Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Если родители регулярно общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат стихи, то речь ребенка развивается своевременно и правильно. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, это тормозит развитие речи.

Важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным тоном, приучите ребенка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослого. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д). Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, приготовление еды, одевание-раздевание, игра, уборка, прогулка, покупка новых игрушек, посещение поликлиники, магазина и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди.

Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (темы: игрушки, одежда, посуда, части тела) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. После того, как он запомнил эти слова, вводите новые слова. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов окружающей жизни. Не упускайте случая обобщить или классифицировать: «медведь и лиса – это животные, а утка и курица - птицы». Гуляя с детьми, обращайте внимание на явления в природе, учите описывать, что Вас окружает, например деревья (Это береза. Посмотри, какой у нее белый ствол. Ветви у березки опущены вниз, а листочки похожи на сердечки) и т.д.

Как можно больше читайте ребенку сказок, после прочтения обязательно побеседуйте с ним, при помощи наводящих вопросов и опорой на иллюстрации, учите ребенка пересказывать. Например: Предложите ребенку трех медведей (игрушку или картинку) – большого, среднего и маленького. Расскажите сказку про трех медведей или вспомните ее вместе. Подражайте голосам медведей. Голоса должны быть разной высоты, низкой, средней, и высокой. Ребенок должен угадать, какому медведю принадлежит тот или иной голос. Таким образом, вы потренируете слуховое восприятие ребенка. Полезно слушать музыку, а старшим ребятам детские радиопередачи. Для достижения результата необходимо заниматься с ребенком каждый день. Ежедневно проводите игры на развитие мелкой моторики. Рисуйте, раскрашивайте, лепите. Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

С детьми старшего возраста очень полезны игры на развитие фонематического восприятия, которые предупредят ошибки на письме, когда Ваш ребенок пойдет в школу. Например: положите на стол разноцветные кружки из картона. «Я буду называть слова, а ты внимательно слушай, если в этом слове есть звук «Б» (К, Г, Р, М, Ш, или какой-нибудь другой), подними, пожалуйста, красный кружок, если нет - подними зеленый. Произносите слова, выделяя голосом нужный звук. Можно поиграть в «слова»: давайте будем придумывать слова, которые начинаются на определенный звук (называете звук), кто придумает больше слов, получит приз. И конечно же игры на формирование и развитие словарного запаса.

Не переутомляйте ребенка! Не перегружайте его информацией! Помните, это может стать причиной заикания. Длительность занятия без перерыва в зависимости от возраста ребенка не должна превышать 10 – 20 минут. Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания ребенка, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз сами повторите образец этого слова. Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

Терпения вам и успехов!

Подготовил: Татьяна Юрьевна Филатова,
логопед отделения дневного пребывания