Подбирая коррекционные игры для детей с расстройством аутистического спектра (далее – РАС), необходимо учесть целый ряд факторов:
• личные предпочтения ребенка;
• доступность игры;
• цели, которые планируются достичь при помощи игровых действий.
При этом необходимо в каждом конкретном случае учитывать уровень развития ребенка и его возраст.
Игры для детей с РАС школьного возраста должны быть направлены на развитие навыков социального взаимодействия, общения с ровесниками и интеграцию в коллективе.
С ребенком младшего школьного возраста можно играть в следующие игры:
1) «Шпион»: взрослый описывает вслух внятно и подробно какой-либо предмет, после чего ребенок должен будет отыскать его в комнате. Если это ему пока не по силам – просто поставьте перед ним от 2 до 4 разных предмета, затем опишите один из них и попросите показать.
2) «Нарисуй мое лицо»: нарисуйте на бумаге овал, а затем мимикой изобразите на лице какую-либо эмоцию – злость, радость или грусть… Предложите ребенку запечатлеть на бумаге эту эмоцию.
3) «Кукольный театр»:в этой игре игрушки участвуют в сценках о школе, магазине, различных знакомых ребенку ситуациях из жизни. Вместо игрушек можно использовать фотографии членов семьи и самого ребенка, закрепленных на вертикальных фигурках – это сделает игровой мир более реальным.
Прекрасным развитием для детей с РАС младшего школьного возраста станут различные танцевальные движения и гимнастические упражнения под ритмичную музыку. Включите веселую мелодию с четким ритмом и предложите ребенку потанцевать вместе, показывая ему разные движения. Можно танцевать с мячом, скакалкой, лентой, любимой игрушкой.
Игры для детей с РАС подросткового возраста должны развивать навыки общения со сверстниками. К таким коррекционным играм относятся:
1. «Преодоление полосы препятствий», которые можно создать из больших мячей, стульев и других предметов. Лучше играть парами, чтобы один из детей был ведущим, отдающим команды, а второй – ведомым, исполняющим эти команды.
2. «Углубленный» просмотр фильмов. Поскольку дети с РАС испытывают сложности с пониманием чужих эмоций и чувств, можно показывать им сцены из фильма, содержащие социально-коммуникативные моменты. Затем нужно обсудить эти сцены с детьми, чтобы выяснить, какие моменты они заметили и поняли, а какие остались без внимания. Обнаруженные непонятные моменты нужно доступно объяснить и показать на повторном просмотре. Используя стоп-кадры, предложите детям описать эмоции, отраженные выражением лиц героев.
Удачи вам и вашим детям!
Автор: Ужегова Ирина Юрьевна,
специалист по комплексной реабилитации