Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Необходимо работать над развитием всех сторон речи, решая задачи формирования правильного произношения, развития грамматически правильной, связной речи. Для того, чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр и упражнений по развитию речи, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Сопоставляя, сравнивая увиденное и услышанное, ребенок совершает первые наблюдения и открытия, учится мыслить и делать выводы. Осваивает первые звуки, звукоподражания, слова. Этот лепет и есть начало речи.

Все новые наблюдения и впечатления кроха накапливает, если активно двигается: бегает по дорожкам, лазает по лесенке на детской площадке, гоняет голубей, рассматривает снежок или букашек, песочек или водичку в луже. Иными словами, двигательная активность юного исследователя становится обязательным условием его речевого и умственного развития.

Как бы вы ни проводили время с ребенком на улице или дома, старайтесь обо всем рассказывать крохе. Подкрепляйте зрительные образы словами, расширяйте круг впечатлений ребенка, обращая внимание на те или иные предметы, их признаки и действия.

Автор: Рогозина Наталья Николаевна,
логопед отделения социальной реабилитации и абилитации

На занятиях по адаптивной физической культуре с целью повышения двигательной активности и улучшения физического развития детей с особенностями развития применяются различные виды тренажеров. Тренажеры – это тренировочные устройства для развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости). Современные тренажеры малогабаритны, легко устанавливаются. Они регулируются, что позволяет использовать их в работе с детьми разного возраста и уровня физической подготовленности. Важно, чтобы дети приобрели определенные двигательные навыки, научились самостоятельно пользоваться тренажерами, овладели приемами страховки. Детские спортивные тренажёры позволяют: - разнообразить физические упражнения, локально воздействующие на отдельные мышечные группы; - улучшить функциональные возможности организма; - проводить подгрупповые занятия с детьми и использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Использование различных тренажеров в работе с детьми позволяет улучшить не только физическую подготовку, но и укрепить здоровье в целом.

 

Автор: Иванова Наталья Сергеевна,
инструктор-методист по адаптивной физической культуре

Ранний возраст является наиболее значимым этапом в развитии моторных функций, познавательной деятельности и речи.

Для того чтобы выяснить, как развивается ребенок, в соответствии с нормативными показателями или отстает в развитии необходима ранняя диагностика.

В Няганском реабилитационном центре можно провести обследование детей в возрасте от 2-х месяцев до 16 месяцев по шкале KID и обследование детей от 1 года 2 месяцев до 3-х лет 6 месяцев по шкале RCDI -2000 с целью оценки актуального уровня развития детей.

Шкала KID и RCDI -2000 - это русские версии Кентской шкалы оценки развития младенцев, разработанной группой сотрудников Кентского университета (США) под руководством профессора Ж. Рейтер.

Выше указанные методики применяются с целью:

1. раннего выявления отставания в развитии;

2. для отслеживания динамики развития детей, отстающих в какой-либо области, за которыми велось регулярное наблюдение;

3. для разработки программ раннего вмешательства с учетом выявленного возраста развития ребенка.

Шкалы KID и RCDI-2000 представляют собой вопросники, составленные по результатам анализа разнообразных типичных форм поведения детей первых лет жизни. Вопросники заполняют родители ребенка или любой человек, который постоянно с ним общается. Никаких специальных знаний для заполнения бланков анкеты не требуется - достаточно внимательно прочесть, правильно понять инструкцию и выбрать соответствующий пункт вопроса шкалы. Затем заполненные анкеты вносятся психологом в компьютер, автоматически обрабатываются и выводятся результаты.

Шкала KID (для детей от 2 месяцев до 16 месяцев) представляет собой вопросник, состоящий из 252 пунктов.

Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 5 областей:

• когнитивная - 52 пункта

• движения - 78 пунктов

• язык - 38 пунктов

• самообслуживание - 39 пунктов

• социальная - 51 пункт

Шкала RCDI-2000 (для детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев) представляет собой вопросник, состоящий из 216 пунктов.

Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 6 областей:

• социальная - 40 пунктов

• самообслуживание - 40 пунктов

• крупные движения - 30 пунктов

• тонкие движения - 30 пунктов

• развитие речи - 41 пункт

• понимание языка - 40 пунктов.

Родители должны осознавать, что ранняя диагностика имеющихся нарушений чрезвычайно важна и в то же время крайне необходима. В настоящее время известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития.

Подготовил: Снигирева Любовь Константиновна,
психолог отделения диагностики разработки реализации программ социально-медицинской реабилитации

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики, является неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы. Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

• улучшить кровоснабжение и нервную проводимость органов артикуляции (губ, языка, щек);

• улучшить подвижность органов артикуляции;

• укрепить мышечную систему языка;

• уменьшить напряжённость органов артикуляции;

• увеличить амплитуду движений языка;

• научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу и тем самым

• подготовить ребёнка к правильному произношению дефектных звуков. Например:

При нарушении свистящих звуков [с], [з], [ц] это упражнения:

«Накажем непослушный язык» (шлёпаем губами по языку) Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «Па-па-па».

