Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Валяние шерсти (фелтинг: от англ.felt - войлок, фильцевание, фильц, набивание) - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных. Войлок применяли еще до того, как были изобретены ткани: каждому известны валенки, не так ли? Это один из самых ярких примеров работы в этой технике. В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока. В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна. Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Валяние из шерсти является как отличной стрессотерапией, очень успокаивает и приносит радость от уже готового изделия, так и оказывает лечебное воздействие на ребенка. В процессе работы с шерстью осуществляется замечательный массаж, напоминающий знаменитый «Су-джок». Волокна шерсти мягко массируют точки ладоней и пальцев, а эти области, как известно, отвечают, за правильную работу всего организма, дети получают удивительный успокоительный эффект, а приятные и мягкие ощущения оставляют только положительные эмоции.

С мая 2017 года в БУ «Няганский реабилитационный центр» реализуется проект по развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по декоративно-прикладному творчеству посредством использования технологии – «фелтинг» «Чудесные превращения шерсти».

В рамках проекта на занятиях по труду инструктор знакомит детей с:

- историей возникновения валяния из шерсти;

- инструментами и принадлежностями для валяния, их назначением и правилами безопасной работы с ними;

- видами шерсти и способами валяния;

- особенностями выполнения аппликации в технике сухого валяния;

- приемами изготовления украшений и игрушек из шерсти.

С 2017 года проектом «Чудесные превращения шерсти» охвачено 108 детей. Дети научились приемам мокрого и сухого валяния из шерсти и оформлением изделий, приемам живописи шерстью, валяния шерсти методом клеевого фетра. Дети с удовольствием создают картины, которые в дальнейшем используются как для украшения интерьеров, так и в качестве подарка близким и родным. Дети также принимают участие в выставках, конкурсах, занимают призовые места, что способствует их успешной адаптации и социализации.

Автор:Ляйля Ахметясовна Мангушева,
инструктор по труду

Дети в дошкольном возрасте живут в мире сказок, фантазий, волшебства, магии, чуда. Мир фантазий совершенно необходим для здорового развития дошкольника. В этом волшебном мире дети получают защиту, поддержку и возможность познавать окружающий мир. Способность к фантазированию у ребенка говорит об активно развивающейся у него функции воображения, которая необходима ему для здорового и гармоничного развития. Бурный расцвет фантазии приходится на возраст 4-5 лет.

Дети начинают рассказывать самые невероятные истории. Эти рассказы часто рассматриваются взрослыми, а вслед за ними и сверстниками как ложь, что несправедливо и очень обидно для ребенка. Такие истории нельзя назвать ложью, их правильнее называть выдумками или фантазиями. Источники и причины фантазий могут быть разными. Это может быть яркий сон, который ребенок принял за действительность. Родителям важно знать, что детям присуще магическое, сказочное мышление, оно им совершенно необходимо. Через сказку ребенок познает законы и правила жизни, особенности характеров, ситуаций, решений, выборов, действий. Дети часто идентифицируют себя с теми героями, чьи качества им хотелось бы присвоить. Играя или бесконечно слушая сказки о таком герое, ребенок как бы примеряет на себя его характер. Воображение - важная психическая функция, не менее важная, чем память и логика. В дошкольном возрасте именно через воображение во многом идет развитие психики ребенка, особенно ребенка творческого склада.

Таким образом, ребенку важно давать свободу фантазирования — это развивает в нем творческую личность. Можно присоединиться к ребенку и пофантазировать вместе с ним. Общение с ребенком поможет лучше понять его, создаст основу для взаимного доверия и духовной близости. Если ребенок придумывает сказку, сюжет, невероятную историю, стоит его выслушать, поинтересоваться подробностями, героями и событиями. Не следует уличать ребенка во лжи, говорить: «Такого не бывает», «Ты просто все выдумал», «Ты неправильно придумал» и т.д. Ни в коем случае нельзя высмеивать или публично обсуждать плоды детских фантазий. Вы рискуете потерять доверие собственных детей. Важно постепенно учить ребенка-фантазера создавать из своих фантазий законченный продукт.

Автор: Киреева Наталья Сергеевна,
психолог

Кушать мороженое детям можно не раньше трёх лет. Для начала пусть это будет нежирный молочный пломбир. А сливочный, шоколадный и фруктовый пломбир можно вводить в детское меню, когда ребёнку исполнится пять лет.

Впрочем, некоторые мамы предлагают мороженое малышам 1-1,5 лет. «Растаиваем и «лопаем». Главное, не замёрзшее, чтобы горлышко не «бобо», а так ничего вредного не усматриваю», – делится одна мама на женском форуме.

Ни в коем случае не давайте мороженое детям каждый день. Зимой от этого лакомства лучше вообще отказаться. Летом покупайте мороженое не чаще двух раз в неделю. Если ваш ребёнок плохо ест, пару раз в неделю можно давать ему мороженое вместо полдника – как альтернативу молочной пищи.

Мороженое нельзя есть детям с сахарным диабетом и избыточным весом. Если у вашего ребёнка непереносимость белка, этот продукт также противопоказан.

Не стоит забывать и о том, что мороженое, как и другие сладости, способствует развитию кариеса. Давать мороженое ребёнку следует не раньше, чем через час после основного приёма пищи.

Педиатры советуют давать детям твёрдое мороженое, а не мягкое, как в «Макдональдсе». Кроме того, оно не должно содержать красители. Наполнители лучше свои – свежие ягоды и фрукты.

Конечно, лучше всего, приобрести мороженицу и готовить мороженое дома с проверенных продуктов. А если такой возможности нет, то, покупая мороженое, обращайте внимание на указанные факторы.

Самый надежный вариант – обычный пломбир, без красителей и добавок.

