Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

 

Сенсорные игры позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения и вызвать ребенка с расстройством аутистического спектра на контакт. Детей больше привлекают именно сенсорные свойства предметов и игрушек: яркие цвета, необычный запах, гладкая или шероховатая поверхность, звуки, которые издают предметы. Сенсорные игры делятся на несколько видов: - игры, которые направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; - игры, с помощью которых знакомим ребенка с окружающей действительностью. К сенсорным играм относятся игры с водой, песком, крупами, игры с газетами или журналами, игры с прищепками, игры с ватой.Сенсорные игры могут быть двигательными, к ним можно отнести ходьбу по сенсорной дорожке с различными наполнителями. Отличным вариантом сенсорной игры послужит сенсорная коробка. Сенсорная коробка - это емкость с любым наполнителем. Она дает возможность ребенку расширить свой тактильный опыт - он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть. Кроме сенсорных коробок полезным будет использование контейнеров, органайзеров для сортировки различных круп или макаронных изделий. Сортировать можно по цветам, форме и размерам. А крупы и фасоль, например, можно использовать для выкладывания узоров, букв, цифр. В ходе сенсорных игр ребенок получает новую информацию, что способствует расширению его представлений об окружающем мире.

Автор: Киреева Наталья Сергеевна,
психолог стационарного отделения для инвалидов

С момента появления ребенка на свет он проделывает массу артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью. К этим движениям постепенно добавляются диффузные звуки - бормотание, лепет. Это первый этап в развитии речи ребенка.

Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения. Чтобы проблема с речью у ребенка в дальнейшем его развитии не возникала, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы голоса, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом акте. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо.

С помощью правильно подобранного комплекса артикуляционных упражнений с детьми начинается преодоление уже сложившегося нарушения звукопроизношения.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных, правильных, определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков-фонем и помогает коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза.

В начале коррекционного процесса артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, как работает его артикуляторный орган в момент выполнения того или иного упражнения.

Выполнение артикуляционных движений - автоматизированный навык. Ребенку, у которого есть проблемы со звукопроизношением, необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Заниматься нужно ежедневно по 5-7 минут, по возможности утром и вечером.

Проводить артикуляционную гимнастику необходимо с учетом возраста и особенности ребенка. Упражнения не должны доводить артикуляционный орган до переутомления (первым признаком утомления является снижение качества движения и показателем к временному прекращению упражнений).

В работе по развитию и укреплению мышц артикуляционного аппарата в БУ «Няганский реабилитационный центр» логопеды используют различные методики: Л. А. Комаровой, Н. С. Жуковой, Т. А. Датешидзе и других авторов. При этом необходимо не забывать об индивидуальных особенностях и возможностях ребенка, использовать педагогическую интуицию, и, конечно, включать в активную работу родителей – самых лучших помощников логопеда.

Подготовил: Уткина Наталья Александровна,
логопед отделения социальной реабилитации и абилитации

Механотерапия представляет собой комплексное индивидуальное занятие с применением методик кинезотерапии и лечебной физкультуры.

Механотерапия - это использование физических упражнений в лечебных целях с помощью специальных аппаратов и приборов (тренажеров). Механотерапия позволяет быстрее восстанавливать двигательную функцию.

Механотерапия улучшает метаболические процессы, способствует улучшению как общего, так и местного кровообращения, восстанавливает утраченную двигательную функцию и повышает общий тонус организма.

В БУ «Няганский реабилитационный центр» в зале ЛФК имеются необходимые тренажёры для реабилитации опорно-двигательного аппарата:

1) при помощи беговых дорожек происходит восстановление нарушенных вследствии неврологических заболеваний функций опорно-двигательного аппарата, а также при травмах, ампутациях, переломах, ревматических заболеваниях, послеоперационного периода;

2) велотренажер хорошо тренирует мускулатуру ног, улучшая подвижность суставов, прочность связок и их устойчивость по отношению к травмам. Тренировки на этом тренажере способствуют развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что является отличной профилактикой многих заболеваний (в первую очередь сердечных), а также увеличивает общую тренированность организма и его «жизненной мощности»;

3) занятия на гребном тренажёре – высокоэффективные тренировки, имитирующие действия гребца в лодке. Упражнения ускоряют работу сердца, полезны для сосудов и мышц.

