Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Человеку свойственны естественные способы регуляции, которые включаются сами собой – это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя использовать непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация.

Естественные приемы регуляции, которыми бессознательно пользуются специалисты:

- смех, улыбка, юмор;

- размышления о хорошем, приятном;

- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

- наблюдение за пейзажем за окном;

- рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных для человека вещей;

- мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

- вдыхание свежего воздуха;

- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Попробуйте задать себе вопросы: Что помогает вам поднять настроение, переключиться? Что я могу использовать из вышеперечисленного?

Мысленно, а лучше на бумаге, составьте перечень этих способов.

Подумайте, какие из них вы можете использовать сознательно, когда чувствуете напряженность или усталость.

Смейтесь! Улыбайтесь! Как можно чаще! Давно известно, что смех - лучшее лекарство, которое особенно хорошо действует против стресса. Когда Вы смеетесь, отдыхают лицевые мышцы, падает эмоциональное напряжение, появляется положительное ощущение перспективы.

Избегайте уединения с проблемами. Не бойтесь объявлять окружающим ни о том, что у вас есть проблемы, ни о том, в чем, собственно, они заключаются. Не лишайте себя дружеской поддержки, возможности понять и принять другую точку зрения. Люди, которые имеют много друзей, оказываются в более выгодном положении: им легче выстоять в трудных жизненных ситуациях. Причина это или следствие, но социальная изоляция часто ведет к депрессии и даже суициду. Упражнения на освоение навыков самозащиты и саморегуляции

Способы, связанные с управлением дыханием

 Способ № 1: представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

 Способ № 2: это упражнение можно делать в любом месте – на работе, в общественном транспорте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длительнее вдоха).

2. Закройте глаза. Снова посчитайте от десяти до одного, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и, наконец, исчезает напряжение.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс.

Через неделю начинайте считать от 20 до 1, еще через неделю от 30 и так до 50.

 Способ № 3: этот комплекс очень прост и эффективен.

1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте - тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

 Способ № 4: если обстановка вокруг Вас накалена, и Вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на рабочем месте или за столом совещаний практически незаметно для окружающих.

 Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног (на счет 1, 2, 3). Затем расслабьте их (на счет 1, 2, 3).

 Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

 Напрягите и расслабьте икры.

 Напрягите и расслабьте бедра.

 Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

 Напрягите и расслабьте живот.

 Расслабьте спину и плечи.

 Расслабьте кисти рук.

 Расслабьте шею.

 Расслабьте лицевые мышцы.

Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда Вам покажется, что Вы медленно плывете, - Вы полностью расслабились.

Расслабляйтесь в любых ситуациях, как только почувствуете, что всё идёт не так.

Автор:Старикова Марина Валерьевна,
психолог

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Основные формы жестокого обращения с детьми:

1) физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений;

2) сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды;

3) психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

- угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;

- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

Четыре заповеди мудрого родителя:

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш

Вася клеит бумажные кораблики, знает «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Три способа открыть ребёнку свою любовь:

1. Слово - называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение - иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

3. Взгляд - не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

Автор:Мария Александровна Скорописова,
заведующий отделением

Вряд ли кто-либо из больных артрозом припомнит день, когда болезнь впервые заявила о себе. Лёгкое похрустывание коленных суставов и некоторая скованность движений после сна или длительного сидения, как правило, не настораживают. Стоит лишь слегка размяться и неприятные ощущения исчезают. Но со временем периоды комфортного состояния становятся всё короче. И однажды человек вдруг замечает, что полностью разогнуть колено он уже не может - больно.

Действуя по принципу «клин клином вышибают», многие отправляются на беговую дорожку или в тренажёрный зал, чтобы «размят косточки». Но чаще всего эффект получается обратный - наступает хромота. В чём же дело?

Для профилактики заболевания коленных суставов применяются специальные упражнения. Основная цель ортопедического лечения артроза – разгрузить больной сустав, расслабить рефлекторно сокращённые мышцы бедра и голени. Известно, что наиболее частая причина артроза - это травма или неоднократные ушибы, которые приводят к кровоизлиянию в суставы. Сначала происходят дегенеративные изменения в хряще, при которых он истончается, растрескивается, обезвоживается и, как следствие, теряет свои амортизационные качества. Потом изменения происходят в окружающих хрящ тканях, претерпевает изменения кость, мышцы постоянно находятся в напряжённом состоянии.

При лечении следует помнить, что хрящ не любит монотонную нагрузку, когда человек долгое время стоит у станка или сидит за компьютером. Вредны для хряща и толчковые резкие нагрузки. Вот почему упражнения, связанные с отягощением, и занятия на велотренажёре при артрозе противопоказаны. Для улучшения подвижности суставов очень полезно заниматься плаванием, а если бассейна поблизости нет, можно ходить на лечебную гимнастику и регулярно делать массаж мышц ног.

Лечение включает в себя лечебную физкультуру, укрепляющую мышцы. Большинство упражнений лечебной гимнастики достаточно просты: их можно выполнять утром, не вставая с постели. Сначала, лёжа на спине, подвигайте пальцами ног, проделайте круговые вращения стопой, сгибайте и разгибайте ноги в коленях, сделайте упражнения «ножницы» и «велосипед».

