Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Последнее время количество детей с задержкой речевого развития выросло и составляет 85% от общего количества детей дошкольного возраста. Дети различаются не только по уровню речевого развития, но и моторного, познавательного, социального развития.

Задержка речевого развития может быть как функционального, так и органического характера. Для детей с задержкой речевого развития органического характера специфическим является нарушение речевого онтогенеза в целом. Признаки можно выявить уже в младенческом возрасте. В каждом случае нарушения онтогенеза необходимо установить причину. Выяснить, связано ли это с первичным поражением нервной системы или является результатом заболевания, влияющего на психическое развитие.

У нормально развивающегося ребенка к 2-3 месяцам появляется гуление. Оно приходит на смену крику. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, ребенок учится управлять интонацией. У детей с задержкой речи гуление появляется в 4-5 месяцев.

В 7-9 месяцев у ребенка в норме появляется лепет. Он произносит серии одинаковых слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма). У ребенка с задержкой речи лепет появляется только к году.

К концу первого года жизни у ребенка появляются несколько осознанно употребляемых слов. Это двусложные слова состоящие из одинаковых слогов (мама, баба, дай, на и т.д.).

После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов. В процессе общения просит, указывает, требует и сообщает. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать.

К двум годам у нормально развивающегося ребенка в обиходе от 250 до 300 слов. Он начинает пользоваться местоимениями, наречиями (там, вон, где),

прилагательными (красный, большой), простыми предлогами (на, в, под, у, за), соединительным союзом (а).

К 3 годам появляются простые распространенные предложения, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, короткие фразы, предложения с отрицанием, с обращением, развивается монологическая речь.

В 4 года в речи ребенка встречаются сложносочиненные, сложноподчиненные предложения, он потребляет предлоги (по, до, вместо, после), союзы (что, куда, сколько). Появляются слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит свистящие и шипящие звуки. Исчезает смягченное произношение согласных.

К 5 годам запас слов увеличивается. Ребенок активно пользуется обобщающими словами (одежда, посуда, овощи, фрукты и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски и перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период с 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно появляются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания, усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложениях. В этот период ребенок активно наблюдает за явлением языка, пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка и успешного обучения в школе.

У детей с задержкой речевого развития часто встречаются:

- нарушение звукопроизношения: неправильная артикуляция звуков, пропуски, замена звуков;

- нарушение слоговой структуры слова: пропуски, перестановки слогов в слове;

- лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значения и смысла слов;

- неправильное грамматическое оформление высказывания;

- затруднение в пересказе, построении самостоятельного связного высказывания;

- темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкания, необоснованный остановки речи.

Помните о том, что любое нарушение всегда легче вовремя предупредить, чем исправлять!

Подготовил: Вахтерова Юлия Викторовна,
логопед