Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Сколько раз ваши попытки поговорить с ребёнком-подростком заканчивались руганью? Сколько раз вам приходилось собирать всю волю в кулак, чтобы не ударить вконец обнаглевшее чадо? Сколько раз вы в отчаянии давали волю слезам, когда он уходил, громко хлопнув дверью? А ведь всё могло быть совершенно иначе! Вы не поверите, но с подростком можно договариваться, находить общий язык и даже сотрудничать! Просто нужно знать подход к ребёнку в этот сложный период. Общение родителей с подростком зачастую основывается на нравоучениях, наставлениях и «поучительстве». Это в корне неправильно. Вот десять способов мирного общения с ребёнком подросткового возраста. Они станут для вас настоящим спасением. Вы удивитесь результату.

1. Проведите чёткую границу между понятиями «родитель» и «друг». Вы можете стать другом своему ребенку. Но если вы при этом станете с ним «на одну планку», отбросите своё родительское превосходство – это рано или поздно приведёт к проблеме. Это кажется грубым, но ребёнок должен знать своё место в семье. Он – младший. Он только учится жить в мире проблем и противоречий. Вы же в первую очередь – поддержка, опора в трудную минуту. Подросток должен чувствовать в вас защиту, уважать ваш ум и умение выходить из сложных ситуаций. Поймите: дети могут найти друзей в любом месте. Тогда как хорошие родители встречаются крайне редко.

2. Будьте участливы. Это значит быть рядом, даже когда это нелегко и неудобно, когда вы загружены работой, когда усталость одолевает вас. Вы нужны своему ребёнку. Особенно в подростковый период, когда проблемы кажутся неразрешимыми, мир несправедливым, а будущее весьма туманным. Вы всегда должны знать, что происходит в жизни вашего ребенка. Вы должны заслужить его доверие, пожертвовав своим свободным временем. Если ребёнок будет уверен в вашей поддержке и понимании, ему будет легче преодолеть этот возраст.

3. Воспитывайте в подростке ответственность. Это ваша великая задача, как подготовить подростка к жизни. Объясните, что если он хочет определенного образа жизни - нужно приложить определенные усилия для его достижения. Дело не только в деньгах, а в его ответственности, независимости и возможности «стоять на собственных ногах». У ребёнка должны быть свои обязанности по дому. Ставьте перед ним задачи, но не «спускайте с рук», если они не делают то, что полагается. Это учит подростка, как устроен мир. В конечном итоге он будет благодарен вам за науку.

4. Умейте слушать. Это означает, слушать и понимать, не осуждая. Даже если ребёнок спорит или даже грубит - не перебивайте. Постарайтесь уловить суть проблемы. Очень часто это крик о помощи. Помните, что ваш ребёнок вырос. Теперь его проблемы задевают его «по-взрослому».

5. Не ленитесь объяснять. Всегда объясняйте причины ваших требований. Так вы поможете ребёнку впоследствии принимать правильные решения самостоятельно. Так скажите, что вы хотите видеть его дома к определенному времени, поскольку после этого на улицах не безопасно. Подросток должен видеть в вашей просьбе заботу, а не сухое требование, бездушный приказ.

6. Будьте готовы встать на защиту подростка. При всей кажущейся взрослости, подростки – самые уязвимые существа на свете. Они нуждаются в защите. Кто же ещё встанет на их сторону, если не родители? Дайте ребёнку понять, что вы с ним. Что вступитесь, поможете советом и никогда не осудите. Подростку важно знать, что он не один в этом мире.

7. Будьте в курсе. Знать, какую музыку слушает ваш ребёнок, как зовут его друзей (и их родителей), быть в курсе его школьных дел – задача максимум для хороших родителей. Это необходимо, чтобы иметь точки соприкосновения в общении родителей с подростком. Он обязательно оценит ваше внимание. Видя, что вы в курсе всех его дел, подросток просто не сможет вас игнорировать. И вряд ли захочет.

