Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух звуки (фонемы), из которых состоит наша речь. Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух - это фундамент для формирования красивой, правильной и чёткой речи.

Одной из главных причин нарушения звукопроизношения является слабо развитый фонематический слух. Именно по этой причине, нужно начинать совершенствовать фонематический слух у ребёнка уже в раннем возрасте, работать нужно обязательно и систематически.

Предлагаем вам несколько упражнений для развития фонематического слуха:

1. «Найди пару»: для этой игры вам понадобятся одинаковые коробочки, внутри которых лежит горох, песок, спички и др. Ребенок должен разобрать одинаково звучащие коробочки по парам.

2. «Найди картинку»: взрослый воспроизводит звукоподражания, соответствующие показываемым картинкам. Далее ребенку дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах:

а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции;

б) без опоры на зрительное восприятие (губы закрываются).

3. «Поймай звук»: взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»). Затем задание усложняется и ребенку предлагается услышать заданный звук в слогах. Ребенок хлопает или топает если слышит звук в слогах. Только после того как игры со звуками и слогами ребенок выполняет без ошибок. Переходим к словам. Взрослый произносит слова с заданным звуком, а ребенок хлопает в ладошки, услышав слово с заданным звуком. Можно «тренироваться» и на стихотворениях. Взрослый читает стихотворение и предлагает назвать слова со звуками «С-СЬ».

Молодого злого пса,

В нос ужалила оса.

- Не скули, - сказал я псу,

- Прогони скорей осу.

Ребенок называет (Пса, нос, оса, скули, сказал, псу, скорей, осу.)

4. «Найди звук»: взрослый говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову предметы, изображенные на них, ты внимательно послушай, и отгадай, какой звук есть во всех этих словах». Затем взрослый показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука [К]: кот, конь, кофта, колесо, кукла, конфета, а ребенок должен ответить: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее он вспоминает названные взрослым слова со звуком [К], и придумывает несколько своих слов с этим звуком. По аналогии подбираются слова с другими звуками.

5. «Какое слово отличается?»: из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок выбирает и называет то слово, которое отличается от остальных. Ком-ком-кот-ком

Канава-канава-какао-канава

Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок и т.д.

Попросим малыша объяснить, что обозначают слова: «Что значит слово миска, и что такое мишка?»

Уважаемые родители!

Регулярно занимайтесь с ребенком, и результат не заставит себя ждать.

Автор:Татьяна Юрьевна Филатова,
логопед