признаки в объекте по размеру.

Слон большой, а мышка (маленькая);

У слона хобот длинный, а хвост (короткий);

У зайца уши длинные, а хвостик (короткий);

У мышки хвост длинный, а ушки (короткие;

Малыш маленький, а папа (большой);

Часы настенные большие, а наручные часы (маленькие);

Ворона птица большая, а воробей птичка (маленькая).

«Что длиннее?»

Цель: учить детей находить противоположное значение объектов.

Сапоги длинные, а ботинки (короткие);

У футболки рукава короткие, у рубашки (длинные);

У рубашки рукава бывают длинные, а бывают (короткие);

Гольфы длинные, а носки (короткие);

Шорты короткие, а брюки (длинные);

Платье длинное, а юбка (короткая);

Платье бывает длинное, а бывает (короткое);

Юбка бывает короткая, а бывает (длинная);

Пальто длинное, а куртка (короткая);

Спичка короткая, а палка (длинная).

«Назови противоположности»

Цель: упражнять в подборе слов антонимов.

Река глубокая, а лужа (мелкая);

Палка длинная, а карандаш (короткий);

Шарф узкий, а платок (широкий);

У мальчика волосы короткие, а у девочки (длинные);

Дверь узкая, а окно (широкое);

Окно бывает узким, а бывает (широким);

Ручеек узкий, а река (широкая);

Дом низкий, а башенный кран (высокий);

Ствол у дерева толстый, а ветки (тонкие);

Дорога широкая, а тропинка (узкая).

«Что выше?»

Цель: формировать чувствительность к противоречиям у объекта.

Скамейка низкая, а дом (высокий);

Дерево высокое, а куст (низкий);

Дом высокий, а песочница (низкая);

Табуретка низкая, а стол (высокий);

Кровать низкая, а шкаф высокий;

Карлик низкий, а великан (высокий);

Жираф высокий, а крокодил (низкий).

Автор: Наталья Владимировна Овчарова,
специалист по комплексной реабилитации