Мороженное не относится к полноценным блюдам и дети чаще всего его кушают между приемами пищи, а это плохо влияет на аппетит. В то же время, можно дать малышу мороженое на десерт после приема пищи.

Мороженое стоит давать ребенку не чаще, чем три раза в неделю, иначе оно будет плохо влиять на здоровье зубов. После того, как малыш скушает порцию мороженого, он должен почистить зубы либо пополоскать рот.

В каком случае нельзя давать мороженое ребенку?

 если у него проблемы с желудочно-кишечным трактом;

 если ребенок страдает от избыточного веса, причем это также касается и фруктового льда;

 если у малыша есть склонность к пищевым аллергиям;

 если ребенок часто болеет бронхитами, фарингитами, тонзиллитами, ангинами;

 при сахарном диабете можно кушать только специальные виды мороженого;

 противопоказано мороженое и карапузам с плохими зубами.

Зачем давать мороженое ребенку?

Молоко – это продукт, в котором содержится много кальция. Каждый ребенок должен выпивать до литра молока в день. Но, не всегда родителям удается уговорить малыша употреблять молоко. Неплохой альтернативой может стать мороженое. Оно содержит молочный белок, витамины, аминокислоты, минеральные вещества. Кроме того, мороженое легко усваивается.

С какого возраста можно давать мороженое ребенку?

Не раньше, чем с 3-х лет. В заключение хочется добавить следующее: несмотря на все минусы, не стоит полностью лишать малыша удовольствия попробовать такое вкусное лакомство. Но, помните, во всем должна быть мера.

Автор: Ирина Викторовна Глотко,
медицинская сестра по массажу

Многие родители замечают, что их дети по мере приближения к годовалому возрасту начинают больше капризничать. Обычно они отказываются есть или спать, плачут, упрямятся по мелочам, не отпускают маму от себя ни на шаг. В чём же причина таких перемен? Всё это кризис 1 года у ребёнка. Начинается он примерно в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год.

Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша — неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами.

Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих признаков:

1. непослушание, упрямство. Ребенок уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться;

2. частая смена настроения. Ребенок выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия;

3. противоречивый характер поведения. Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает;

4. ранимость, обидчивость. Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно;

5. страх потерять маму из поля зрения;

6. ребёнок постоянно требует внимания. Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры.

Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне - как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10–12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги. Поэтому малыш считает себя взрослым и может вполне обойтись без вмешательства родителей, которые продолжают вести себя, как и раньше, ограничивая его самостоятельность, что вызывает естественный протест.

Советы родителям:

1. По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.

2. Если ребенок проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.

3. Если малыш не хочет кушать - не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.

4. Научитесь понимать своего ребенка и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.

5. Родители должны быть лучшими друзьями своего ребенка, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с ним - ползайте, играйте в игрушки, которые он предлагает.

6. Постоянно общайтесь с ребенком. Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи.

7. Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел. Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.

8. Если ребенок плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.

Кризис первого года жизни является естественным и необходимым этапом становления личности каждого ребёнка, поэтому родителям важно уметь его распознать и помочь преодолеть.

Использованы источники:

https://babyzzz.ru/0-1/care/10366.html#i

https://ponervam.ru/krizis-1-goda-u-rebenka.html

Автор:Трушкова Наталия Владимировна,
психолог

Одним из эффективных методов развития у детей мелкой моторики, является занятие пластилинографией. Пластилинография – это творческий процесс, в ходе которого дети создают объемные картины из пластилина. Занятия с пластилином комплексно воздействуют на развитие ребёнка: повышают сенсорную чувствительность, развивают воображение, пространственное мышление, синхронизируют работу обеих рук, увеличивают речевое развитие, тренируют усидчивость.

Для занятий рекомендуется использовать плотный картон, так как обычная бумага будет деформироваться; рабочую поверхность рекомендуется перед началом лепки проклеить прозрачным скотчем (это исключит вероятность возникновения жирных пятен). В зависимости от возраста и практических навыков ребенка на рабочей поверхности можно прорисовать контур объекта, внутреннюю часть которого и предстоит заполнить ребенку. Не рекомендуется предоставлять ребенку в пользование больше 7-8 цветов пластилина. Темой картины из пластилина может быть герой из прочитанной сказки (колобок, репка), рассмотренные во время прогулки цветок, бабочка, дерево, машина.

Способы пластилинографии в творчестве конкретного ребенка должны подбираться с учетом навыков юных творцов, а также их способностей и особенностей развития. Наиболее часто используемыми из них считаются: Примазывание (дает дополнительную нагрузку на мышцы рук - рис.1). Небольшое количество пластилина размещается на подушечке указательного пальца или специальном пластмассовом шпателе, после чего резкими хаотично направленными движениями наносится на рабочую поверхность в нужном месте.

Шарики из пластилина. Скатываются маленькие шарики и помещаются близка друг к другу на контур рисунка. Можно слегка расплющить скатанные шарики. При расплющивании не рекомендуется применять много силы. В противном случае получившаяся фигура деформируется, потеряв таким образом четкие округлые формы.

Выдавливание пластилина из шприца. Для выдавливания рекомендуется использовать специальный шприц, позволяющий выдавливать тонкие полосы пластилина. Если у Вас нет такого, то можно использовать медицинский шприц без иглы. Поместите пластилин в шприц.

Шприц поместите в емкость с горячей водой (для более легкого выдавливания).

По контуру выдавливаем жгутики из шприца, заполняем им поверхность картины.

Любуемся своей работой

Занимайтесь регулярно со своим ребенком, читайте, рассказывайте об окружающем мире, фантазируйте и творите, а результаты Вас обязательно порадуют!

Автор: Татьяна Юрьевна Филатова,
логопед