Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский

Дошкольным возрастом, согласно наиболее распространённой в отечественной психологии периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, считается возраст ребенка от 3 до 7 лет.

Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а также средство развития, благодаря которому формируются двигательные, познавательные, коммуникативно-речевые и другие навыки, необходимые ребенку.

А.В. Луначарский отмечал особое значение игры в развитии детей: "Неправда, будто игра не серьезна. Для ребенка серьезна любая игра. Ибо, играя, он живет. Он только тогда и живет, только тогда и упражняется, только тогда растит душу и тело, когда играет".

Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, овладевает нормами поведения, осуществляет свои стремления, учится общаться со сверстниками, открывает в себе новые возможности. Это лучший способ развития положительных качеств у детей, так как игра более привлекательна и дети занимаются ей с удовольствием. Игра должна организовываться, во-первых, как совместная деятельность взрослого с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр. Естественное эмоциональное поведение взрослого, принимающего любые детские идеи, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра сохраняется как свободная самостоятельная деятельность детей, в которой они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом.

Игра развивает у ребенка любознательность, пробуждает интерес к победе, а отсюда появляется желание быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры

Используемая литература:

1. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пос. для студентов вузов – М.: Академия, 2008.

2. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо, 2006.

3. https://www.maam.ru/detskijsad/igra-veduschaja-dejatelnost-doshkolnikov.html

Автор: Марина Валерьевна Старикова,
психолог

Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления; зрительно-моторной и пространственной координации.

Нейропсихологические игры улучшают внимание, память, активизируют мыслительную деятельность ребенка и формируют произвольную регуляцию поведения, а так же развивают мелкую моторику рук.

С целью психопрофилактической работы использую следующие нейропсихологические игры:

1. Упражнение «Фонарики»: вытянутые пальцы рук лежат на столе. Сначала сгибается одна рука в кулак, другая при этом вытянута. Потом положение рук интенсивно меняется.

2. Пальчиковая гимнастика «Мышка»: мышка в норку пробралась, (делаем двумя ручками крадущиеся движения), на замочек заперлась. (слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками). В дырочку она глядит, (делаем пальчиками колечко), на заборе кот сидит! (прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками).

3. Психомоторная игра на согласование движений рук «Игрушечная рыбалка»: взрослый предлагает ребенку опустить руки в игрушечный пруд (чашку) и выловить игрушки, соблюдая очередность движений рук (правой/левой рукой). Вспомогательные материалы: небольшая пластиковая чашка с водой, набор маленьких игрушек (10 штук), бумажные полотенца.

4. Пальчиковая игра-гимнастика «Кулачок-ладошка»: взрослый предлагает ребенку выбрать игрушку, которая больше всех ему нравится, подержать ее на раскрытой расслабленной ладони. Затем просите ребенка как можно сильнее сжать игрушку в кулачке. Фиксировать напряжение в кулаке не более 5 секунд, затем раскрыть кулак – расслабить кисть. Повторить упражнение по тем же правилам с другой рукой. Чередовать позиции рук 2-3 раза Вспомогательные материалы: маленькие игрушки разного цвета и формы.

5. Самовыражение в цвете «Нарядное платье для бабочки»: взрослый предлагает ребенку «одеть» бабочку в нарядное платье – раскрасить её, используя пальчики правой/левой руки.

6. Игра-психографика «Одинаковые пуговицы»: задание выполняется одновременно двумя руками. Взрослый предлагает ребенку:

- обвести пуговицы по пунктирной линии от точки в заданном направлении;

- раскрасить пуговицы цветными карандашами или восковыми мелками.

Эти и другие нейропсихологические игры можно использовать как специалистам в своей работе, так и родителям в домашних условиях. Играйте вместе, показывайте ребенку пример – выполняйте задания вместе с ним!

Автор:Старикова Марина Валерьевна,
психолог

Самооценка – это отношение человека к самому себе. Самооценка начинает формироваться очень рано, но с возрастом претерпевает множество изменений. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

Для детей дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, т.к. в этом возрастном периоде детям присущ так называемый эгоцентризм.

Огромное влияние на этот процесс оказывают родители. Очень важно, как мама и папа общаются с ребенком, как создают среду, благотворную для развития их неповторимой личности, помогают интеллектуальному и нравственному росту. Если родители словами и делами поддерживают ребенка, показывают, что верят в них, в их способность принимать самостоятельные решения, помогают развитию творчества, то дети становятся активными и уверенными, не боятся ошибиться. Как правило, у этих детей выявляется высокая самооценка. И наоборот, если родители часто ограничивают и критикуют, проявляют недовольство, делают много замечаний, то своими негативными воздействиями заставляют ребенка погрязнуть в неудачах, потерять веру в собственные силы, приобрести страх сделать что-то не так. У таких детей формируется заниженная самооценка.