8. Будьте гибким. Правила, конечно, должны быть, но не без исключений. Например, когда ребёнок должен убраться в своей комнате, но он занялся чтением интересной книги и просто забыл о своих обязанностях. Будьте гибкими, зрите в корень вопроса. В конце концов, уборка может подождать. Дайте ребёнку понять, что вы не бездушная машина, отдающая приказы, а человек, понимающий и умеющий идти на компромисс. Поверьте, уже завтра подросток сам уберёт в своей комнате. С удовольствием.

9. Имейте с ребёнком общие интересы. Наличие общих интересов означает, что вы понимаете друг друга лучше. Вы вместе учитесь и делитесь опытом. Поверьте, ваш подросток хочет иметь какую-то связь с вами, кроме споров насчёт помощи по дому.

10. Продолжайте говорить, даже если он не будет слушать. Это кажется нелепым, но подростки всегда прислушиваются к родителям. Даже тогда, когда они кричат, они прекрасно слышат и понимают вас. Скажите своему ребёнку, что вы думаете о курении, наркотиках, сексе. Информация обязательно пройдёт через него, даже если это выглядит так, как будто этого не произошло. Не игнорируйте проблемы ребёнка. И он не сможет проигнорировать вас.

Автор: Оксана Викторовна Сильванович,
врач-педиатр

Здоровое питание является залогом здоровья ребенка. Предлагая ребенку сбалансированное меню, богатое всеми необходимыми для роста ребенка пищевыми веществами, включая витамины и минералы, вы заботитесь не только о его здоровье сейчас, но и закладываете основу здорового образа жизни в будущем.

Сколько и каких продуктов необходимо употреблять ребенку? Потребность физически здорового активного ребенка дошкольного возраста в энергии составляет 1500-1700 ккал. Это по 60 г белков и жиров, 250 г углеводов в день. Не забывайте, что клетчатка, содержащаяся в злаках, овощах и фруктах, также необходима дошкольнику.

Вы должны помнить о том, что часть своих потребностей в пищевых веществах ребенок должен удовлетворять за счет молока и кисломолочных продуктов: они не только содержат полезные белки, жиры и витамины, но и являются важнейшим источником кальция.

Обилие в рационе овощей и фруктов – также необходимое условие здорового роста. Только свежие плоды могут обеспечить бесперебойное поступление в организм витамина С, многих минералов и биологически активных соединений, обеспечивающих здоровье.

Детский сад: потеря контроля. В России многие мамы по достижении ребенком 3-4 летнего возраста возвращаются на работу, а значит, не могут присматривать за ним в дневное время. Малыш отправляется в детский сад, где его меню составляется независимо от желания родителей.

Не стоит расстраиваться, ведь в детских садах меню соответствует современным пищевым стандартам. Дети же постоянно двигаются, поэтому у них неплохой аппетит. Возможность принимать пищу в коллективе также подстегивает аппетит ребенка.

Забирая ребенка из садика, поговорите с воспитателем, узнайте, как кушает Ваш ребенок. Установите контакт и с самим ребенком – пусть он каждый день рассказывает вам, чем кормили в садике. Это позволит вам корректировать его ежедневный рацион, добавляя по мере необходимости свежие овощи и фрукты, молочные и другие продукты.

Вредное влияние рекламы и окружения на пищевые привычки ребенка. Кроме потери контроля за меню ребенка, посещение детского сада таит в себе еще одну опасность – негативное влияние окружения на пищевые привычки ребенка. Другие дети могут приносить в группу ненужные для здоровья лакомства, такие, как сладости, газировку или чипсы и угощать ими вашего ребенка.

Примерно в этом же возрасте ребенок начинает воспринимать телевизионную рекламу и поддаваться ее влиянию. И если раньше имелась возможность оградить ребенка от появления в его рационе этих вкусных и калорийных, но нездоровых перекусов, то теперь это становится все труднее.

