Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Эхолалия - это один из специфических симптомов расстройств аутистического спектра у детей. Она проявляется в виде повторения или выкрикивания чужих слов ребенком. Ребенок повторяет те предложения и фразы, смысла которых он не понимает.

Преодоления проявлений эхолалии:

1) Посадите ребенка перед собой в то время, когда он будет наиболее спокоен и внимательно мог смотреть на вас. Подберите несколько вопросов, на которые он точно не знает ответа. Например: «Почему бабочки летают?», «Сколько у тебя сестер и братьев?», «Почему птицы поют?», «Почему солнышко светит?». Затем выберите несколько вопросов, на которые ребенок точно найдет ответ. Например: «Как тебя зовут?», «Как зовут маму?», «Сколько тебе лет?», «Кто это?» и указываете рукой на папу.

Далее, шепотом задайте ребенку вопрос, на который он не знает ответа: «Почему солнышко светит?» и сразу же сами, но громко произнесите «Я не знаю». Важно научить ребенка повторять ответ, а не вопрос, и, конечно, хвалить его за правильный ответ.

2) Постепенно, от занятия к занятию произносить вопрос, повышая уровень громкости, а ответ, наоборот, говорить тише. Если ребенок повторит вопрос, скажите ему: «НЕТ» и вернитесь на шаг назад, повысив громкость ответа.

3) Периодически задавайте этот вопрос ребенку нормальным уровнем громкости и не говорите ответ, Подождите, пока ребенок на него сам не ответит: «Я не знаю».

4) Освоив ответ на вопросы, которые ребенку не известны: «Я не знаю» начните задавать вопросы, которые ему известны. «Как тебя зовут?», и ответив правильно ребенок получает похвалу. Если он ответит на вопрос не правильно, подскажите ему, тем самым закрепив успех. Чередование вопросов с известными и не известными ответами поможет ребенку осознавать, что он знает, а что нет.

5) Предложите ребенку ответить на другой вопрос: «Почему бабочки летают» и учите ребенка отвечать: «Я не знаю», чередуя с вопросами, ответы на которые ребенку точно известны.

Если вы будете продолжать таким образом заниматься с ребенком с эхолалией, задавая разные вопросы, начинающиеся на «как», «почему», «когда» и «где» и чередовать их с вопросами, ответ на которые ребенок знает, вы увидите, что на не знакомые вопросы он будет отвечать: «Я не знаю», а на знакомые давать правильный ответ.

Автор: Уткина Наталья Александровна,
логопед

Школа – это нелегкое многолетнее испытание для вашего ребенка. В ваших силах сделать так, чтобы он выдержал это испытание без серьезных потерь. И в первую очередь ребенку понадобится здоровье, которое невозможно без здорового питания.

Школьные годы – это не только постоянная умственная нагрузка, но и время активного роста. Поэтому несмотря на то, что общие принципы здорового питания школьника остаются такими же, как и для взрослого, есть существенные различия.

На что нужно обратить внимание при планировании рациона ребенка?

При выборе зерновых продуктов отдавайте предпочтение цельнозерновым хлебобулочным изделиям, макаронам, кашам. Обращайте внимание на продукты, обогащенные витаминами и минеральными веществами.

Предлагайте ребенку в качестве гарнира отварной картофель или пюре, но не жареный картофель; мясные блюда также лучше выбирать тушеные, отварные или приготовленные на пару. Избегайте появления в меню школьника жареных блюд, жирных чипсов или соленых сухариков.

В рационе ребенка должно быть много овощей и фруктов. Они содержат не только необходимые детскому организму витамины и минералы, но и пищевые волокна, органические кислоты, улучшающие всасывание железа из других продуктов.

Помните, что молоко и молочные продукты – залог «здоровья» костей вашего ребенка. Постарайтесь сделать так, чтобы молоко стало любимым напитком ребенка. Оно может прекрасно утолять жажду и заменить сладкие газированные напитки.

Продукты с высоким содержанием белка, такие, как мясо, птица, рыба и яйца, необходимы для нормального роста и развития школьника. Отдавайте предпочтение свежеприготовленным мясным продуктам, а не консервантам и колбасам.

Включайте рыбные блюда в меню ребенка не менее трех раз в неделю: они содержат необходимые жирные кислоты, а морская рыба – еще и йод. При приготовлении пищи используйте йодированную соль, старайтесь использовать ее умеренно.

Как уменьшить негативное влияние школы на пищевое поведение и здоровье ребенка?

С семи до семнадцати лет ребенок проводит значительную часть жизни в школе. Выбирая школу, обратите внимание на организацию питания – от этого зависит здоровье, а значит – будущее вашего ребенка.

Постарайтесь объяснить ребенку, что пренебрегать горячим питанием в школе не стоит. На родительском собрании обратитесь к родителем других детей, так как в школьном возрасте коллективные привычки во многом определяют поведение ребенка.

Постарайтесь, чтобы ребенок всегда имел с собой здоровый перекус: яблоко, зерновой батончик, сок. Не давайте ребенку шоколадных батончиков, чипсов, сухариков, газированных напитков. Выработайте у ребенка негативное отношение к этим продуктам, рассказывая об их вредном влиянии на здоровье и внешность.