Неуверенного ребенка всегда видно: он безынициативен, боится брать на себя ответственность, тревожен, зависим от мнения окружающих, особенно значимых для него взрослых.

Если родители заметили у своего ребенка выше перечисленные симптомы, которые свидетельствуют об его эмоциональном неблагополучии, то, следует позаботиться о повышении его самооценки и придерживаться следующих правил:

Чаще хвалите ребенка.

Не важно, есть ли для этого веские основания – ребенок должен чувствовать, что есть вещи, которые он выполняет хорошо. Например: «Ты уже съел всю кашу! Какой молодец!» - утром помогут сохранить позитивный настрой. «Перехваленных» детей не бывает, поэтому не бойтесь перестараться.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми.

«Катя умеет одеваться сама, а ты нет. Тебе не стыдно?» – такие фразы часто слышат дети в свой адрес, а ведь именно они формируют заниженную самооценку.

В конфликтных ситуациях избегайте перехода на личности.

Не «ты плохой!», а «ты плохо поступил, но я все равно тебя люблю. Давай подумаем, что помешало тебе поступить правильно» - такой подход поможет ребенку не только жить с осознанием того, что он как личность остается ценным и любимым, но учит рефлексии – ребенок задумывается о себе и формирует новые поведенческие модели.

Чаще обращайтесь к ребенку за советом и помощью.

«Посоветуй, пожалуйста, что сегодня приготовить: борщ или щи?», «давай вместе помоем овощи, твоя помощь мне очень важна!». Вообще, важно относиться к ребенку, как к равному, тогда и он будет чувствовать это отношение, и поверит в собственные силы.

Будьте осторожны с наказаниями.

Ребенок всегда должен понимать, за что его наказывают. Будьте последовательны в наказаниях, наказывайте только за серьезные проступки, а не за ситуации, когда малыш старается изо всех сил, а у него не получается.

Чаще проявляйте к ребенку внимание и свою любовь.

Такое простое, казалось бы, правило, а ведь множество детей искренне чувствуют себя недолюбленными. Телесный контакт также очень важен – обнимайте, целуйте, гладьте по голове, держите за руку.

Поддерживайте инициативу ребенка.

Даже если дошкольник решил стать космонавтом, поддержите его, сводите в планетарий. Скорее всего, через неделю он забудет об этом желании, но осознание того, что в него верят, останется.

Реагируйте сами на собственные успехи и неудачи адекватно.

Ребенок всегда равняется на родителей, а значит, именно вы являетесь для него главным авторитетом и примером для подражания. Если он видит адекватную реакцию в той или иной ситуации, то будет стараться, пусть и неосознанно, поступать так же. Для демонстрации такого поведения отлично подходят настольные игры – там малыш наглядно видит, кто выиграл, а кто проиграл и как отреагировал на свою неудачу.

Автор: Любовь Константиновна Снигирева,
психолог

«Каждый человек, независимо от состояния здоровья,
наличия физического или умственного недостатка,
имеет право на получение образования,
качество которого не отличается от качества образования,
получаемого здоровыми людьми»

Одна из наиболее острых проблем образования в настоящее время – организация совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и их нормально развивающихся сверстников в условиях массовой школы. Все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками.

Каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель интегрированного обучения, сохраняя нужную специализированную психолого-педагогическую помощь.

Концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах интеграции:

- ранняя коррекция;

- обязательная коррекционная помощь каждому ребенку;

- обоснованный отбор детей для интегрированного обучения.

Первый принцип – раннее выявление отклонений – раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых лет жизни позволяет достигать принципиально иных результатов в развитии ребенка. От 15-20% до 100% интеллектуально сохранных детей, имеющих разные отклонения в развитии, способны, благодаря ранней коррекционной помощи, впоследствии успешно обучаться в массовой школе.

Второй принцип – обеспечение медико-психолого-педагогическим сопровождением каждого интегрированного ребенка. Необходим подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом уровня его психофизического и речевого развития.

Третий принцип - обоснованный отбор детей для интегрированного обучения. Признавая важность и значимость интеграции как инновационного процесса в системе образования, важно отметить те негативные тенденции, которые связаны с невозможностью интеграции всех детей в широкое социокультурное пространство.

