Практически каждый ребенок любит рисовать. Но не всегда для рисования нам нужны кисточки или карандаши, так как можно это делать подручными средствами.
В Няганском реабилитационном центре на занятиях по рисованию применяются нетрадиционные техники рисования, а именно, используются природные материалы. Благодаря таким техникам у ребенка происходит развитие фантазии, мышления, воображения, творческих способностей. Дополнительно закрепляются понятия о различных материалах, их цвет и форма.
Первая техника – это отпечатки листьев. Во время прогулки с ребенком мы собираем листья разных деревьев, которыми в дальнейшем будем отпечатывать на листе бумаги. Приступая к работе, лист с помощью кисточки покрываем краской любого цвета (оранжевой, желтой, зеленой). Окрашенной стороной кладем на альбомный лист и плотно прижимаем его салфеткой. Затем аккуратно, взяв листочек за черенок, снимаем его с поверхности листа бумаги. Также для отпечатка можно использовать восковые мелки. Листик кладем лицевой стороной к столу, сверху кладем лист бумаги (желательно тонкий) и хорошо прижимаем. Водим мелком по листу бумаги в том месте, где лежит наш листочек.
Следующий способ – это штампы из фруктов и овощей. Для работы нужны любые овощи и фрукты, лист бумаги, кисти и краски. Можно взять черенок от пекинской капусты, болгарский перец, разрезанный вдоль, половина лимона и т.д. Красим красками наши овощи и фрукты и ставим штампы. Ребенку этот процесс придется по душе.
Если во время прогулки собрать не только листья, а еще палочки и мох, то можно смастерить великолепную аппликацию. В ней вы можете вместе с ребенком воссоздать различные пейзажи, кораблик из листьев, плывущий по волнам, красивых птиц и животных.
Эти и многие другие занимательные техники увлекут вашего ребенка и подарят множество положительных эмоций.
Приглашаем вас в Няганский реабилитационный центр! Наши специалисты познакомят вас и ваших детей с различными видами творчества!
Автор: Борта Светлана Сергеевна,
специалист по комплексной реабилитации
О деятельности Службы домашнего визитирования и оказании социальных услуг на дому
На базе отделения диагностики, разработки и реализации программ социально-медицинской реабилитации БУ «Няганский реабилитационный центр» функционирует Служба домашнего визитирования. Деятельность службы направлена на содействие в адаптации и реабилитации детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в домашних условиях при непосредственном участии семей, в которых эти дети воспитываются, проживающих в г. Нягань.
На основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг специалисты оказывают следующие услуги на дому:
- социально-бытовые (обеспечение кратковременного присмотра за детьми);
- социально-медицинские: проведение оздоровительных мероприятий (массаж, лечебная физическая культура), консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержания и сохранения здоровья);
- социально-психологические: социально-психологический патронаж – оказание своевременной социально-психологической помощи; психологическая диагностика и коррекция;
- социально-педагогические: социально-педагогическое консультирование, включая диагностику и коррекцию;
- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг: обучение навыкам поведения в быту и общественных местах.
Выезд специалистов в семью осуществляется согласно утвержденному графику и согласованному с родителями расписанию мероприятий.
Специалисты Службы проводят не только индивидуальные занятия с детьми в соответствии с их уровнем развития, возрастом, учетом особенностей заболевания, но и консультируют, информируют родителей по педагогическим, психологическим, медицинским вопросам воспитания и развития ребенка, обучения навыкам социального взаимодействия. Важным условием проведения реабилитационных мероприятий является присутствие родителя (законного представителя).
Противопоказаниями для оказания услуг на дому могут быть:
- все заболевания в острой стадии;
- хронические заболевания в стадии обострения;
- злокачественные новообразования;
- кахексия любого происхождения;
- острые инфекционные заболевания.
За 9 месяцев 2020 года на дому обслужено 34 получателя социальных услуг, оказано 510 услуг, из них: социально-бытовых – 0, социально-медицинских – 312, социально-психологических – 44, социально-педагогических – 28, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг – 126.
Деятельность Службы домашнего визитирования позволяет приблизить обслуживание к месту жительства семей с детьми-инвалидами, обеспечить доступность социальных услуг, вовлечение родителей в процесс взаимодействия по вопросам реабилитации, осуществление поддержки семьи с целью сохранения социального статуса, полноценной жизни и адаптации в обществе.
