Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития высших мозговых структур, межполушарных связей и психических процессов.

Нейродинамическая гимнастика является одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия у детей 4-7 лет.

В работе с детьми рекомендую использовать специально подобранные игры и упражнения, выполняя которые ребенок задействует правую руку, левую руку или выполняет задание двумя руками одновременно. Данные упражнения создают условия для улучшения работы правого и левого полушария, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.

Нейродинамическая гимнастика интересна широкому кругу специалистов: психологам, логопедам, дефектологам, воспитателям, а также родителям. Всем известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий - правого и левого. Каждое полушарие отвечает за определенные функции. Левое полушарие отвечает за логическое и аналитическое мышление, восприятие устной и письменной речи, запоминание фактов. Правое полушарие отвечает за невербальную информацию, за пространственную ориентацию, музыкальные способности, воображение, творческую деятельность. А вот интеллект человека основан на согласованной работе обоих полушарий.

Работа межполушарных связей. Формирование межполушарных связей начинается еще во внутриутробном периоде, когда закладывается вся нейронная основа. Когда же ребенок появился на свет, запускаются механизмы, которые активируют стволовые структуры мозга и межполушарные связи.

От рождения до 2-3 лет ребенок активно нарабатывает базу сенсомоторных навыков, у него появляются согласованные движения рук, ног, глаз и языка. Это неотъемлемая часть подготовки к письму, ведь данный процесс предполагает согласованное движение руки, глаз, следящих за буквами и строчками, а также языка, проговаривающего слова при письме. Если такой согласованности нет, ребенок не может одновременно писать, думать и видеть написанное. Возможно появление дисграфии (частичное нарушение процесса письма) и дислексии (специфическое нарушение процесса чтения).

В период от 2 до 8 лет происходит активация межполушарных связей. На данном этапе в случае несформированной работы межполушарных связей может наблюдаться:

- зеркальное написание букв и цифр;

- псевдо леворукость;

- логопедические проблемы.

Возраст от 7 до 15 лет считается завершающим этапом в развитии межполушарных связей. На этом этапе межполушарные взаимодействия помогают ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их.

Причины несформированной работы межполушарных связей:

- родовые травмы;

- общий наркоз в первые годы жизни;

- длительные и сильные стрессовые ситуации;

- отсутствие этапа ползания.

На что вы можете обратить внимание:

- если ребенок мало ползал или ползал «неправильно» (задом, боком);

- если длительное время не сформировывалась доминантная рука;

- есть астигматизм;

- есть логопедические проблемы;

- если ребенок невнимательный;

- если у ребенка страдает мышление и память.

Если подобные проявления вы заметили у ребенка, следует обратиться к: нейропсихологу, неврологу, логопеду для расширенной диагностики и своевременной коррекции всеми специалистами.

Для того, чтобы помочь родителям развивать своих детей в домашних условиях, Татьяна Петровна Трясокурова разработала серию пособий, в которых представлены практические материалы для развития межполушарного взаимодействия. Предлагаем вам ссылки, где вы можете скачать понравившийся вам материал и будете сами развивать своих детей:

1. https://vk.com/doc-135142459_499534226?hash=b1dd43c1c7ffb30d1f&dl=ba61617e285da41a65

2. https://vk.com/doc-135142459_499534548?hash=2dca8a81baee2891de&dl=5f14a56b8c6274167

3. https://vk.com/doc-135142459_499534605?hash=8d9fd466c86aa8b267&dl=6fabae7019ec5ea71f

Автор: Уткина Наталья Александровна,
логопед