Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Дети испытывают потребность в объятиях, поцелуях, похвалах и положительном отношении к себе. Они изо всех сил стараются добиться этого. Малыши нуждаются в постоянном внимании. Они даже могут нарочно плохо себя вести, чтобы только привлечь внимание взрослых.

Вывод для родителей ясен: уделяйте внимание хорошему поведению и игнорируйте нежелательное.

Детям нужны положительные эмоции. Они должны получать их гораздо больше, чем отрицательных. Родителям поучительно было бы задуматься о том, что они говорят своим детям.

По меньшей мере, раз 20 в день родителям следует сказать ребёнку, как он хорошо себя ведёт. Подойдите к нему, когда он тихо играет с игрушкой или смотрит видеофильм. Положите руку на плечо или поцелуйте и скажите: «Мне нравится, как ты играешь с кубиками». Своё положительное отношение можно выразить быстро, чтобы не нарушать игры ребёнка. Просто дайте понять, что хорошее поведение не осталось незамеченным.

Очень важно часто хвалить ребёнка. Похвала - это способ передачи ему ваших ожиданий. Похвала развивает у ребёнка чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе ребёнок легче переносит замечания. Он понимает, что они касаются его поведения, а не его лично.

Родители должны следить за своим поведением и показывать ребёнку хороший пример. Дети очень наблюдательны и копируют поведение родителей.

Уважаемые родители! Помните, что дисциплина - это не просто слепое послушание. Чтобы из маленьких детей получились дисциплинированные взрослые, им нужны терпеливые и любящие учителя.

Избегайте конфликтов

Разумеется, если ребёнок ведёт себя плохо, он нуждается в строгом воздействии. Однако родители могут предусмотреть возникновение многих конфликтов и избежать их.

Если убрать хрупкие и опасные предметы подальше от ребёнка, то не будет необходимости весь день твердить ему: «Нет, не трогай это, положи на место».

Родители должны признать, что иногда сами создают конфликтные ситуации. Это касается препирательств с ребёнком по поводу еды. Он уже достаточно созрел, чтобы иметь собственные желания. Если на него давить, это только усилит сопротивление. Лучше всего - похвалить ребёнка, когда он ест хорошо, и не сердиться на него, если он отказывается от какого-нибудь блюда.

А, если ребёнок собирается сделать что-нибудь запрещённое, лучше вовремя отвлеките его.

Автор: Любовь Константиновна Снигирева,
психолог

Почему дети испытывают стресс? Происходит это по разным причинам. Например, переезд, сдача экзаменов, начало учебного года, переход из детского сада в школу, чрезмерное увлечение компьютерными играми, посещение детского сада, развод родителей и т.д.

Симптомы стресса у детей:

- нарушение сна;

- замкнутость;

- навязчивые движение, например, сжатые кулаки;

- рисование темными красками;

- плаксивость;

- мимические движения, тики.

Чем же опасен стресс? Стресс в детском возрасте провоцирует начало тяжелых заболеваний. Стрессовые события ухудшают самоконтроль подростка. Дети, которые длительное время пребывали в состоянии стресса, хуже учатся в школе и адаптируются в социуме, чаще имеют проблемы с алкоголем, менее успешны во взрослой жизни. Стресс негативно влияет на развитие всех систем органов, ухудшает когнитивные способности, повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний в будущем.

Детский стресс имеет некую особенность, чаще всего, он проходит быстро. Связано это с тем, что дети открыты к получению новых положительных эмоций. Поэтому часто достаточно отвлечь его от грустных мыслей. Например, поиграть с ребенком в кинетический песок, заняться лепкой из пластилина, соленого теста, так же можно ребенку дать перебирать перемешанную крупу, пусть пересыпает из миски в миску, сортирует и снова смешивает.

Если ваш ребенок пришел из школы в плохом настроении, расстроен, не спрашивайте у него, что случилось. Это может привести к тому, что ребенок замкнется в себе. Лучше начать ненавязчивый разговор, рассказать ребенку, как прошел ваш день, чем вы занимались, кого встречали, с кем общались, тогда и ребенку захочется поделиться с вами причиной своего настроения.

После рассказа ребенка поддержите его, объясните, что волноваться не стоит. То, что произошло, нужно принять, как урок, и в следующий раз в подобной ситуации он сможет поступить иначе. Разберите ситуацию и подумайте вместе, как можно поступить в следующий раз. После разговора обязательно обнимите ребенка, объятие – это обмен эмоций, во время которого происходит тесная связь.

