Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух звуки (фонемы), из которых состоит наша речь. Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух - это фундамент для формирования красивой, правильной и чёткой речи.

Одной из главных причин нарушения звукопроизношения является слабо развитый фонематический слух. Именно по этой причине, нужно начинать совершенствовать фонематический слух у ребёнка уже в раннем возрасте, работать нужно обязательно и систематически.

Предлагаем вам несколько упражнений для развития фонематического слуха:

1. «Найди пару»: для этой игры вам понадобятся одинаковые коробочки, внутри которых лежит горох, песок, спички и др. Ребенок должен разобрать одинаково звучащие коробочки по парам.

2. «Найди картинку»: взрослый воспроизводит звукоподражания, соответствующие показываемым картинкам. Далее ребенку дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах:

а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции;

б) без опоры на зрительное восприятие (губы закрываются).

3. «Поймай звук»: взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»). Затем задание усложняется и ребенку предлагается услышать заданный звук в слогах. Ребенок хлопает или топает если слышит звук в слогах. Только после того как игры со звуками и слогами ребенок выполняет без ошибок. Переходим к словам. Взрослый произносит слова с заданным звуком, а ребенок хлопает в ладошки, услышав слово с заданным звуком. Можно «тренироваться» и на стихотворениях. Взрослый читает стихотворение и предлагает назвать слова со звуками «С-СЬ».

Молодого злого пса,

В нос ужалила оса.

- Не скули, - сказал я псу,

- Прогони скорей осу.

Ребенок называет (Пса, нос, оса, скули, сказал, псу, скорей, осу.)

4. «Найди звук»: взрослый говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову предметы, изображенные на них, ты внимательно послушай, и отгадай, какой звук есть во всех этих словах». Затем взрослый показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука [К]: кот, конь, кофта, колесо, кукла, конфета, а ребенок должен ответить: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее он вспоминает названные взрослым слова со звуком [К], и придумывает несколько своих слов с этим звуком. По аналогии подбираются слова с другими звуками.

5. «Какое слово отличается?»: из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок выбирает и называет то слово, которое отличается от остальных. Ком-ком-кот-ком

Канава-канава-какао-канава

Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок и т.д.

Попросим малыша объяснить, что обозначают слова: «Что значит слово миска, и что такое мишка?»

Уважаемые родители!

Регулярно занимайтесь с ребенком, и результат не заставит себя ждать.

Автор:Татьяна Юрьевна Филатова,
логопед

Проблема избыточного веса в настоящее время очень актуальна. Это обусловлено, с одной стороны, постоянным увеличением числа детей с этой патологией, а с другой - недостаточно серьезным отношением взрослых к избыточной массе тела ребёнка по отношению к его возрасту и росту.

Родители многих тучных детей вовсе не испытывают огорчения по поводу неумеренного аппетита и чрезмерной упитанности своего чада. А ведь избыточный вес является главным признаком ожирения, а оно, в свою очередь, - серьёзным заболеванием, в основе которого лежит нарушение обмена веществ, сопровождающееся избыточным накоплением жира в организме.

Ожирением болеют все дети любого возраста, но пик заболеваемости приходится на 1-й год жизни, 5-6 лет и подростковый возраст.

Ожирение - это превышение массы тела больше, чем на 10% от возрастной нормы.

Основными причинами ожирениями являются:

1) избыточное питание матери в течение последней трети беременности; нерациональное искусственное вскармливание, ведущее к перекорму;

2) питание, не сбалансированное по количеству белков, жиров и углеводов;

3) конституционально-экзогенная, связанная с обменом в жировых клетках в условиях, благоприятствующих отложению жира: неправильное питание, недостаточная двигательная активность и др.;

4) эндокринная и неврологическая патология, наследственные синдромы с ожирением.

Однако главная причина избыточного веса у детей - перекармливание ребенка в первый год жизни.

Наличие лишнего веса можно определить несколькими способами:

- при помощи специально разработанных таблиц, в которых зафиксированы нормы массы и роста тела для различного возраста;

- при помощи расчёта избытка веса к «нормативной» массе тела.

Различают 4 степени ожирения:

I степень – когда избыток массы тела составляет 15-20%;

II степень – 25-50%;

III степень – 50-100%;

IV степень – более 100%.

В клинике заболевания у детей различного возраста имеют место неустойчивость эмоционального тонуса, беспокойство или вялость, адинамия. Старшие дети жалуются на отдышку, быструю утомляемость, головные боли. Такие дети склонны к частым заболеваниям.

Основной этап лечения - диетическое питание в сочетании с повышением двигательной активности.

