Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Эхолалия - это один из специфических симптомов расстройств аутистического спектра у детей. Она проявляется в виде повторения или выкрикивания чужих слов ребенком. Ребенок повторяет те предложения и фразы, смысла которых он не понимает.

Преодоления проявлений эхолалии:

1) Посадите ребенка перед собой в то время, когда он будет наиболее спокоен и внимательно мог смотреть на вас. Подберите несколько вопросов, на которые он точно не знает ответа. Например: «Почему бабочки летают?», «Сколько у тебя сестер и братьев?», «Почему птицы поют?», «Почему солнышко светит?». Затем выберите несколько вопросов, на которые ребенок точно найдет ответ. Например: «Как тебя зовут?», «Как зовут маму?», «Сколько тебе лет?», «Кто это?» и указываете рукой на папу.

Далее, шепотом задайте ребенку вопрос, на который он не знает ответа: «Почему солнышко светит?» и сразу же сами, но громко произнесите «Я не знаю». Важно научить ребенка повторять ответ, а не вопрос, и, конечно, хвалить его за правильный ответ.

2) Постепенно, от занятия к занятию произносить вопрос, повышая уровень громкости, а ответ, наоборот, говорить тише. Если ребенок повторит вопрос, скажите ему: «НЕТ» и вернитесь на шаг назад, повысив громкость ответа.

3) Периодически задавайте этот вопрос ребенку нормальным уровнем громкости и не говорите ответ, Подождите, пока ребенок на него сам не ответит: «Я не знаю».

4) Освоив ответ на вопросы, которые ребенку не известны: «Я не знаю» начните задавать вопросы, которые ему известны. «Как тебя зовут?», и ответив правильно ребенок получает похвалу. Если он ответит на вопрос не правильно, подскажите ему, тем самым закрепив успех. Чередование вопросов с известными и не известными ответами поможет ребенку осознавать, что он знает, а что нет.

5) Предложите ребенку ответить на другой вопрос: «Почему бабочки летают» и учите ребенка отвечать: «Я не знаю», чередуя с вопросами, ответы на которые ребенку точно известны.

Если вы будете продолжать таким образом заниматься с ребенком с эхолалией, задавая разные вопросы, начинающиеся на «как», «почему», «когда» и «где» и чередовать их с вопросами, ответ на которые ребенок знает, вы увидите, что на не знакомые вопросы он будет отвечать: «Я не знаю», а на знакомые давать правильный ответ.

Автор: Уткина Наталья Александровна,
логопед