Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

В сентябре 2019 года в учреждении открыл свои двери кабинет «Биоакустической коррекции головного мозга» (БАК).

Данная методика является разработкой отечественных нейрофизиологов института экспериментальной медицины СЗО РАМН (г.Санкт-Петербург) и применяется уже более 15 лет. В основе БАК лежит концепция непроизвольной саморегуляции (активация естественных процессов регулирования физиологических функций центральной нервной системой).

Мозг – это универсальный орган, который управляет всеми процессами в организме человека. С помощью биоакустической коррекции обеспечивается нормализация работы мозга, что положительно отображается на деятельности всех органов и систем. Перед проведением методики пациента удобно располагают в кресле (лежа или полусидя), надевают наушники. На голове проводится закрепление датчиков, которыми считываются параметры электроэнцефалограммы (ЭЭГ). После этого пациент начинает слышать музыку. Это электрические сигналы мозга, которые превращают в акустические волны. В период проведения манипуляции осуществляется запись ЭЭГ с использованием 4 каналов в режиме онлайн. После проведения манипуляции специалистом осуществляется оценка изменений параметров ЭЭГ – кросс-корреляционного анализа, индексометрического показателя, паттернов.

Процедура БАК показана детям при очень широком спектре нозологий:

- задержка речевого развития и другие нарушения речи

- расстройства аутистического спектра

- мигрени, головные боли напряжения

- функциональный энурез

- эмоциональные расстройства, синдром дефицита внимания и геперактивность

- последствия нарушения мозгового кровообращения или травматического поражения головного мозга

- нарушение адаптации, астения и многие другие.

Биоакустический метод обладает целым рядом преимуществ, к которым относятся:

- отсутствие привыканий и нежелательных эффектов;

- с помощью манипуляции обеспечивается проведение неинвазивного и немедикаментозного лечения;

- при использовании метода биоакустической коррекции обеспечивается индивидуальный подход. Воздействие проводится сигналом, который предварительно согласовывает эндогенная активность мозга пациента в реальном времени.

- разрешается совмещение метода БАК с другими терапевтическими методиками, что обеспечивает усиление их эффективности. С применением терапии обеспечивается снижение или полное исключение медикаментозной нагрузки.

- благодаря непроизвольности воздействия обеспечивается активизация естественных процессов самовосстановления. Со стороны пациента участие не требуется.

- процедура является абсолютно безболезненной и обладает минимальным количеством противопоказаний, поэтому применять ее можно у взрослых и детей. К противопоказаниям относятся:

1. Острый послеоперационный период;

2. Гипертонический криз;

3. Острые инфекционные заболевания;

4. Острые травмы черепа;

5. Острые нарушения мозгового и спинномозгового кровообращения;

6. Инфаркт миокарда в остром периоде;

7. Острые и подострые воспалительные заболевания головного и спинного мозга, его оболочек (миелит, менингит и т.п.);

8. Острые кровотечения.

С осторожностью методику биоакустической коррекции применяют при эпилепсии.

В Няганском реабилитационном центре с сентября 2019 года лечение на аппарате биоакустической коррекции прошли 36 детей (из них: дети-инвалиды – 10 человек, дети с ограниченными возможностями здоровья – 26 человек), ими получено 452 процедуры. Сеансы проходили дети с различными патологиями: аутизм и расстройства аутистического спектра – 13 человек, различные задержки речевого развития – 11 человек, ЗПР и умственная отсталость 8 человек, СДВГ – 3 человека, логоневроз – 3 человека. За период лечения у 28 несовершеннолетних (78%) улучшилась речь, увеличился словарный запас, у 5 (14%) – нормализовался ночной сон, у 6 (17%) – улучшились навыки самообслуживания (дети стали самостоятельно есть ложкой, надевать одежду), у 20 (56%) – стабилизировался психо-эмоциональный фон, повысилась усидчивость. У детей школьного возраста повысилась успеваемость, улучшились навыки чтения и письма. В целом у 35 несовершеннолетних (98%) отмечалась положительная динамика состояния, у 1 ребенка (2%) отсутствие положительных результатов объясняется не полным прохождением курса терапии в связи с болезнью.

Из представленных выше данных становится понятно, что биоакустическая коррекция является в настоящее время одной из самых востребованных и результативных методик современной физиотерапии.

Автор: Наталья Владимировна Мухтапавелс,
врач-невролог социально-медицинского отделения

Ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Если родители регулярно общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат стихи, то речь ребенка развивается своевременно и правильно. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, это тормозит развитие речи.

Важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным тоном, приучите ребенка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослого. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д). Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, приготовление еды, одевание-раздевание, игра, уборка, прогулка, покупка новых игрушек, посещение поликлиники, магазина и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди.

Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (темы: игрушки, одежда, посуда, части тела) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. После того, как он запомнил эти слова, вводите новые слова. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов окружающей жизни. Не упускайте случая обобщить или классифицировать: «медведь и лиса – это животные, а утка и курица - птицы». Гуляя с детьми, обращайте внимание на явления в природе, учите описывать, что Вас окружает, например деревья (Это береза. Посмотри, какой у нее белый ствол. Ветви у березки опущены вниз, а листочки похожи на сердечки) и т.д.

Как можно больше читайте ребенку сказок, после прочтения обязательно побеседуйте с ним, при помощи наводящих вопросов и опорой на иллюстрации, учите ребенка пересказывать. Например: Предложите ребенку трех медведей (игрушку или картинку) – большого, среднего и маленького. Расскажите сказку про трех медведей или вспомните ее вместе. Подражайте голосам медведей. Голоса должны быть разной высоты, низкой, средней, и высокой. Ребенок должен угадать, какому медведю принадлежит тот или иной голос. Таким образом, вы потренируете слуховое восприятие ребенка. Полезно слушать музыку, а старшим ребятам детские радиопередачи. Для достижения результата необходимо заниматься с ребенком каждый день. Ежедневно проводите игры на развитие мелкой моторики. Рисуйте, раскрашивайте, лепите. Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

С детьми старшего возраста очень полезны игры на развитие фонематического восприятия, которые предупредят ошибки на письме, когда Ваш ребенок пойдет в школу. Например: положите на стол разноцветные кружки из картона. «Я буду называть слова, а ты внимательно слушай, если в этом слове есть звук «Б» (К, Г, Р, М, Ш, или какой-нибудь другой), подними, пожалуйста, красный кружок, если нет - подними зеленый. Произносите слова, выделяя голосом нужный звук. Можно поиграть в «слова»: давайте будем придумывать слова, которые начинаются на определенный звук (называете звук), кто придумает больше слов, получит приз. И конечно же игры на формирование и развитие словарного запаса.

Не переутомляйте ребенка! Не перегружайте его информацией! Помните, это может стать причиной заикания. Длительность занятия без перерыва в зависимости от возраста ребенка не должна превышать 10 – 20 минут. Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания ребенка, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз сами повторите образец этого слова. Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

Терпения вам и успехов!

Подготовил: Татьяна Юрьевна Филатова,
логопед отделения дневного пребывания

Гиперактивность является компонентом психофизиологического расстройства мозговых функций, названного синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это означает, что вкупе с повышенной активностью у ребенка наблюдаются проблемы с вниманием. Уважаемые Родители! Запаситесь терпением, спокойствием и настроем на успех. Ваш ребенок очень чувствителен к эмоциональному фону и совершенно нечувствителен к наказаниям и порицаниям. Бесполезно говорить: «Не делай!», «Нельзя!». Эффективно переключать внимание на что-то другое. Вместо «Перестань!» - «А сколько раз подряд сможешь отбить ладошкой мяч от пола?» и обязательно похвалить за результат. Хвалить ребенка с СДВГ нужно при любой возможности для поддержания тонуса внимания и готовности продолжать занятие.

Предлагаем Вам игры, в которые можно поиграть со своим ребенком в домашних условиях.

Подвижные игры: «Замри», «День и ночь».

Цель: развитие внимания и памяти. Дети выполняют произвольные движения в такт музыки. Музыка останавливается и играющие должны застыть в позе, в которой они остановились. «Замри» - дети застыли, «отомри» - дети продолжают движения. «День» дети веселятся под музыку, «ночь» дети замирают и не двигаются.

«Давайте поздороваемся».

Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания. Дети по сигналу начинают двигаться по комнате и здороваются с теми, кто встречается на их пути, но определенным образом: 1 хлопок – здороваются за руку; 2 хлопка – здороваются плечами; 3 – хлопка- здороваются спинами; 4 хлопка – здороваются коленями и т. д. Такая игра даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение.

«Весёлая игра с колокольчиком».

Цель: развитие слухового восприятия. Выбирается ведущий, ему завязывают глаза. А колокольчик передаётся. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик нельзя. Кого поймали, тот водящий.

Пальчиковые игры.

Эти игры снимают напряжение мышечное напряжение. Используйте их при выполнении домашних уроков.

«Двуножки».

Игра проводится на поверхности стола, ковра. Участвуют два пальца: указательный и средний. Остальные прижаты. По сигналу начинаются гонки. Кто быстрее прибежит на край стола. Сначала правыми руками, затем левыми. Можно гонки устроить между левой и правой рукой.

«Ловим комаров».

Скажите ребенку: «Представь, что сейчас лето, я открыла форточку и к нам залетели комары. По команде «Начали!» вы будете ловить комаров хаотичными движениями, сжимая и разжимая кулачки. Или прихлопывать двумя ладошками. По команде «Стой!», дети резко опускают руки и отдыхают. Так можно сделать 2-3 раза.