В процессе интегрированного образования, выделяют следующие модели интеграции:

- постоянная полная

- постоянная неполная

- постоянная частичная

- эпизодическая

Постоянная полная интеграция предполагает обучение ребенка с тем или иным нарушением в развитии на равных со здоровыми сверстниками в одних дошкольных группах.

Постоянная неполная интеграция может быть эффективна для тех детей, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систематической и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне со всеми детьми, а также проводить с ними большую часть внеклассного времени.

Постоянная частичная интеграция может быть полезна тем, кто способен наравне со своими сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени.

Эпизодическая интеграция, ориентирована на специальные дошкольные и школьные учреждения, которые ограничены в возможностях проведения целенаправленной работы по совместному воспитанию и обучению своих воспитанников.

Таким образом, интеграция в общество человека с ограниченными возможностями здоровья, на данный момент, означает процесс и результат предоставления ему всех прав и реальных возможностей участвовать во всех видах социальной жизни общества наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отставание в развитии и ограничения возможностей жизнедеятельности. Следовательно, интегрированное обучение, создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка, которые реализуются в зависимости от структуры дефекта, психофизических, психологических особенностей лечения в условиях определенных моделей интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей (постоянная полная, постоянная неполная, постоянная частичная, временная частичная и эпизодическая).

На основе работ: Волкова Л.С. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе; Малофеев Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения; Назарова Н.М. Понятие интеграция в специальной педагогике; Никитина М.И. Проблема интеграции детей с особенностями развития; Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики; Шипицына, Л.М. Экскурс в историю интеграции.

Автор: Наталья Николаевна Рогозина,
логопед

Огромную радость детям доставляет театр. Дети - благодарные слушатели и зрители. Можно показать ребенку небольшой спектакль – игру дома, а не вести его в театр. Домашние спектакли позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.

Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, учат искренне сопереживать героям. Через игру ребенок не только распознает эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передает с помощью выразительных средств разнообразные эмоции. Как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! Можно с ребенком обыграть потешку, отрывок из сказки, становясь медведем, маленьким зайчиком или хитрой лисой. Такие совместные развлечения играют большую роль в создании доверительной, творческой атмосферы в семье.

Игры-драмматизации - это особые игры, в которых ребёнок разыгрывает знакомый сюжет или придумывает новый. В такой игре ребёнок создаёт свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения, озвучивает героев, придумывает историю. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности. Всё это очень важно для познавательного и эмоционального развития ребенка. Для таких игр необходимы особые игрушки - артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы.

Театр двух кукол - самый простой вариант игры-драматизации в домашних условиях. Игрушечные артисты могут танцевать, прыгать, играть в прятки и догонять друг друга. Для такого театра потребуется всего лишь две игрушки. А чудо, которое возникает у ребёнка на глазах, стоит ваших усилий!

Большой популярностью пользуется у детей пальчиковый театр. Он полезен для развития мелкой моторики рук, а с 5–6 лет постепенно готовит руку ребенка к письму. С самого раннего возраста можно показывать ребёнку спектакли на пальчиках. В продаже есть специальные пальчиковые куклы из ткани, дерева. Такие игрушки можно изготовить самостоятельно, используя связанный крючком напальчник и пришив к нему маленькую мягкую игрушку. Наденьте сначала на свой палец одну куколку и разыграйте с ней простой сюжет, любимую сказку. Пальчик-персонаж шевелится, танцует, общается с вами и малышом, создавая ощущение того, что он живой актёр.

К театру, доступному в домашних условиях, относится театр ложек. Куклы театра ложек – это ложки (деревянные или пластиковые), на вогнутой стороне которых изображено лицо героя. Из ткани, ленточек, ниток, бусин сделаны остальные части героя (уши, лапы, хвост, прическа, головные уборы), а одежда для них - платье в виде конуса накрывает ручку ложки, тем самым, скрывая руку кукловода.

Дети очень любят настольно-плоскостной или объёмный театр. Сейчас в продаже можно найти большое количество вариантов такого театра. Это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Играя, ребёнок с удовольствием озвучивает всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать к каждому герою (ветру, дереву, волшебным феям) свой неповторимый голос. Такая игра развивает воображение, речь и голосовой диапазон ребёнка.

Играя, ребёнок забывает о реальном мире, в котором он живёт. Всё его сознание устремляется в мир фантазии и сказки!

Автор: Ирина Юрьевна Ужегова,
специалист по комплексной реабилитации