Не забывайте постоянно напоминать ребенку об основных правилах личной гигиены и демонстрировать их на собственном примере. Ребенок должен привыкнуть обращать внимание на условия и сроки хранения готовых блюд. Это поможет избежать пищевых отравлений.

Приучайте ребенка утром завтракать дома. Ешьте утром сами, ведь именно на ваше поведение ребенок ориентируется в первую очередь.

Следите за весом и внешним видом ребенка. Помните, что детское ожирение – одна из острейших проблем современного общества. Склонность к полноте свидетельствует, в первую очередь, о неправильных пищевых привычках школьника и может привести к ранней гипертонии, сахарному диабету и множеству других заболеваний.

В подростковом возрасте обмен веществ происходит очень интенсивно. Поэтому подросток должен хорошо и часто питаться.

Но именно в этом возрасте могут значительно измениться привычки ребенка. Этому способствуют и психологические изменения, и растущая самостоятельность, в том числе в трате карманных денег.

Первая опасность, которая грозит Вашему ребенку, - чрезмерное употребление высококалорийных, непитательных снеков, газированных напитков и алкоголя. Это может привести к ожирению и нарушениям работы пищеварения. Постарайтесь занять ребенка каким – либо видом спорта – это увеличит физические нагрузки и у ребенка будет меньше свободного времени.

Обращайте внимание на вес и пищевое поведение девочек. В этом возрасте они начинают задумываться о своем внешнем виде и могут самостоятельно увлечься «модными» диетами. Соблюдение любых диет без консультации врач-диетолога может привести к серьёзным нарушениям здоровья, вплоть до анорексии, лечение которой может потребовать длительной физической и психологической реабилитации.

Автор: Оксана Викторовна Сильванович,
врач-педиатр

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития высших мозговых структур, межполушарных связей и психических процессов.

Нейродинамическая гимнастика является одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия у детей 4-7 лет.

В работе с детьми рекомендую использовать специально подобранные игры и упражнения, выполняя которые ребенок задействует правую руку, левую руку или выполняет задание двумя руками одновременно. Данные упражнения создают условия для улучшения работы правого и левого полушария, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.

Нейродинамическая гимнастика интересна широкому кругу специалистов: психологам, логопедам, дефектологам, воспитателям, а также родителям. Всем известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий - правого и левого. Каждое полушарие отвечает за определенные функции. Левое полушарие отвечает за логическое и аналитическое мышление, восприятие устной и письменной речи, запоминание фактов. Правое полушарие отвечает за невербальную информацию, за пространственную ориентацию, музыкальные способности, воображение, творческую деятельность. А вот интеллект человека основан на согласованной работе обоих полушарий.

Работа межполушарных связей. Формирование межполушарных связей начинается еще во внутриутробном периоде, когда закладывается вся нейронная основа. Когда же ребенок появился на свет, запускаются механизмы, которые активируют стволовые структуры мозга и межполушарные связи.

От рождения до 2-3 лет ребенок активно нарабатывает базу сенсомоторных навыков, у него появляются согласованные движения рук, ног, глаз и языка. Это неотъемлемая часть подготовки к письму, ведь данный процесс предполагает согласованное движение руки, глаз, следящих за буквами и строчками, а также языка, проговаривающего слова при письме. Если такой согласованности нет, ребенок не может одновременно писать, думать и видеть написанное. Возможно появление дисграфии (частичное нарушение процесса письма) и дислексии (специфическое нарушение процесса чтения).

В период от 2 до 8 лет происходит активация межполушарных связей. На данном этапе в случае несформированной работы межполушарных связей может наблюдаться:

- зеркальное написание букв и цифр;

- псевдо леворукость;

- логопедические проблемы.

Возраст от 7 до 15 лет считается завершающим этапом в развитии межполушарных связей. На этом этапе межполушарные взаимодействия помогают ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их.

Причины несформированной работы межполушарных связей:

- родовые травмы;

- общий наркоз в первые годы жизни;

- длительные и сильные стрессовые ситуации;

- отсутствие этапа ползания.

На что вы можете обратить внимание:

- если ребенок мало ползал или ползал «неправильно» (задом, боком);

- если длительное время не сформировывалась доминантная рука;

- есть астигматизм;

- есть логопедические проблемы;

- если ребенок невнимательный;

- если у ребенка страдает мышление и память.

Если подобные проявления вы заметили у ребенка, следует обратиться к: нейропсихологу, неврологу, логопеду для расширенной диагностики и своевременной коррекции всеми специалистами.

Для того, чтобы помочь родителям развивать своих детей в домашних условиях, Татьяна Петровна Трясокурова разработала серию пособий, в которых представлены практические материалы для развития межполушарного взаимодействия. Предлагаем вам ссылки, где вы можете скачать понравившийся вам материал и будете сами развивать своих детей:

1. https://vk.com/doc-135142459_499534226?hash=b1dd43c1c7ffb30d1f&dl=ba61617e285da41a65

2. https://vk.com/doc-135142459_499534548?hash=2dca8a81baee2891de&dl=5f14a56b8c6274167

3. https://vk.com/doc-135142459_499534605?hash=8d9fd466c86aa8b267&dl=6fabae7019ec5ea71f

Автор: Уткина Наталья Александровна,
логопед