Лекарственные средства для лечения детей не применяются (лишь только при вторичном ожирении для лечения основного заболевания).

Диета зависит от возраста ребенка. Если он находится на грудном вскармливании, необходимо уменьшить количество кормлений (раньше переводить на пятиразовое питание, отказ от ночного кормления), чтобы сократить суточный объем пищи. В рационе ограничивают крупы, основной прикорм - блюда из овощей.

Детям постарше снижают калорийность пищи за счет ограничения углеводов и в меньшей степени - жиров.

Усиление двигательной активности ребенка - обязательное условие для снижения его массы тела. Большое значение имеет физкультура, активация двигательного режима, водные процедуры. Обязательны утренняя зарядка и вечерние прогулки либо пробежки. Применяются массаж, гимнастика, солевые ванны.

Рекомендуемый комплекс утренней зарядки

После 4-х лет дети хорошо усваивают предлагаемые им и физические упражнения. Если родители вместе с детьми будут заниматься утренней зарядкой, ребенок будет считать это нормой, как умывание и чистку зубов по утрам.

Несложные упражнения для ребенка полезно разучить в домашних условиях. Каждое из этих упражнений надо сделать от 3-х до 6-ти раз. После побегать по комнате или на месте, высоко поднимая колени и размахивая руками, потом походить и умыться.

Делая зарядку, держаться прямо, голову не опускать, дышать свободно.

1. «Потягивания с обручем»: взять обруч, встать прямо, ноги расставить на ширину плеч, руки с обручем опущены. Медленно поднять обруч над головой и сильно потянуться. Потягиваясь, сделать глубокий вдох. Опуская обруч, сделать выдох.

2. «Достань до пола»: встать прямо, ноги расставить на ширину плеч. Медленно наклониться, не сгибая колени, и достать пальцами до пола. Сгибаясь делать выдох, выпрямляясь - вдох.

3. «Рыбка»: расстелить коврик, лечь на грудь, руки вытянуть вдоль туловища, пальцы сжать в кулаки. Прогнуть спину, руки отвести назад с разжатыми пальцами (вдох). Затем расслабить мускулатуру, свободно лечь на коврик, сделать выдох.

4. «Наклоны в стороны»: взять обруч, стать прямо, ноги - на ширине плеч, согнуть руки, заложив обруч за спину. Сделать наклон вправо, затем - влево. Обруч при этом должен быть плотно прижат к спине.

Будьте здоровы!

Автор:Оксана Викторовна Сильванович,
врач-педиатр

Необходимо ежедневно проводить:

 игры на развитие мелкой моторики,

 артикуляционную гимнастику (лучше 2 раза в день),

 игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

 игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Начинайте занятия с 3 - 5 минут в день, постепенно увеличивая время. Занятия на формирование лексико-грамматических категорий можно проводить по дороге домой, на прогулке. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут. Позже внимание ребенка рассеивается, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Чтение перед сном становится любимым занятием малыша, ведь еще 15 - 20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Желаем вам удачи!

Автор:Уткина Наталья Александровна,
логопед

Формирование стопы происходит в раннем детстве. Чтобы в будущем избежать проблем с опорно-двигательным аппаратом, лучше заранее позаботиться о том, чтобы этот процесс проходил максимально корректно и ничто не становилось препятствием правильному развитию конечностей. Для этого важно знать, как правильно подобрать обувь ребенку. Давайте определим этапы развития стопы в первые несколько лет жизни человека.

До 8-9 месяцев малыш не ходит, а значит, тело не опирается на стопы и у них нет сформированного свода. Поэтому вопрос, как правильно подобрать обувь ребенку до года, не стоит остро. Когда малыш пойдет, запустится процесс формирования свода стопы. Свод влияет на равномерное распределение веса и в целом работает подобно пружине, смягчающей толчки тела. В этот период большой палец ноги у ребенка сохраняет существенную гибкость и подвижность в суставе. Постепенно эта особенность сходит на нет.

Примерно в этом возрасте малыш начинает делать первые шаги, сначала у опоры, потом самостоятельно. Стопы начинают испытывать вес тела и приспосабливаться: происходит укрепление мышц и связок. В результате этих процессов начинается формирование свода. Но до 3 лет (в среднем) он у малышей отсутствует в привычном виде: сам по себе свод изначально заложен в организме, кости и хрящи стопы уже имеют определенное положение, однако свод заполнен плотной жировой подушкой, которая и выполняет амортизирующие функции. Стопы до этого возраста в норме остаются плоскими. Важно в этот период не допустить деформации, для чего приобретается обувь с жестким и высоким задником и застежками.

