Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Для того чтобы, научить детей мыслить творчески, неординарно, следует развивать подобное умение в младшем дошкольном возрасте. Развитию творческого мышления дошкольников уделяют серьёзное внимание во всех развивающих дошкольных программах. Предлагаем подборку игр и упражнений, которые помогут Вам и вашим детям.

Игры на признаки

«Определи по размеру»

Цель: учить детей выделять признаки в объекте по размеру.

Слон большой, а мышка (маленькая);

У слона хобот длинный, а хвост (короткий);

У зайца уши длинные, а хвостик (короткий);

У мышки хвост длинный, а ушки (короткие;

Малыш маленький, а папа (большой);

Часы настенные большие, а наручные часы (маленькие);

Ворона птица большая, а воробей птичка (маленькая).

«Что длиннее?»

Цель: учить детей находить противоположное значение объектов.

Сапоги длинные, а ботинки (короткие);

У футболки рукава короткие, у рубашки (длинные);

У рубашки рукава бывают длинные, а бывают (короткие);

Гольфы длинные, а носки (короткие);

Шорты короткие, а брюки (длинные);

Платье длинное, а юбка (короткая);

Платье бывает длинное, а бывает (короткое);

Юбка бывает короткая, а бывает (длинная);

Пальто длинное, а куртка (короткая);

Спичка короткая, а палка (длинная).

«Назови противоположности»

Цель: упражнять в подборе слов антонимов.

Река глубокая, а лужа (мелкая);

Палка длинная, а карандаш (короткий);

Шарф узкий, а платок (широкий);

У мальчика волосы короткие, а у девочки (длинные);

Дверь узкая, а окно (широкое);

Окно бывает узким, а бывает (широким);

Ручеек узкий, а река (широкая);

Дом низкий, а башенный кран (высокий);

Ствол у дерева толстый, а ветки (тонкие);

Дорога широкая, а тропинка (узкая).

«Что выше?»

Цель: формировать чувствительность к противоречиям у объекта.

Скамейка низкая, а дом (высокий);

Дерево высокое, а куст (низкий);

Дом высокий, а песочница (низкая);

Табуретка низкая, а стол (высокий);

Кровать низкая, а шкаф высокий;

Карлик низкий, а великан (высокий);

Жираф высокий, а крокодил (низкий).

Автор: Наталья Владимировна Овчарова,
специалист по комплексной реабилитации

Проведение специально организованных игр по сенсорному восприятию с аутичным ребенком даёт новые возможности для установления контакта с ним. Разнообразный мир предметов и их свойств очень значим для ребенка с РАС, так как он привлекает его внимание и интерес от получения сенсорных ощущений и испытания удовольствий (если ребенку понравилось какое, либо занятие, его трудно переключить на что-то другое, он будет настаивать на продолжение). Часто это вызывает раздражение у родителей, но лучше не ругать ребенка, а использовать положительные стороны этих игр и занятий.

Отсюда и вытекает цель проведения с аутичным ребенком сенсорных игр – это создание эмоционально положительного настроя.

Игры со светом и тенями «Солнечный зайчик»

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте зеркальцем лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. Тогда неспешна отодвигайте луч в сторону: попробуйте привлечь ребенка к игре -предложите поймать убегающего «зайчика». Если малышу понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света очень эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю - поймаю! Какой шустрый зайчик - как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать…Ну-ка, заяц, спускайся к нам!». Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой.

«Тени на стене»

Когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

Ребенок может испугаться, так что попробуйте осторожно и в первый раз проводите такую игру не в детской комнате. В случае испуга, страх ребенка окажется прочно связан в его сознании с местом, где ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой. Попробуйте для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря.

«Театр теней»

Можно придумать несложный сюжет и организовать целый «театр теней», для чего использовать приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

«Фонарик»

Приготовьте электрический фонарик и, когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время прогулки, по темным аллеям парка, где нет фонарей, и т.п.

«Темно – светло»

При помощи фонарика устройте освещение в кукольном домике или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки.

Играя с ребенком в такие игры, вы научите его радоваться и наполните его мир светлыми красками радости и уверенности в себе, а значит, в Вас он увидит помощника и союзника.

Автор: Наталья Владимировна Овчарова,
специалист по комплексной реабилитации

Стресс сопровождает человека всю его жизнь. Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок. Стресс приводит к разнообразным изменениям в организме.

Какие ситуации вызывают у ребенка стресс? Например, поступление в детский сад, появление младшего братика или сестренки, переезд, развод родителей, и т.д.

Основные признаки стрессового состояния у детей

• Настроение ребенка часто меняется или у него преобладает устойчивое отрицательное настроение.

• Сон ребенка становится плохим, он с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

• Ребенок быстро устает после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

• Ребенок становится, беспричинно обидчив, может легко расплакаться по любому поводу или наоборот, становится слишком агрессивным.

• Ребенок проявляет признаки дискомфортного психологического состояния: он рассеян, забывчив, беспокойно непоседлив, у него отсутствует уверенность в себе, своих силах.

• Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, или наблюдаются симптомы ожирения.

• О неблагополучии психоэмоционального состояния ребенка говорят такие признаки, как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.