Правильное питание на личном примере. Единственный выход из ситуации – бороться с негативным влиянием на здоровье ребенка агрессивных пищевых продуктов дома. Вы должны показывать ребенку пример. Пусть Ваш рацион будет составлен в основном из полезных продуктов: паровых или тушеных овощей и мяса, рыбы, супов, свежих овощей и фруктов, молочных продуктов и круп.

Не забывайте, что в этом возрасте главным авторитетом для ребенка являются родители. Малыш постоянно открыт к восприятию новой информации, поэтому чаще рассказывайте ему о здоровом питании, акцентируя внимание на бонусы: высокий рост, интеллект, спортивные движения. Пробуйте говорить вместе несложные, но полезные блюда (например, овощные и фруктовые салаты).

Помните! Впереди ребенка ждет школа и подростковый возраст. И именно сейчас вам необходимо сохранить и укрепить фундамент здоровья, на котором в будущем сможет устоять, преодолев физические и психологические стрессы, его организм.

Если ваш ребенок здоров и получает разнообразное питание, то он может не нуждаться в дополнительном приеме витаминно-минеральных комплексов, но если врач рекомендует их прием, особенно в зимне-весенний период, то следует прислушаться к его рекомендациям.

Доводы в пользу здоровой пищи:

- только в молоке есть кальций, необходимый твоим косточками. Он поможет тебе вырасти и стать хорошим спортсменом;

- в рыбе много йода и полиненасыщенных жирных кислот, необходимых для работы твоего мозга. Став умным, ты сможешь получить интересную работу;

- овощи и фрукты содержат витамин С, который укрепляет твой иммунитет и не дает тебе болеть;

- каша содержит клетчатку, которая, как дворник, очищает твой организм, а чистота – это сила и здоровье.

Будьте здоровы!

Автор: Оксана Викторовна Сильванович,
врач-педиатр

Часто болеющие дети (ЧБД) – это не нозологическая форма и не диагноз, а условная группа детей, подверженных частым респираторным инфекциям, возникающим из-за транзиторных отклонений в защитных системах организма ребенка, и не имеющих стойких органических нарушений в них. Группу ЧБД составляют от 15% до 75% детской популяции, относятся ко II группе здоровья (дети с отягощенным биологическим анамнезом, функциональными и морфологическими особенностями, то есть с риском развития у них хронического заболевания).

Программа реабилитации часто болеющих детей должна включать в себя следующие основные моменты:

1. Режим дня и рациональное питание – важное условие успешного оздоровления детей. В связи с тем, что часто болеющие дети имеют функциональные нарушения со стороны центральной и вегетативной нервной системы, необходимо исключить у них занятия и игры, приводящие к переутомлению и перевозбуждению. Ограничения требует просмотр телепередач, видеофильмов, посещение школьниками дискотек. Соотношение сна и бодрствования в режиме суток у детей должно приближаться к 1:1, т.е. ночной сон должен быть продолжительностью около 10 часов и обязательным является дневной сон (1-2 часа) или в зависимости от возраста спокойный отдых. Крайне важны длительные прогулки на свежем воздухе. Возможно приём препаратов, обладающих успокаивающим действием, снимающих раздражение и нормализующих сон ребенка.

2. Организация рационального питания ЧБД требует соблюдения следующих принципов:

 употребление оптимального количества белков, жиров, углеводов, минеральных солей;

 обязательное включение в ежедневный рацион свежих овощей, фруктов и ягод; включение продуктов, обогащенных пектинами, устранение дефицита витаминов;

 использование продуктов, содержащих клетчатку, для обеспечения регулярного пассажа кала;

 регулярное назначение кисломолочных продуктов для нормализации микроэкологии кишечника. С целью поддержания иммунного и антиоксидантного статуса организма, особенно у детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях, рекомендуется увеличение белка на 10%, главным образом, за счет белка животного происхождения. Очень важны продукты, богатые полиненасыщенными жирными кислотами и регулирующие процессы перекисного окисления липидов (растительные масла, рыба, орехи, семена тыквы или подсолнуха).