В период с 3 до 8 лет происходит активный процесс формирования свода стопы. Если по достижении ребенком возраста 7 лет вы видите, что свод сформирован неправильно, возможно, могут понадобиться супинаторы (по назначению врача).

Можно провести несложный тест: предложите ребенку встать на носочки. При нормальном развитии стопы свод должен появиться в таком положении. А вот если независимо от положения стопы свод остается плоским, да к тому же есть дискомфорт в ногах, болезненные ощущения – это повод пойти к врачу-ортопеду. Он проведет осмотр ребенка и даст рекомендации по подбору обуви, стелек, специальных конструкций. В некоторых случаях требуется оперативное вмешательство.

Разумеется, речь о подборе правильной обуви для ребенка заходит только тогда, когда малыш встал на ножки и пытается учиться ходить. До этого момента обувь может быть какой угодно, ведь она необходима только для тепла и красоты.

Гибкая рифленая подошва. Подошва должна быть гибкой и желательно рифленой, особенно в передней части ботинка. Она позволяет сформировать нужный механизм ходьбы. Жесткая подошва, напротив, снижает амортизацию и ведет к походке с перекатыванием.

Малый вес. Крайне важно, чтобы обувь не утяжеляла ногу малыша, которому и без того трудно даются первые шаги. Ботиночки должны быть легкими, из натуральных материалов. Желательно, чтобы стелька вынималась, и вы могли ее просушить: детские ножки сильно потеют. Только не стоит сушить обувь, например, на батарее. Она может деформироваться, что, как мы знаем, негативно скажется на формировании стопы. Просто набейте ботинок бумагой.

Эргономичная форма: свободная передняя часть, регулирование по полноте. Детские ножки отличаются от взрослых: они узкие в пяточке и широкие и полные в передней части. У некоторых деток имеется высокий подъем. Поэтому нужно подбирать обувь, ориентируясь на особенности строения ноги конкретного малыша. Обувь должна быть достаточно широкой и не сдавливать детскую ногу. Важно, чтобы на ней имелись шнурки, липучки – то, что позволит отрегулировать обувь по ширине.

Жесткая пятка. До 3 лет не рекомендуется носить обувь без задника или с мягким задником, который не фиксирует ногу: шлепанцы, сандалии с ремешками сзади. Дело в том, что такой вид пятки на обуви может повлиять на неправильное формирование стопы, привести к плоско-вальгусной деформации и плоскостопию. Обувь с жесткой пяткой способствует правильному положению голеностопного сустава.

Внутренний амортизатор подошвы. Важно, чтобы подошва детской обуви могла служить амортизатором при ходьбе, прыжках. «Антишок» – это такая подошва, которая имеет специальное пространство, наполненное воздухом, именно оно способствует амортизации и защищает ноги.

Современные мембранные материалы. Детская обувь должна дышать, отводить влагу изнутри и не пропускать ее внутрь. Особенно это важно для демисезонных и зимних ботинок. Хорошо с этим справляется обувь, которая изготавливается с применением мембранного материала. Он пролегает между верхней частью ботинка и его подкладкой (обратите внимание на технологию, которая называется CORE-TEX). В таких ботинках ножки малыша будут сухими и теплыми даже в мокрую или холодную погоду.

Безопасность. Детский организм слишком восприимчив к различным вредным воздействиям, поэтому мы должны заботиться о том, чтобы их было как можно меньше. В плане обуви лучше выбирать ту, которая сделана из кожи и текстиля. На детских ботинках не должно быть никеля и хрома в фурнитуре и отделке, так как они могут вызвать раздражение кожи, особенно если ребенок аллергик.

медицинская сестра по массажу

Автор:Ирина Викторовна Глотко,
медицинская сестра по массажу

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика помогает выработать полноценные движения губ, языка, челюсти. Регулярное выполнение упражнений поможет:

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, щёк, губ;

- научить удерживать определенную артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить напряженность артикуляционных органов;

- подготовить к правильному произношению звуков.

Артикуляционную гимнастику лучше выполнять в игровой форме перед большим зеркалом. Следите за тем, чтобы ребёнок правильно сидел во время выполнения упражнений. Его спина должна быть прямой, ноги – стоять на полу, руки на коленях. После каждого выполнения предоставьте ребёнку возможность отдыха. Не стоит повторять упражнения больше, чем 3-5 раз. Желательно занимать ежедневно по 7-10 минут.

В следующей рубрике мы подробнее расскажем вам об артикуляционной гимнастике и научим выполнять упражнения. Оставайтесь с нами и следите за нашими новостями!

Автор:Юлия Викторовна Вахтерова,
логопед