Все вышеперечисленные признаки могут свидетельствовать о наличии у ребенка стрессового состояния лишь в том случае, если они не наблюдались ранее. Необходимо также отметить тот факт, что не все эти признаки могут быть выражены явно. Но беспокоиться взрослым нужно начинать уже тогда, когда были замечены некоторые из них.

Таким образом, взрослым нужно научиться распознавать наличие у ребенка признаков эмоционального неблагополучия, постараться услышать, как ребенок сигналит о своем перенапряжении, не игнорировать неблагоприятные симптомы, ожидая, что все пройдет само собой.

Нужно развивать у него навыки стрессоустойчивости и оказывать ему необходимую поддержку. Научите ребенка навыкам мышечного расслабления. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания.

Надежные способы снятия стрессового напряжения у большинства людей индивидуальны. Для одних это физическая нагрузка, для других – общение с природой.

Автор: Наталья Сергеевна Киреева,
психолог

Остеохондроз позвоночника у детей относится к прогрессирующим патологиям дегенеративного характера, что сопровождается дистрофией межпозвоночных дисков и нарушением естественного анатомического положения позвонков с дальнейшим разрастанием остеофитов. Такое явление, как ранний остеохондроз, отмечается у детей младшего школьного возраста вследствие нарушения развития соединительной ткани, что может быть спровоцировано генетическими особенностями или дисбалансом минеральных веществ в организме.

Существует ряд причин, которые провоцируют развитие дегенерации позвоночного столба (неправильное питание и избыточный вес, длительное пребывание в вынужденной позе, гиподинамия, наследственность и др.).

Самым распространенным считается остеохондроз шейного отдела позвоночника, что связано с его большой подвижностью и постоянными статическими нагрузками на шею. Отмечается даже у новорожденных детей вследствие родовых травм. К основным симптомам, которые сопровождают шейный остеохондроз, относятся (головокружение, снижение активности, сонливость, тошнота и рвота, внезапные обмороки, головные боли, изменение слухового и зрительного восприятия).

Боль в пояснице может наблюдаться при поражении соответствующего отдела позвоночника.

Боли в области шеи, плеч и лопаток появляются значительно позже, что усложняет процесс постановки точного диагноза. Хондроз поясничного отдела у ребенка возникает вследствие физической активности, что оказывает большие нагрузки на поясницу. Как правило, патологическое состояние сопровождается выраженным болевым синдромом с иррадиацией в нижние конечности. Отмечается онемение мягких тканей, изменение подвижности, отечность пораженных участков и нарушение мочеиспускания.

Лечебные мероприятия

Лечить остеохондроз у детей нужно комплексно, используя медикаментозную терапию, средства физической реабилитации и народную медицину. Своевременное лечение останавливает дегенеративные процессы и восстанавливает участки хрящевой ткани, которые были подвержены дистрофическим изменениям.

Гимнастика при остеохондрозе у детей

Чтобы укрепить мышцы спины, ребенок должен ежедневно делать специальные упражнения.

ЛФК направлена на укрепление мышечного корсета, нормализацию кровообращения и восстановление подвижности позвоночника. Все упражнения подбираются индивидуально исходя из физиологических особенностей организма ребенка, его возраста и степени дегенеративных изменений. Движения выполняются в спокойном темпе, с постепенным увеличением амплитуды.

Профилактика

Чтобы уберечь ребенка от патологий опорно-двигательного аппарата, важно следить за его осанкой и придерживаться полноценного питания. Особое внимание уделяется постельным принадлежностям. Лучше всего выбирать ортопедический матрас и подушки средней жесткости. Важно правильно оформить место для учебы. А также нужно чередовать физическую активность с полноценным отдыхом, и заниматься утренней гимнастикой.

Автор: Алексей Николаевич Пастухов,
инструктор по лечебной физкультуре

Проявления Синдрома дефицита внимания с гиперактивностью:

1. Ребенок часто неспособен удерживать внимание на деталях: из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности (например, пропускает детали, работа неточная).

2. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр (например, с трудом остаётся сосредоточенным во время уроков, разговоров или длительного чтения).

3. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь (например, кажется, что умственно он в другом месте, даже в отсутствие какого-либо очевидного отвлечения).

4. Часто не следует инструкциям и не завершает школьные задания, обязанности или рутинные операции на рабочем месте (например, начинает задания, но быстро теряет фокус и легко отвлекается).

5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения задач и других видов деятельности (например, затруднение в управлении последовательными задачами, затруднение хранения материалов и вещей в порядке; беспорядочная, неорганизованная работа, плохое управление временем, невыполнение сроков).

6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьная или домашняя работа, для старших подростков и взрослых – подготовка отчётов, заполнение бланков, анализ длинных документов).

Рекомендации родителям гиперактивного ребенка:

1. Режим дня должен быть построен с учетом занятости ребенка. Режим сна и отдыха так же должен учитываться.

2. Дайте ребенку заниматься двумя делами одновременно, например играть в Лего слушая сказку.

3. Привносите движения во все сферы жизни ребенка.

4. Давайте ребенку список заданий на день.

5. Ваша речь должна быть понятна ребенку.

6. Научитесь понимать, что у Вас особенный ребенок и вы можете помочь овладеть ему «даром» безграничной энергии, который ему дан.

Автор: Наталья Александровна Уткина,
логопед