Автор: Анна Ивановна Парфентьева,
психолог

«Как понять своего ребенка?», «Как научиться быть терпимее к его шалостям?» - такие вопросы часто задают многие родители психологам. В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогли стать лучше, прекраснее и эмоционально-уравновешеннее. Предлагаем игры, в которые можно поиграть с детьми:

1. «Вечер в зоопарке» - если нужно, чтобы ребёнок просто успокоился, используйте самое простое расслабляющее упражнение. Попросите малыша, чтобы он представил себя одним из засыпающих животных в вечернем зоопарке. Пусть он ворочается, как мишка, свернется калачиком, как лисёнок. Такая игра поможет ему почувствовать умиротворение и снизить уровень тревожности и раздражительности.

2. «Бумажные снежки» - чтобы малыш сбросил напряжение, сделайте вместе с ним снежки из бумаги и побросайте ими друг в друга или в воображаемую мишень (обиду, врага, агрессию). В результате ребёнок получит хорошую эмоциональную разрядку. Подвижные игры ещё полезны тем, что они помогают малышу проявить смелость и почувствовать уверенность в своих силах.

3. «Воздушный шарик» - в этой игре ребёнок изображает, как он надувается, словно воздушный шарик. Ещё он может представить себя в виде ростовой куклы, которая медленно встаёт, а затем постепенно сдувается. Это упражнение помогает почувствовать тело и снять нервное напряжение. Вы можете проделать его вместе с малышом.

4. «Капризный в ресторане» - предложите понарошку заказать и сьесть блюда в воображаемом ресторане, а потом немного покапризничать. Иными словами, создайте атмосферу, в которой ребёнок сможет выразить своё раздражение. Дайте волю эмоциям! Разрешите ему покривляться и высказать несколько негативных замечаний: «А это очень солёное!», «Фу, тут есть укроп!», «Ой, это сильно солёное блюдо!». Эта игра освободит ребёнка от накопленных негативных эмоций.

5. «Обними и приласкай игрушку» - эта игра удовлетворяет потребность в эмоциональном тепле и близости. Наверняка у ребенка есть мягкие игрушки. Предложите ему выбрать игрушку, которую он сегодня хочет обнять и сказать ей что-нибудь нежное и приятное. А может он захочет с ней поделиться своими желаниями или поговорить. Может рассказать, что его тревожит или злит.

6. «Надувала кошка мяч» - снимает эмоциональное и мышечное напряжение. Ребенок изображает сдувшийся шарик. Взрослый произносит: Надувала кошка шар (ребенок выпрямляет тело, надувает щеки), а котёнок ей мешал. Подошёл и лапкой – цап! А у кошки шарик – хлоп! (Шарик (ребёнок) со звуком сдувается и возвращается в исходное положение.

Играйте с детьми! Играйте с удовольствием!

Автор: Наталья Владимировна Овчарова,
специалист по комплексной реабилитации

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

- «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.

- Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.

- Песочная терапия. Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Автор: Попова Ирина Дильшадовна,
инструктор-методист по лечебной физкультуре

Для ребенка дошкольного возраста игра – это самое любимое и приятное времяпрепровождение. Игра становится постоянным видом деятельности, приносящим радость, способным вызвать положительные эмоции и улучшить психологическое здоровье ребенка.

Игры благоприятно сказываются на развитии личности:

 усваиваются знания об окружающей среде и о самом себе;

 развиваются способности к воображению;

 дети учатся работать в команде;

 приобретают опыт взаимодействия и взаимопонимания;

 стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми.

В БУ «Няганский реабилитационный центр» в период летних каникул у детей проходят активные будни. Педагоги знакомят ребят с разными видами игр: дидактическими, подвижными, строительными.

Дидактические игры, такие как «Съедобное-несъедобное», «Что растет в огороде» - способствуют развитию смекалки, памяти, мышления.

К подвижным играм, таким, как футбол, боулинг дети проявляют особый интерес. В подвижных играх дети наиболее активны. Они ходят, бегают, подпрыгивают, метают, бросают, ловят и т. д. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это благоприятно сказывается на физическом развитии и оздоровлении всего организма ребенка.

Благодаря большому разнообразию игр можно целенаправленно и разносторонне воздействовать на развитие ребенка. В процессе игры ребенок обучается, и у него поддерживается устойчивый интерес к познанию.

Галина Анатольевна Новоселова, специалист по комплексной реабилитации

Автор:Оксана Викторовна Сильванович,
врач-педиатр