В плане реабилитации большое внимание необходимо уделять естественной витаминизации организма путем предпочтительного использования продуктов, богатых витаминами и микроэлементами.

В частности, витамином А богаты шиповник, морковь, петрушка, сельдерей, черемша, лук-порей, томаты, сладкий перец, чеснок, салат, черноплодная рябина, облепиха.

Витамин С содержится в большом количестве в шиповнике, облепихе, черной смородине, петрушке, черемше, сладком перце, цитрусовых.

Витамины группы В содержат мясо, молочные продукты, дрожжи, хлеб, греча, чай, овощи, фрукты.

Очень важный антиоксидант – витамин Е - содержится в подсолнечном масле, облепихе, бобовых, грече, кукурузе, зеленом горошке, чесноке, луке, черной смородине, брюссельской капусте, салате, моркови.

Говоря о микроэлементах и минеральных солях, следует напомнить, что йод содержится в большом количестве в морской капусте, креветках, кальмарах, яйце, овсе, грече, бобовых, кедровых орехах, редисе, черноплодной рябине. Кобальта много в щавеле, укропе, зеленом луке, рыбе, моркови, свекле, крапиве, клюкве, орехах, в бобовых. Магний в большом количестве содержится в зерновых, калий в изюме, кураге, черносливе, орехах, моркови. Железом богаты мясные и рыбные продукты, яблоки, шиповник. Медь содержится в оранжевых фруктах

3. Закаливание, общеукрепляющая и лечебная физкультура. Закаливание не требует очень низких температур, важна контрастность температуры и систематичность проведения процедур. Хорошо закаливают воздействия на подошвы ног, на кожу шеи, поясницы, однако для получения равномерного эффекта лучше воздействовать на кожу всего тела. Хорошим закаливающим эффектом обладает контрастный душ: смена теплой воды (до 40°С 30–40 секунд) холодной (14–15°С) – удлиняя ее воздействие от 15–20 секунд до 30 секунд. В спальне ребенка перед его пробуждением, открыв фрамугу, понижают температуру до 14–15°С, а затем, разбудив ребенка, проводят с ним игру с перебежками из теплой в холодную комнату. Обливание холодной водой - небезопасный вид закаливания. Если родители это проводят (так принято в семье), то делать процедуры надо постепенно. Эффективность закаливания можно оценить не ранее, чем через 3-4 месяца, а максимальный эффект наблюдается через год от начала регулярных процедур . Закаливающие процедуры необходимо сочетать с проведением гимнастики и массажа грудной клетки. Двухнедельные курсы массажа проводятся 2-4 раза в год. Хорошо зарекомендовала себя так называемая «стопотерапия», представляющая собой массаж стоп ладонью, подушечками пальцев или пальцами, сложенными в кулак (поглаживание, растирание и снова поглаживание подошв обнаженных стоп).

По сути дела, дети группы ЧДБ – это иммунноскомпроментированные дети, т.е. дети, имеющие транзиторный (вторичный) иммунодефицит. В связи с этим в программе комплексной реабилитации часто болеющих детей на всех этапах восстановительного лечения иммунореабилитация является одним из основных мероприятий, направленных на восстановление связанных с нарушений иммунитета, с помощью препаратов химической или биологической природы, обладающих иммунотропной активностью.

Таким образом, представленные современные сведения по чрезвычайно важной проблеме – реабилитации часто болеющих детей, должны широко использоваться врачами-педиатрами, врачами общей практики, врачами других специальностей для наиболее рационального подхода к организации восстановительного лечения детей.