«Лопаточка» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.

«Дуем на лопаточку» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть посередине языка. Проконтролировать правильную воздушную струю можно, если дуть в небольшую бутылочку (услышите свист), на вертушку.

«Горка» Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «и-и-и», и язык примет нужное для «горки» положение.

«Ветерок дует с горки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть посередине языка. Воздух должен быть холодным. Если, не меняя положение языка, прикрыть рот, оставить между зубами небольшую щёлку и подуть, то у ребёнка может получиться звук «с-с-с». Все упражнения выполняются под счет сначала от 1 до 5, затем продолжительность увеличивается 1-10. Чтобы ребенку было интересно, устройте соревнования, кто дольше продержит ту или иную артикуляционную позу.

Подготовил: Филатова Татьяна Юрьевна,
логопед отделения дневного пребывания

Для родителей детей от года до трех лет, проблемой является то, что ребенок не понимает слово «нельзя», так как от некоторых запретов зависит жизнь и здоровье малыша, а так же спокойствие мамы. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок раз и навсегда понял, что такое «нельзя» и моментально слушался! В возрасте от года до трех лет у ребенка преобладает наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, ребенок должен это пощупать, потрогать. Ребенок изучает окружающий мир, а делать это он может, только совершая конкретные действия: он должен везде лезть, все хватать, разбирать и собирать, разливать, расплескивать, рассыпать, разбрасывать. Именно так происходит развитие в раннем возрасте.

В этом возрасте малыш подчиняется требованиям взрослого, не понимая их смысла, он только накапливает нравственные представления, такие как «плохо», «хорошо», «можно», «нельзя», начинает соотносить свое поведение. Мама старается объяснить, что и почему нельзя делать. И ждет, что ребенок послушается и перестанет. Но здесь важно помнить про наглядно-действенное мышление, чтобы понять, что значит «нельзя», надо это «нельзя» воплотить в конкретные действия. То есть родитель не просто проговаривает «нельзя делать то-то», но и совершает некие действия (удерживает руку, уводит ребенка в сторону, забирает нежелательный предмет). Именно в этом заключается установление границы - в четком запрете, подкрепленном конкретным действием. И именно эту границу ребенок будет проверять на прочность каждый раз, когда он «с улыбочкой» делает то, что запрещено. А вот если граница будет обозначена криком или шлепком, то такого сигнала и будет ждать каждый раз ребенок. Из-за большой подвижности психики в этом возрасте очень важно многократно повторять действия для формирования стойкой привычки. И даже если такая привычка уже сформировалась, необходимо ее регулярно подкреплять. В связи с этим особую важность приобретает постоянство семейных правил и требований: в одних и тех же ситуациях родители должны реагировать одинаково. То есть если ребенок однажды выполнил запрет, то это не значит, что в следующий раз он его снова выполнит без напоминаний.

В возрасте 3-6 лет у ребенка очень активно развиваются навыки самоконтроля, формируется произвольность поведения, то есть он учится управлять своим поведением, своими реакциями, уже может контролировать себя, учится соблюдать правила и запреты. Теперь на базе жизненного опыта и первоначальных нравственных представлений у ребенка зарождается моральное сознание, он способен понимать смысл правил и запретов, ему становится проще выполнять их, а родителям - договариваться с ребенком.

В 6-7 лет ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство. Но даже в этом возрасте ребенок может испытывать сильные эмоции, встретившись с запретом и ограничением. И это нормально. Не стоит запрещать выражать эмоции, так как это может лишь спровоцировать сопротивление и неприятие правил и запретов.

В процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми психологи учреждения используют психологические игры и упражнения, с помощью которых дети учатся соблюдать правила, слышать и выполнять инструкцию, подражать действиям взрослого.

А так же проводятся индивидуальные консультации с родителями, на которых даются следующие рекомендации:

- формулируйте правила и запреты максимально четко, кратко и однозначно;

- если возможно, вместо запрета дайте альтернативу. Например, вместо «не рисуй на обоях» - «рисуй в альбоме»;

- говорите «нельзя» только по делу, в случаях, когда действия ребенка представляют реальную опасность для него или окружающих;

- будьте последовательными, если что-то нельзя в обычный день, то не делайте исключений и в праздник, или если нельзя дома, то нельзя и в гостях, магазине;

- проявляйте твердость, старайтесь, чтобы ваш голос был твердым и непоколебимым. Ребенок должен заметить изменение интонации голоса и всерьез воспринять то, что вы ему говорите;

- выражайте любовь к ребенку, он должен понимать, что если что-то запрещают, не значит, что его не любят.

Подготовил: Старикова Марина Валерьевна,
психолог отделения социальной реабилитации и абилитации

Использованная литература:

1. Мария Григорян, Екатерина Жаркова «Пойми меня, мама!». Возрастные особенности ребенка до семи лет