Подготовил: Трушкова Наталия Владимировна,
психолог
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это состояние, которое вызывает гиперактивность, стабильную невнимательность и импульсивность. У детей этот синдром является одним из самых встречаемых психических отклонений. Дети, страдающие СДВГ, имеют проблемы дома, в детском саду и в школе. Если не лечить вовремя, то в будущем это заболевание будет мешать не только в учебе и в работе, но и нарушит социальное и эмоциональное развитие. При этом дети страдают от низкой самооценки, им бывает трудно заводить друзей и общаться с детьми.
Чтобы излечить, у детей синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, психологи проводят психологическую коррекцию. С помощью психологических занятий можно улучшить поведение, обучение, социальную адаптацию ребенка, развить способность адекватно общаться с взрослыми и другими детьми.
Эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее. Психологи также проводят тренинги с родителями.
Обучают пап и мам, как реагировать на непредвиденные ситуации, укрепить уверенность в себе, ослабить проявление деструктивного поведения ребенка в домашних условиях, уменьшить напряженность в семье.
Симптомы синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
1. Гиперактивность – не могут спокойно сидеть на месте. Всегда активны в движении и часто бывают болтливыми. Несмотря на запрет, много бегают и залезают туда, куда нельзя. С трудом могут играть самостоятельно. Таких детей очень быстро можно увидеть в группе и в классе. При этом дети часто волнуются.
2. Невнимательность – не может сосредоточить внимание на деталях, допускает ошибки по невнимательности. Быстро начинают скучать и быстро устают, когда ребенку приходится выполнять какое-либо действие. Начинают много дел одновременно и не заканчивают ни одно из них. Забывают выполнять регулярные требования.
3. Импульсивность – не отвечает, а выкрикивает. На вопрос они отвечают первое, что пришло в голову. С трудом ждут своей очереди. Перебивают других во время разговора. Не подчиняется уговорам. Мешает другим. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью зачастую сопровождается беспокойством, нарушением поведения и депрессией.
Несколько советов для вас родители с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
• Старайтесь хвалить своего ребенка в каждом случае, когда ребенок этого заслужил. Даже небольших неудач.
• Больше старайтесь говорить слова «да», чем «нет» и «нельзя».
• Установите рамки поведения для ребенка – что можно и что нельзя.
• Составьте список дел по дому, которые нужно выполнять ребенку каждый день, и ни в коем случае нельзя это делать за него.
• Старайтесь всегда говорить с ребенком сдержанно, спокойно.
• Избегайте завышенных требований к ребенку.
• Избегайте по возможности скопления людей.
• Не разрешайте ребенку подолгу сидеть у телевизора или у компьютера.
• Старайтесь давать ребенку возможность тратить излишнюю энергию. Каждодневная физическая активность полезна на свежем воздухе. Дайте ребенку на улице больше свободы.
• Ежедневно старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Нехватка сна ведет к еще большему ухудшению самоконтроля и внимания. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.
• Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию, играйте в ролевые игры, пусть ребенок сам выберет себе роль.
Ваше спокойствие лучший пример для вашего ребенка!
Подготовил: Наталья Сергеевна Киреева,
психолог
Последнее время количество детей с задержкой речевого развития выросло и составляет 85% от общего количества детей дошкольного возраста. Дети различаются не только по уровню речевого развития, но и моторного, познавательного, социального развития.
Задержка речевого развития может быть как функционального, так и органического характера. Для детей с задержкой речевого развития органического характера специфическим является нарушение речевого онтогенеза в целом. Признаки можно выявить уже в младенческом возрасте. В каждом случае нарушения онтогенеза необходимо установить причину. Выяснить, связано ли это с первичным поражением нервной системы или является результатом заболевания, влияющего на психическое развитие.
У нормально развивающегося ребенка к 2-3 месяцам появляется гуление. Оно приходит на смену крику. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, ребенок учится управлять интонацией. У детей с задержкой речи гуление появляется в 4-5 месяцев.
В 7-9 месяцев у ребенка в норме появляется лепет. Он произносит серии одинаковых слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма). У ребенка с задержкой речи лепет появляется только к году.
К концу первого года жизни у ребенка появляются несколько осознанно употребляемых слов. Это двусложные слова состоящие из одинаковых слогов (мама, баба, дай, на и т.д.).
После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов. В процессе общения просит, указывает, требует и сообщает. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать.
