Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Подбирая коррекционные игры для детей с расстройством аутистического спектра (далее – РАС), необходимо учесть целый ряд факторов:

• личные предпочтения ребенка;

• доступность игры;

• цели, которые планируются достичь при помощи игровых действий.

При этом необходимо в каждом конкретном случае учитывать уровень развития ребенка и его возраст.

Игры для детей с РАС школьного возраста должны быть направлены на развитие навыков социального взаимодействия, общения с ровесниками и интеграцию в коллективе.

С ребенком младшего школьного возраста можно играть в следующие игры:

1) «Шпион»: взрослый описывает вслух внятно и подробно какой-либо предмет, после чего ребенок должен будет отыскать его в комнате. Если это ему пока не по силам – просто поставьте перед ним от 2 до 4 разных предмета, затем опишите один из них и попросите показать.

2) «Нарисуй мое лицо»: нарисуйте на бумаге овал, а затем мимикой изобразите на лице какую-либо эмоцию – злость, радость или грусть… Предложите ребенку запечатлеть на бумаге эту эмоцию.

3) «Кукольный театр»:в этой игре игрушки участвуют в сценках о школе, магазине, различных знакомых ребенку ситуациях из жизни. Вместо игрушек можно использовать фотографии членов семьи и самого ребенка, закрепленных на вертикальных фигурках – это сделает игровой мир более реальным.

Прекрасным развитием для детей с РАС младшего школьного возраста станут различные танцевальные движения и гимнастические упражнения под ритмичную музыку. Включите веселую мелодию с четким ритмом и предложите ребенку потанцевать вместе, показывая ему разные движения. Можно танцевать с мячом, скакалкой, лентой, любимой игрушкой.

Игры для детей с РАС подросткового возраста должны развивать навыки общения со сверстниками. К таким коррекционным играм относятся:

1. «Преодоление полосы препятствий», которые можно создать из больших мячей, стульев и других предметов. Лучше играть парами, чтобы один из детей был ведущим, отдающим команды, а второй – ведомым, исполняющим эти команды.

2. «Углубленный» просмотр фильмов. Поскольку дети с РАС испытывают сложности с пониманием чужих эмоций и чувств, можно показывать им сцены из фильма, содержащие социально-коммуникативные моменты. Затем нужно обсудить эти сцены с детьми, чтобы выяснить, какие моменты они заметили и поняли, а какие остались без внимания. Обнаруженные непонятные моменты нужно доступно объяснить и показать на повторном просмотре. Используя стоп-кадры, предложите детям описать эмоции, отраженные выражением лиц героев.

Удачи вам и вашим детям!

Автор: Ужегова Ирина Юрьевна,
специалист по комплексной реабилитации

Детский массаж должен быть обязательным ежедневным ритуалом ухода за малышом. Проводить его самостоятельно или обратиться к специалистам? Как выбрать квалифицированного детского массажиста и в каких случаях нужно применять детский массаж?

Массаж для грудничков – зачем и кому рекомендован?

На протяжении всего срока беременности плод находится в позе эмбриона, после рождения его мышцы и суставы не сразу готовы к «новой жизни». Поэтому массаж для грудничков и ежедневная гимнастика приносят огромную пользу.

Замечено, что дети, которым на протяжении первого года жизни регулярно делали массаж для новорождённых, развивались быстрее сверстников: они быстрее садились, ползали, ходили.

Массаж для грудничков рекомендован:

- младенцам с заболеваниями и нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- младенцам на искусственном вскармливании;

- грудничкам с нарушениями в развитии;

- детям, перенёсшим инфекционные заболевания, а также заболеваниями нервной, костной и мышечной систем;

- младенцам с недобором веса и склонным к ожирению.

Специалисты рекомендуют начинать применять массаж с 6-ти недель. В некоторых случаях, например, если ребёнок родился недоношенным, массаж новорожденному назначают и раньше.

Чем полезен массаж новорожденному? Благоприятное воздействие массажа заключается:

- в правильном физическом развитии ребёнка: нормализуется мышечный тонус (повышенный или ослабленный), устраняется кривошея;

- в укреплении эластичности мышц и гибкости суставов;

- в благотворном влиянии на иммунитет новорожденного: повышает сопротивляемость защитных функций и помогает при лечении и профилактике заболеваний (рахит, запор у детей, метеоризм);

- в развитии координации движений;

- в стимуляции роста мышечной массы – дети, которым регулярно делают массаж, раньше встают на ножки;

- в укреплении опорно-двигательного аппарата;

- в активизации обмена веществ;

- в улучшении пищеварения, работы внутренних органов, кровообращения и работы сердца, формировании костей, работы сальных и потовых желез;

- в нормализации работы нервной системы: улучшается сон, уходит напряжение и раздражение, улучшается аппетит;

- в ускоренном физическом и умственном развитии.