Использованная литература:

1. М.Н. Ярцев Иммунная недостаточность и часто болеющие дети/ М.Н. Ярцев, К.П. Яковлева, М.В. Плахтиенко// Педиатрия (приложение к журналу Gonsilium Medicum).-2006.- №1

2. Т.П. Маркова Длительно и часто болеющие дети/ Т.П. Маркова, Д.Г. Чувиров// Ремедиум.- 2006.- №6

Автор: Оксана Викторовна Сильванович
врач-педиатр

Стресс - это реакция организма на внештатные ситуации, когда что-то идет не так, как ожидалось. Стресс активизирует всё, что только можно. Увеличивается частота сердечных сокращений, напрягаются мышцы, учащается дыхание, поднимается кровяное давление, изменяется гормональный баланс – высвобождается гормон стресса кортизол.

Небольшие встряски полезны организму, они его тонизируют, однако если стресс слишком силен или слишком продолжителен, о позитивном эффекте говорить уже не приходится. Беспокойство и тревожность оказывают на организм комплексное влияние. При длительном воздействии страдают сразу все системы:

- голова: стресс приводит к развитию или увеличению интенсивности головной боли напряжения;

- мозг: хронический стресс может стать причиной депрессии;

- желудок: стресс увеличивает производство желудочного сока, что в свою очередь может вызывать изжогу;

- сон: из-за стресса человек может испытывать проблемы с засыпанием или просыпаться слишком часто;

- иммунитет: длительный стресс ослабляет иммунную систему, делая организм восприимчивым к инфекциям;

- дыхание: из-за стресса мышцы, участвующие в работе дыхательной системы, напрягаются, что может приводить к одышке (особенно если человек страдает астмой);

- сердце и сосуды: повышенные кровяное давление и частота сердцебиения со временем повреждают не рассчитанные на такую нагрузку артерии, отсюда увеличенный риск инфаркта. Кроме того, стресс влияет и на стенки сосудов тоже, они становятся жестче - и давление повышается;

- кровь: из-за стресса печень выделяет в кровь дополнительную глюкозу, что со временем может провоцировать развитие диабета 2-го типа;

- ЖКТ: стресс становится причиной тошноты, болей в желудке, «медвежьей болезни» (когда выделительная система работает куда эффективнее, чем хотелось бы);

- репродуктивная система: один из факторов риска при бесплодии - стресс. Либидо и всевозможные дисфункции: у мужчин могут быть проблемы с эрекцией, у обоих полов - усталость, подавляющая либидо;

- гинекологические проблемы: у испытывающих стресс женщин менструации могут пойти нерегулярно и (или) вовсе прекратиться.

Любые из указанных проблем могут появляться поодиночке, группами или все сразу, кроме того, стресс может сопровождаться слабостью и раздражительностью. Люди, испытывающие стресс, особенно склонны к пагубным привычкам, таким, как переедание, употребление излишнего количества алкоголя, курение.

Справляемся со стрессом. Для того, чтобы минимизировать негативное влияние стресса, существует множество способов, и у каждого человека есть свои проверенные методики, которые он готов в случае надобности порекомендовать другим. Самые распространенные способы:

1. Маленькие радости: если вы ежедневно делаете что-нибудь приятное лично для себя, уровень тревожности несколько снижается, а, значит, и вред для организма становится меньше. Радовать себя - средство от стресса с научно доказанной эффективностью.

2. Разобраться с причиной: если причина стресса неочевидна - попробуйте отследить, когда вы испытываете особенно сильное беспокойство, можно даже начать фиксировать это на бумаге. Выявленные закономерности помогут понять, в чем дело, и выработать план по исправлению ситуации в вашу пользу.

3. Социальная поддержка: все мы - социальные существа, и отношения с близкими влияют на наше состояние. Обратитесь к друзьям и родным, дайте им понять, что у вас настали сложные времена, - наверняка они подбодрят вас или дадут пару полезных советов.

4. Прогулки: проветрить голову всегда пригодится, кроме того, ходьба или другая физическая активность поможет «сбросить пар», а еще стимулирует выделение эндорфинов, которые необходимы для того, чтобы повышать настроение.

5. Отдохнуть душой: одна из проблем при стрессе - бессонница, когда люди часами лежат в темноте без сна, частенько еще и накручивая себя. Уберите перед сном все гаджеты, отправляйтесь спать в одно и то же время, снизьте потребление кофеина. Йога и медитативные практики также очень помогут.