К двум годам у нормально развивающегося ребенка в обиходе от 250 до 300 слов. Он начинает пользоваться местоимениями, наречиями (там, вон, где),
прилагательными (красный, большой), простыми предлогами (на, в, под, у, за), соединительным союзом (а).
К 3 годам появляются простые распространенные предложения, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, короткие фразы, предложения с отрицанием, с обращением, развивается монологическая речь.
В 4 года в речи ребенка встречаются сложносочиненные, сложноподчиненные предложения, он потребляет предлоги (по, до, вместо, после), союзы (что, куда, сколько). Появляются слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит свистящие и шипящие звуки. Исчезает смягченное произношение согласных.
К 5 годам запас слов увеличивается. Ребенок активно пользуется обобщающими словами (одежда, посуда, овощи, фрукты и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски и перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
В период с 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно появляются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания, усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложениях. В этот период ребенок активно наблюдает за явлением языка, пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка и успешного обучения в школе.
У детей с задержкой речевого развития часто встречаются:
- нарушение звукопроизношения: неправильная артикуляция звуков, пропуски, замена звуков;
- нарушение слоговой структуры слова: пропуски, перестановки слогов в слове;
- лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значения и смысла слов;
- неправильное грамматическое оформление высказывания;
- затруднение в пересказе, построении самостоятельного связного высказывания;
- темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкания, необоснованный остановки речи.
Помните о том, что любое нарушение всегда легче вовремя предупредить, чем исправлять!
Подготовил: Вахтерова Юлия Викторовна,
логопед
В Няганском реабилитационном центре с 2018 года широко используется метод лечения микрополяризации.
Микрополяризация – это лечебное воздействие постоянных микротоков на нервные клетки мозга. Микрополяризация позволяет восстановить нарушенную работу нервной системы, способствуя скорейшему становлению и улучшению жизненно важных навыков и способностей ребенка.
Действие микрополяризации направлено непосредственно на причину развития заболевания, а не на его внешние проявления. Используемые в методе микротоки на порядок меньше традиционно применяемых в физиотерапии импульсов. Они схожи с естественными импульсами головного мозга, а потому лечение безопасно и благодарно воспринимается организмом.
Микрополяризация столь же проста, как традиционные физиотерапевтические процедуры: электросон или ультразвук. В то же время микрполяризация обладает высокой степенью избирательности стимулирующего воздействия на структуры мозга: стимулируются именно те структуры, функции которых нарушены.
Постоянный ток минимальной силы способствует развитию нервной ткани и созданию новых связей между нервными клетками.
В ходе лечебных сеансов отмечается нормализация мышечного тонуса, устранение гиперкинезов (навязчивых, внезапно возникающих непроизвольных движений), увеличивается объем двигательной активности и приобретаются новые двигательные навыки, снижается выраженность порочных поз, улучшается опора. Кроме того, наблюдается снижение агрессивности, страха, улучшение настроения, повышается интерес к окружающему, появляется контактность, нормализуется сон.
ПРЕИМУЩЕСТВА МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ
локальность и направленность воздействия: микротоки направленно воздействуют именно на пораженные структуры ЦНС, стимулируя их восстановление и достигают даже глубинные, периферические структуры, не доступные другим методам лечения;
неинвазивность (лечение не предполагает проколов, не нарушает целостности кожных покровов и не создает риск инфицирования);
хорошо переносится детьми, процедура практически безболезненна;
не создает побочных нежелательных эффектов и осложнений;
нетоксичность, метод воздействует на нервную систему без лекарственных препаратов и позволяет снизить медикаментозную нагрузку на детский организм;
может быть рекомендован, как самостоятельное лечение и как часть комплексной реабилитационной программы, значительно повышая эффективность других методик и ускоряя процесс оздоровления.
ПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ
Применение постоянного низкоамплитудного электрического тока на различные ткани демонстрирует хорошие результаты у больных с заболеваниями центральной и периферической нервной системы, дегенеративно-дистрофическими процессами, повреждениями, травмами, последствиями хирургических операций, а также может быть рекомендовано для нормализации мышечного тонуса и профилактики утомления.
С 2018 года процедуру микрополяризации получили 198 детей. Со слов родителей, у детей наблюдаются положительные изменения после процедуры: активизировалась речь, поведение, повысился интерес к окружающему миру.
Подготовил: Демина Наталья Андреевна,
медицинская сестра по физиотерапии