Как делать массаж новорожденному? Наиболее эффективным считается массаж для детей, который проводится ежедневно на протяжении всего времени, пока ребёнку не исполнится год. Курсы массажа по две недели не дают такого заметного и эффективного результата.

Лучше, если массаж новорожденному будет делать профессионал с медицинским образованием и опытом работы, а в дальнейшем родителям под силу проводить ежедневную процедуру самостоятельно, например, обращаясь к специалистам один раз в три – четыре месяца.

Исключение составляют случаи серьёзных заболеваний и аномалий развития: в этом случае делать массаж грудничку должен только высококвалифицированный специалист.

Родители могут самостоятельно выполнять расслабляющие поглаживания, стимулировать безусловные рефлексы грудничка. Но только профессиональный детский массажист способен глубоко проработать мышцы и суставы без нанесения вреда здоровью.

Во время массажа новорожденному все манипуляции должны проводиться с особой осторожностью без надавливания и применения силы.

Не рекомендуется проводить массаж перед или сразу после кормления, промежуток должен составлять не менее 60 минут.

Лучше делать массаж для грудничка перед сном, поскольку он оказывает расслабляющее действие.

Ни в коем случае не стоит делать массаж против желания грудничка: если ребёнок капризничает и раздражителен, имеет смысл перенести сеанс массажа.

Автор: Мартынова Наталья Эдуардовна,
медицинская сестра по массажу

Ожоги – очень распространённая травма у детей. Чтобы их избежать, соблюдайте следующие правила:

1) держите детей подальше от горячей плиты, пищи и утюга;

2) устанавливайте на плиту кастрюли и сковородки ручками вовнутрь плиты, чтобы дети не могли опрокинуть на себя горячую пищу. По возможности блокируйте регуляторы газовых горелок;

3) держите детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард;

4) убирайте в абсолютно недоступные для детей места легковоспламеняющиеся жидкости, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды;

5) причиной ожога ребенка может быть горячая жидкость (в том числе еда), которую взрослые беззаботно оставляют на краю плиты, стола или ставят на пол. Необходимо убрать со стола, на котором стоит горячая пища, длинные скатерти – ребенок может дернуть за их край и опрокинуть пищу на себя;

6) возможны ожоги во время купания ребенка, когда его опускают в ванну или начинают подмывать из крана, не проверив температуру воды;

7) маленький ребенок может обжечься и при использовании грелки, если температура воды в ней превышает 40-60 С;

8) оберегайте ребенка от солнечных ожогов, солнечного и теплового «удара».

Кататравма (падение с высоты) – в 20% случаев страдают дети до 5 лет – нередкая причина тяжелейших травм, приводящих к инвалидизации или смерти. Дети не умеют летать! Чтобы избежать этого, соблюдайте следующие правила:

1) не разрешайте детям «лазить» в опасных местах (лестничные пролеты, крыши, гаражи, стройки и др.);

2) устанавливайте надежные ограждения, решетки на ступеньках, лестничных пролетах, окнах и балконах;

3) помните: противомоскитная сетка не спасает в этой ситуации и может только создать, ложное чувство безопасности;

4) открывающиеся окна и балконы должны быть абсолютно недоступны детям;

5) не ставьте около открытого окна стулья и табуретки – с них ребенок может забраться на подоконник.

Утопление - в 50% случаев страдают дети 10-13 лет из-за неумения плавать. Чтобы их избежать, соблюдайте следующие правила:

1) взрослые должны научить детей правилам поведения на воде и ни на минуту не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоемов;

2) дети могут утонуть менее чем за две минуты даже в небольшом количестве воды – обязательно и надежно закрывайте колодцы, ванны, бочки, ведра с водой и т.д.;

3) учите детей плавать, начиная с раннего возраста;

4) дети должны знать, что нельзя плавать без присмотра взрослых;

5) обязательно используйте детские спасительные жилеты соответствующего размера при всех вариантах отдыха на открытой воде (лодки, плоты, водные велосипеды, «бананы», катера, яхты и т.д.).

Удушье – в 25% случаев асфиксией бывает у детей в возрасте до года из беспечности взрослых: аспирация пищей, прижатие грудного ребенка к телу взрослого во время сна в одной постели, закрытие дыхательных отверстий мягкими игрушками и т.д. Чтобы избежать этого, соблюдайте следующие правила:

1) маленьким детям нельзя давать еду с маленькими косточками или семечками;

2) нужно следить за ребенком во время еды. Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки – это признаки проблем с дыханием и возможно удушья, которое может привести к смерти.