«Археология».

Цель: Развитие мышечного контроля. Закопайте в песок (крупу любую) мелкие игрушки, детали, бусы. Дети делают археологические раскопки то одной рукой, то другой.

«Клубочек».

Цель: Обучение ребенка одному из приёмов саморегуляции. Чтобы успокоить расшалившегося ребенка можно предложить смотать в волшебный клубочек яркую пряжу.

«Шариковые бои».

Цель: Развивать координацию движений. В таз с водой опустить несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков даётся ребенку. Он сбивает с расстояния 0,5 – 1 м. от таза «мокрые» шарики «сухими». Игра продолжается до тех пор пока таз не опустеет.

«Маленькая птичка».

Развивать мышечный контроль. Ребенку положить в ладоши пушистую, хрупкую игрушечную птичку (можно маленького зверька). Птичка боится злого коршуна. Она беззащитная и маленькая, её надо защитить и успокоить. Ребенок успокаивает, при необходимости помочь подобрать добрые и ласковые слова.

Благодаря подобранной тематике игр дети получают полезный навык, стабилизируется эмоциональная сфера, развиваются внимание и навыки общения.

Автор: Наталья Владимировна Овчарова,
специалист по комплексной реабилитации

Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отдельных звуков до полного отсутствия средств общения. Часто у родителей возникают вопросы: что является нормой речевого развития и когда необходимо экстренное вмешательство специалистов. Ведь чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.

Наиболее чувствительный, или сенситивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста. В течение этого короткого периода ребенок овладевает основными закономерностями языка, а любые нарушения речевого развития в этом возрасте трактуются специалистами как задержка речевого развития.

Задержка темпов речевого развития может быть как функционального, так и органического характера. К первой группе (задержка функционального характера) можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, гиперопеке. Часто проявления задержки речевого развития усугубляются частыми болезнями ребенка, его личностными особенностями, склонностями к упрямству, истерическим реакциям и др. В этих случаях у ребенка не формируется мотивация речевого общения. Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка. Таким образом, успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых нарушений в становлении его психической деятельности. Под руководством специалистов и с помощью специальной литературы родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, изменить условия его воспитания, стимулировать речевую активность.

Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена несформированностью или недостаточностью сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологическими заболеваниями. Такие нарушения требуют не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста – логопеда в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время, но и в этом случае ранняя коррекция оказывается более эффективной.

Признаки неблагополучного развития речи ребенка раннего возраста:

- ребенок развивается с задержкой;

- ребенок перенес серьезные заболевания;

- у ребенка есть неврологические заболевания;

- ребенок не всегда понимает вопросы, не может выполнить простейшие просьбы взрослого;

- речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников;

- ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

Если вы заметили что-то неладное в речевом развитии вашего ребенка, обязательно обратитесь к логопеду. Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.

Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях.

Часто мы слышим поговорку: «Любое заболевание легче предупредить, чем лечить». Эта мысль как нельзя лучше подходит к решению задач, связанных с развитием речи ребенка дошкольного возраста. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь.

Как известно, игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок постигает все новое. Для достижения результата, надо почаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, фантазию, мышление. Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Для достижения результата надо заниматься не меньше 3-х раз в неделю, а лучше ежедневно по 15-20 минут. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.

Организуйте рабочее место малыша: стол для занятий, удобный стульчик, тетради, зеркало, карандаши. Важно разнообразить игры и упражнения. Это могут быть игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, игры на развития слухового внимания и фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Занятия должны нравиться ребенку – это обязательное условие. Для этого:

- выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует;

- вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его каждый раз;

- сохраняйте интерес ребенка к занятию. Если игра или упражнение кажутся ребенку скучными, найдите ему замену;

- не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть.

Очень важны для ребенка дошкольного возраста игры на обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Займитесь вместе с ребенком изготовлением альбома с фотографиями самого ребенка: как он ест, гуляет, спит, играет и т. п. Вырезайте, фотографируйте или подбирайте походящие картинки из старых журналов, раскрасок по темам занятий, таких как «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т. п. Малыш с большим удовольствием будет учиться говорить фразами, запоминать новые слова, чем по обычным книгам. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы, а если ребенок еще мало говорит, то сами же на них отвечайте.

Развивая речь, важно подготовить и органы артикуляционного аппарата к чистому произношению звуков. В норме, все звуки речи должны быть сформированы к 4-5 года. Однако если у ребенка этого возраста еще не все звуки сформированы, не стоит пытаться ставить звуки самостоятельно, такт как можно навредить ребенку. Подготовительные же упражнения, направленные на тренировку органов артикуляции к чистому произношению, родитель могут использовать в своих домашних занятиях. Главное, все подготовительные упражнения следует выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог сам себя контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в неделю по 5-10 минут. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, а помочь в подборе таких упражнений поможет логопед.