6. Обратиться за помощью: если вы чувствуете, что не справляетесь, или не чувствуете, но собственное здоровье вызывает у вас опасения, - обратитесь к психотерапевту. В здоровом теле - здоровый дух, и в обратную сторону это утверждение тоже работает.

Автор: Мария Александровна Скорописова
заведующий отделением

Почитай мне сказку, мама,

Отложи свои дела,

Ты, конечно же, устала,

Понимаю я тебя.

Рядом посиди и руку

Дай твою мне подержать,

Все равно, что в сказке будет:

Главное, вдвоем опять.

Я соскучился так, мама,

Очень в садике устал,

Почитай мне, убаюкай,

Чтоб спокойно засыпал.

Закрывать хочу я глазки,

Под твой голос, нежный взгляд,

Тогда точно мне приснятся

Сны хорошие опять.

Посиди со мной немного,

Я совсем чуть-чуть прошу,

Ты же знаешь, что, конечно,

Очень я тебя люблю!

Дети всегда просят своих родителей почитать им сказку. Именно сказка вводит ребенка в мир литературы. Через сказку можно легко объяснить ребенку, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

К сожалению, в нашем современном мире многие родители заменяют эту старую добрую традицию – чтение сказок перед сном, на интернет, аудиосказки, компьютерные развлечения и телевизионные программы. Конечно, они выручают, но все должно быть в меру.

Все-таки хочется посоветовать родителям не игнорировать старые методы развития детей. Дети, словно губка, вбирают в себя все, что видят и слышат вокруг. А чем больше хорошего и светлого они видят, тем добрее и позитивнее они становятся сами.

Не стоит пренебрегать чтением книг и совсем маленьким детям. Начиная с 6-ти месяцев можно постепенно читать и показывать движениями такие известные потешки, как «Сорока – белобока», «Ладушки», «Идет коза рогатая». Это позволит развить у ребенка, воображение, память, внимание, а также у него войдет в привычку слушать голос мамы.

Ближе к двум годам деткам интересны стихи и сказки «посерьезнее», где в качестве персонажей участие принимают животные, а также пальчиковые игры, например, любимый всеми «Мальчик с пальчик», где помимо интересного прочтения стиха ребенок развивает мелкую моторику.

Чтение сказок для детей – это не только интересно и полезно, но и приятное время провождение для родителей и детей. В этот момент между ребенком и мамой возникает незримая тонкая нить доброты и ласки. Также сказкотерапия способствует развитию речи и памяти. Ребенок со временем начинает повторять движения за мамой, услышав знакомые слова и строчки, включается в процесс с особым удовольствием. Дети быстро заучивают стихотворения, а открывая книжку, могут по знакомым картинкам рассказать сюжет.

Благодаря сказкам ребенок знакомится с окружающим миром, с такими понятиями как добро и зло, смелость и трусость. Читать желательно с интонацией, периодически делая небольшую паузу, чтобы ребенок мог понять и оценить услышанное. Уединитесь с ребенком, в тихой спокойной обстановке, прижмите его к себе и начинайте читать. Будет особенно хорошо и полезно, если вы будете уделять время чтению сказок на ночь. Пусть это будет вашим ритуалом. Это поможет малышу успокоиться и спокойно заснуть, а также будет способствовать умственному развитию, развитию фантазии и воображения, обогатиться его лексикон, отличающегося от уличного и телевизионного.

Конечно же, сказки должны быть добрыми, яркими и не большими.

Возможно, ребенку понравится одна сказка, но она станет самой любимой, и он будет просить перечитывать ее снова и снова. Не отказывайте ему. Перечитайте. И помните: «Сказка дарит тепло, сказка учит нравственности, сказка дарит любовь»

Автор: Шепелева Альбина Александровна,
специалист по комплексной реабилитации отделения дневного пребывания