Кроме этого рекомендуется спать на жёсткой поверхности, поскольку при этом происходит наиболее полное расслабление мышц, суставы за ночь отдыхают и восстанавливаются.

Будьте здоровы!

Автор: Пастухов Алексей Николаевич,
инструктор по лечебной физкультуре

В БУ «Няганский реабилитационный центр» проводится комплексная диагностика и реабилитация детей с различными проблемами развития. При задержке речевого развития реабилитация носит комплексный характер, подбирается индивидуально для каждого ребенка. При этом избирательно активируются речевые, моторные, сенсорные или когнитивные центры. Медикаментозная составляющая, подобранная индивидуально, повышает темп прогресса у таких детей. Массаж при задержке речевого развития - важный элемент в лечении ребенка. Существует несколько способов массажа и каждый из них стимулирует определенную зону. Какой нужно делать массаж ребенку при задержке речевого развития? Все виды массажа можно разделить на несколько категорий:

1. Логопедический массаж;

2. Массаж ладошек и рук;

3. Массаж лица - это лоб, щеки, рот и подбородок;

4. Массаж воротниковой зоны.

Довольно эффективно справляется с задержкой речевого развития массаж ладошек. Обычно его проводят самостоятельно родители или дети. Разделить его можно на активный и пассивный. Пассивный выполняется родителями или доктором, в результате массажа прорабатываются участки на ладонях и пальцах детей. Массируется как наружная, так и внутренняя часть ладони, а также область до локтя. Достаточно всего 15 минут, чтобы размять эти зоны. Для того, чтобы ребенок спокойно воспринимал выполнение массажа, его осуществляют в игровой форме, дополняя стихами и потешками.

При задержке речевого развития довольно эффективным является массаж шеи, лопаток, ключиц. Его назначают не только для стимуляции, но и общего улучшения состояния организма. Частой причиной задержки речевого развития является родовая травма, а также зажатие нерва в области шеи. Массаж позволяет улучшить кровообращение в области головного мозга, тем самым стимулировать развитие речевого аппарата. В ходе массажа все мышцы, а также мозг насыщаются кислородом.

Как проводится массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития. Обычно сеанс массажа не очень длительный, всего 20 минут. Обратите внимание, что он выполняется без боли и сильного надавливания. Состоит примерно из 20 сеансов. Рекомендуется повторять через 2 месяца. При выполнении массажа ребенка выкладывают на живот, руки при этом находятся вдоль туловища. Начинается массаж с легких поглаживаний, движений сверху вниз, в области шеи.

После можно усилить нажим и выполнять растирающие движения в этой зоне, но уже тремя фалангами пальцев. Далее проводится массаж мышцы, которая находится между шеей и плечами. Необходимо прорабатывать не только шею, но и верхнюю часть спины.

Стоит отметить, что довольно полезным является логопедический, речевой массаж, но, чтобы он давал хороший результат, его стоит комбинировать с дыхательной и голосовой гимнастикой.

Необходимо, чтобы массаж у ребенка ассоциировался не с чем-то болезненным, а с приятными манипуляциями. Существует масса техник, которые будут восприниматься ребенком не как лечение и процедуры, а развлечения, игры.

Автор:Ирина Викторовна Глотко,
медицинская сестра по массажу

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Дети подражают родителям в манере обращаться с окружающими, поступках, трудовых действиях. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

У детей 3-4 лет еще недостаточно развито умение самостоятельно организовать свою игровую деятельность и взаимодействовать со сверстниками. Малыши обычно катают машинку взад-вперёд, не находя ей большего применения, затем быстро бросают и требуют новую игрушку.

Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения с взрослыми, старшими детьми и ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важнейших способов развития игры маленького ребёнка является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт.

Несколько советов для родителей по организации игры ребенка:

- игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!

- природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности она перестает быть игрой;

- не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не учителя;

- не забывайте о своевременном переходе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет;

- доставьте радость своему ребенку и себе заодно - поиграйте вместе.

Вот несколько примеров развивающих игр для детей дошкольного возраста:

1. «Солнце»: нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребенок, следующий - мама или папа и т.д.) пририсовать к солнцу как можно больше лучей.

2. «Змея»: нарисовать большую змею. Затем нужно разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т.д.

3. «Ежики»: в парке или в лесу насобирать коротких тонких палочек или сухой хвои. Дома из пластилина слепить короткую толстую колбаску и воткнуть в нее собранные палочки: получится ежик.

4. «Тренировка памяти»: на поднос укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка... В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают и ребенок должен отгадать, что под покрывалом? Затем поменяться ролями.

5. «Ветеринарная больница»: мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д.

6. «Кто первый?» Называйте вслух всё, что видите за окном: деревья, автомобили, птицы, дома и т. д. Побуждайте ребёнка указывать и называть разные объекты, а также отыскивать среди них какие-то примечательные (самое большое дерево, грузовая машина).

Уважаемые родители, помните, что в игре ребёнок учится преодолевать трудности, следовательно, у него воспитываются и волевые качества: настойчивость и выдержка. Играть с детьми всегда интересно. Они полны любви, энергичны, шутливы, беззаботны и всегда непредсказуемы в своих действиях и высказываниях. Играя со своим ребенком, вы помогаете ему познавать окружающий мир и чувствовать себя в нём уютно.

Автор:Галина Анатольевна Новоселова,
специалист по комплексной реабилитации