•
При подборе игр для аутичных детей учитываем реальные возможности ребенка, его интересы. Также нужно быть готовым к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись «По вкусу» ребенку.
Наиболее сложные для аутичных детей – коллективные игры, которые предполагают включение ребенка во взаимодействие со сверстниками. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта со взрослыми и детьми, и тем более не захочет вступать в групповую деятельность.
Поэтому групповые игры используются после проведения индивидуальной подготовительной работы и при желании самого ребенка.
Для начала используем индивидуальные игры с ребенком.
1. «Покажи нос» - взрослый читает и показывает части своего тела, ребенок (или дети) повторяет (-ют) за ним:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу».
Когда дети достаточно хорошо усвоят игру, взрослый может начать их «путать»: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.
2. «Озеро» - наполнить большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки. Взрослый говорит: «Вот какое глубокое озеро – много воды! В озере плавают уточки. Это мама-утка. А вот ее детки – маленькие утята. «Кря-кря-кря!» – кричит утка. «Дети, плывите за мной!». Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке».
3. «Подуем на огонек» - необходимо устойчиво установить длинную свечу и зажечь ее. Обязательно убедитесь в том, что ребенок не боится огня! Предложите ребенку потихоньку подуть на пламя, если свеча погасла, то снова зажгите ее.
4. «Кукольный обед» - накрыть на стол, расставить красивые блюдца, чашки, усадить игрушек за стол и угостить чаем. В игре воспитывается культура общения и поведения за столом, закрепляется цвет, форма, величина, счет.
5. «Театр теней» - можно придумать несложный сюжет и организовать теневой театр. Для этого используются приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.
Если ребенок не включается в игру - не настаивайте. Повторите попытку в следующий раз. Если ребенку понравилась игра, а он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия. Следует радоваться даже самому минимальному участию ребенка в игре.
Помните о том, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку невозможно предположить заранее, какое именно впечатление произведет на ребенка данный сенсорный эффект, будьте осторожны – вводите новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за тем, как реагирует ребенок, и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.
Понравившаяся ребенку игра потребует некоторого количества повторений. Не противьтесь его просьбам повторять игровые действия вновь и вновь – ему необходимо время, чтобы «обжить» новые ощущения.
Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти адекватную возможность это желание удовлетворить. Чаще всего это желание обладать каким-либо предметом, совершать с ним определенные действия.
Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений ребенка, а также от вашей фантазии и педагогической интуиции.
Очень важно моделировать игровые ситуации, требующие совместного внимания ребенка и взрослого, а также поощрять малыша даже за минимальные успехи.
Надеемся, что предложенная информация поможет правильно установить контакт с аутичным ребенком, чтобы заинтересовать его не только развивающими играми, но и различными другими проявлениями окружающего мира.
Подготовил: Галина Анатольевна Новоселова,
специалист по комплексной реабилитации