Случается, что все внимание родителей сосредоточено только на развитии у ребенка звукопроизношения. Однако развитие речи не исчерпывается только фонетикой. Нет никакого толку от идеальных звуков, если ребенку трудно соединять слова в предложении, изменять их по родам, падежам, числам. Речь такого ребенка полна аграмматизмов. Если у ребенка логопед обнаружил грубые аграмматизмы – срочно спешите на консультацию к специалисту! Специалист определит уровень развития речи вашего малыша и, если понадобится, назначит коррекционные занятия.

Укороченная подъязычная уздечка. Как быть?

Часто родители думают, что укороченная подъязычная уздечка влияет на развитие речи ребенка. Это не совсем так. Дефекты уздечки влияют на чистоту произношения некоторых звуков, а не на всю речь в целом. Словарный запас, грамматические структуры языка, понимание речи – все эти компоненты речевой деятельности не зависят от этого дефекта. Короткая подъязычная уздечка может стать причиной серьезного нарушения произношения верхнеязычных звуков (Ш, Ж, Р, Л). В таких случаях рекомендуется подрезание уздечки. Как правило, необходимость в операции определяется стоматологом и чаще проводится у детей пятилетнего возраста. Однако, операция по подрезанию подъязычной уздечки не такая пустяковая, как принято считать. Делать ее стоит после того, как предприняты попытки растянуть ее логопедическими методами при помощи специальных упражнений, массажа и специальных инструментов. Если это не помогает, то тогда уздечку подрезают. Когда уздечка растет почти сразу от кончика языка, то, безусловно, ее следует подрезать. Однако и здесь не следует торопиться, ведь свою физиологическую функцию язычок выполняет. А к 1,5- 2 годам необходимо обратиться на консультацию к логопеду и стоматологу.

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания

Правильное речевое дыхание – один из важных компонентов в развитии речи ребенка дошкольного возраста, ее энергетическая база. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать нос открытым. Ведь для того, чтобы можно было легко произносить развернутую фразу, нужно владеть плавным и достаточно продолжительным выдохом через рот. При физиологическом дыхании вдох и выдох равны и чередуются непрерывно. Основа речевого дыхания – это плавный и длительный выдох. При формировании речевого дыхания необходимо подобрать для ребенка такие упражнения, которые способствовали бы развитию длительности и плавности выдоха. Следует помнить, что воздух набирается через нос, а щеки при этом не надуваются. На начальном этапе их можно прижимать ладошками. Чтобы не закружилась головка у ребенка, достаточно 3-5 повторений игрового упражнения на дыхание.

«Кто дольше» - с помощью плавного длительного выдоха подуйте вместе с ребенком на лежащий на столе ватный шарик. То же самое может сделать малыш, сдув ватку со своей ладошки. Аналогичные игры проводите с разными предметами: вырезанными из бумаги снежинками. Разноцветными листочками, цветочками, бабочками.

Можно поиграть с ребенком в игру «Кораблики». Сделайте из бумаги кораблик, налейте в таз воды и предложите ребенку подуть на кораблик. Следите за движением кораблика, предлагая ребенку подуть то плавно, длительно, то побыстрее. Особый интерес у детей вызывает игра «Буря в стаканчике» - ребенок дует через соломинку в стакан, наполовину наполненный водой. Используйте детские дудочки, губные гармошки. Все эти игрушки помогут вам в тренировки у ребенка плавного и длительного выдоха. Очень полезны для тренировки речевого дыхания игровые упражнения, связанные с произнесением на одном выдохе гласных, слогов, фраз: ау-ау-ау-ау; иа-иа-иа-иа; ту-ту-ту-ту-ту-ту и т. д. Включите ваше воображение и фантазию, разнообразьте игры, и результат не заставит вас ждать.

Автор: Оксана Викторовна Сильванович,
врач-педиатр

Одним из важнейших аспектов работы с детьми с РАС является развитие мелкой моторики. Наиболее продуктивным и интересным для ребенка является игровая деятельность, поэтому развитие моторики через игру является более эффективной. В индивидуальной работе с детьми с РАС развитие мелкой моторики тесно связано с речевым, психическим и личностным развитием ребенка. Детям с РАС сложно выполнять действия с мелкими предметами, ведь пальцы рук должны работать согласованно и координированно. Для достижения этих целей в работе с лицами с РАС мы используем следующие игры:

• шнуровки;

• застежки-молнии;

• прищепки (скрепки);

• мозаика (конструктор);

• пуговицы (бусины);

• лепка из пластилина;

• кинетический песок;

• пальчиковая гимнастика;

• картинки на липучках.

Автор: Киреева Наталья Сергеевна,
психолог стационарного отделения для инвалидов