Таким образом, местное воздействие при работе на тренажёрах ограничено, поэтому механотерапия является дополнением к лечебной гимнастике. А в совокупности они дополняют друг друга и несут положительный оптимальный эффект.

Автор: Пастухов Алексей Николаевич,
инструктор по лечебной физкультуре

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения. Существуют определенные методы, направленные на восстановление этой важной функции.

Например:

1. Глубокий вдох через нос и продолжительный выдох через рот. Под счет 1-5

2. «ЗАМОРОЗИМ ПОДБОРОДОК» - втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.

3. «ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ» - растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.

Повторить упражнения 2, 3 с дополнением: шепотом произносить слог ФА на одном усиленном выдохе.

4. «ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ» - руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см ото рта, дуть теплым воздухом на ладони.

Повторить упражнение 4 с дополнением: шепотом на одном усиленном выдохе произносить слог ХА.

5. Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О) Ы, И.

Последовательность произнесения может меняться. В течение нескольких дней звуки проговариваются вместе со взрослым, но обязателен контроль положения артикуляционной позы (губ) в зеркале.

В дальнейшем (через неделю, две, месяц...) участие взрослого сводится только к беззвучному показу ребенку артикуляционной позы гласного звука. Ребенок отгадывает и самостоятельно произносит.

Автор: Юлия Викторовна Вахтерова,
логопед

Источники: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/04/13/konovalenko-vv-konovalenko-sv-artikulyatsionnaya-palchikovaya;

http://logoped418resh.blogspot.com/p/blog-page_5580.html

— Одежда и обувь должны быть достаточно свободными, не должны сковывать движений и препятствовать нормальной циркуляции крови.

— Одевайтесь многослойно, в одежду из натуральных тканей. Прослойки воздуха между слоями одежды помогают сохранять тепло. В обувь, по возможности, вложите дополнительные войлочные или меховые стельки.

— Защитите кожу лица и рук! Перед выходом на улицу используйте специальный защитный крем.

— Откажитесь от курения на морозе! Под воздействием никотина сужаются периферические сосуды, и, следовательно, возрастает вероятность холодовой травмы конечностей.

— Алкоголь не согревает! Давая кратковременную иллюзию тепла, он расширяет кровеносные сосуды, тем самым увеличивая общую теплоотдачу организма. Кроме того, при алкогольном опьянении внимание рассеивается, и первые признаки обморожения остаются незамеченными.

— Выходя на улицу, обязательно защитите от холода голову и шею! Шапка и шарф строго обязательны. Голова и шея – зоны с высокой теплоотдачей, они активно кровоснабжаются и имеют очень тонкий слой жировой прослойки. Подвергая голову и шею воздействию холода, вы способствуете общему переохлаждению организма.

— Варежки защищают от мороза лучше перчаток. Выбирайте варежки из не продуваемой и влагоотталкивающей ткани с мехом внутри. Перчатки из натуральных материалов при всех достоинствах, от мороза не спасают.

— Снимите металлические украшения на участках тела, контактирующих с холодным воздухом (серьги, кольца, браслеты).

— Во время пребывания на морозе через каждые 20-30 минут заходите в обогреваемое помещение на 5-10минут для согревания и само осмотра (убедитесь в отсутствии первых признаков обморожения на замерзших участках тела).

— Не допускайте повторного охлаждения обмороженного места, это вызывает более серьезные повреждения кожи!

—Защищайтесь от ветра — вероятность обморожения при воздействии ветра значительно выше!

— Особенно внимательны будьте к пожилым людям и детям! Особенности терморегуляции делают людей этих возрастных категорий крайне чувствительными к воздействию низких температур!

Автор: Ирина Дильшадовна Попова,
инструктор-методист по лечебной физкультуре

Источники:https://onkolog-rf.ru/medikamenty-pri-profilaktike-i-lechen/;

http://37.rospotrebnadzor.ru/document/7008/