Отравления – чаще всего дети отравляются лекарствами из домашней аптечки. Чтобы избежать отравления, соблюдайте следующие правила:

1) лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коком случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты необходимо в местах, совершенно недоступных для детей;

2) отбеливатели, яды для крыс и насекомых, керосин, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Яды могут быть опасны не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду;

3) ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов – дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в абсолютно недоступном для детей месте;

4) следите за ребенком при прогулках в лесу. Ядовитые грибы и ягоды – возможная причина тяжелых отравлений;

5) отравление угарным газом – крайне опасно для детей и сопровождается смертельным исходом в 80-85% случаев – неукоснительно соблюдайте правила противопожарной безопасности во всех местах пребывания детей, особенно там, где есть открытый огонь (печи, камины, бани и т.д.).

Поражение электрическим током:

1) дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки – их необходимо закрыть специальными защитными накладками;

2) электрические провода (особенно обнаженные) должны быть недоступны детям.

Дорожно-транспортный травматизм – дает около 25% всех смертельных случаев. Чтобы избежать этого, соблюдайте следующие правила:

1) как только ребенок научился ходить, его нужно обучать правильному поведению на дороге, в машине и общественном транспорте, а также обеспечивать безопасность ребенка во всех ситуациях;

2) детям дошкольного возраста особенно опасно находиться на дороге – с ними всегда должны быть взрослые;

3) детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом;

4) детей нельзя сажать на переднее сидение машины;

5) при перевозке в автомобиле необходимо использовать специальные кресла и ремни безопасности;

6) на одежде ребенка желательно иметь специальные светоотражающие нашивки.

Несчастные случаи при езде на велосипеде – являются распространённой причиной смерти и травматизма среди детей среднего и старшего возраста. Чтобы избежать этого, соблюдайте следующие правила:

1) учите ребенка безопасному поведению при езде на велосипеде;

2) дети должны в обязательном порядке использовать защитные шлемы и другие приспособления.

Травмы на железнодорожном транспорте – нахождение детей в зоне железнодорожной дороги может быть смертельно опасно. Строжайшим образом запрещайте подросткам кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов. Так называемый «зацепинг» - это практически гарантированное самоубийство. Помните сами и постоянно напоминайте детям, что строго запрещается:

1) посадка и высадка на ходу поезда;

2) высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров на ходу поезда;

3) оставлять детей без присмотра на посадочных платформах и в вагонах;

4) выходить из вагона на междупутье и стоять там при проходе встречного поезда;

5) прыгать с платформы на железнодорожные пути;

6) устраивать на платформе различные подвижные игры;

7) бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего или уходящего поезда, а также находиться ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки;

8) подходить к вагону до полной остановки поезда;

9) на станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь;

10) проходить по железнодорожным мостам и тоннелям, не приспособленным для перехода пешеходов;

11) переходить через железнодорожные пути перед близко стоящим поездом.

Уважаемые родители, помните – дети чаще всего получают травму (иногда смертельную) по вине взрослых!

Автор: Мария Александровна Скорописова, 
заведующий отделением

Важную роль в формировании и развитии личности человека играет семья. Личность ребёнка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность.

Семья приобщает ребенка к разным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, творческой, образовательной, коммуникативной. Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции продолжают родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.

Семейные традиции необычайно важны детям. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.

Чем счастливее традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у детей и в дальнейшей жизни. К примеру, традиция читать на ночь, поскольку любовь к чтению формируется в раннем детстве. Также хорошей традицией является празднование дней рождения и др.

Таким образом, семейные традиции повышают интеллектуальный уровень детей. Главное, чтобы традиции приносили счастье и интерес всей семье.

Автор: Киреева Наталья Сергеевна,
психолог стационарного отделения

Хирурги располагают тревожной статистикой. Среди общего числа людей, получивших ожоги, более 30-35 % составляют дети, а почти половина из них совсем маленькие – до 3-х лет.

Чем меньше ребенок, тем большую опасность для него представляет ожоговая травма. Даже поверхностные ожоги, если они обширны, всегда угрожают жизни детей, а ограниченные глубокие ожоги нередко приводят к инвалидности с раннего возраста. На местах глубоких ожогов, особенно на пальцах рук и стоп и в области крупных суставов возникают грубые румбы, которые ограничивают движения, нарушают кровообращение, препятствуют нормальному развитию ребенка. Ликвидировать эти тяжелые последствия не всегда удается и с помощью многократных хирургических операций.

Маленькие дети чаще всего обжигаются горячими жидкостями - молоком, чаем, супом, водой. Дети не могут оценить угрозу, которую таят огонь, горячие жидкости, химические вещества, электричество. Пресечь опасные игры, предупредить беду обязаны взрослые.

Если несчастье всё же случилось, и ребенок получил ожог, не занимайтесь самолечением. Не смазывайте поврежденные участки кожи никакими мазями и жирами. Не применяйте никаких домашних средств. Нужно вызвать скорую помощь и незамедлительно доставить ребенка в лечебное учреждение.

Автор: Дуюнова Татьяна Сергеевна,
медицинская сестра по физиотерапии