Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Детский массаж должен быть обязательным ежедневным ритуалом ухода за малышом. Проводить его самостоятельно или обратиться к специалисту? В каких случаях нужно применять лечебный массаж?

Массаж для грудничков – зачем и кому рекомендован?

На протяжении всего срока беременности плод находится в позе эмбриона, после рождения его мышцы и суставы не сразу готовы к "новой жизни". Поэтому массаж для грудничков и ежедневная гимнастика приносит огромную пользу.

Массаж для грудничков рекомендован:

o младенцам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата;

o младенцам на искусственном вскармливании;

o грудничкам с нарушениями в развитии;

o детям, перенёсшим инфекционные заболевания, а также с заболеваниями нервной, костной и мышечной систем;

o младенцам с недобором веса и склонным к ожирению.

Автор: Мартынова Наталья Эдуардовна,

Бытует мнение о том, что заикание возникает от испуга. Но можно ли считать это единственной и ведущей причиной заикания? Большинство детей, особенно в раннем возрасте, пугаются, но далеко не все после этого начинают заикаться. Следовательно, у ребенка, начавшего заикаться, имелись определенные предпосылки, на которые наслоились, например, сильный испуг, конфликты в семье, начало посещения детского сада, рождение младшего брата или сестры, переезд и др.

Растерянность, чувство вины, отчаяние охватывает родителей заикающихся детей. Почему еще недавно малыш говорил хорошо, а сейчас и слова не может произнести? Чем можно помочь ребенку? Когда лучше начать лечение?

Заикание - такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением - судорогой произносительного аппарата. Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание. Возникает заикание обычно в возрасте от 2 до 5 лет. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем более, если заметно, как ребенок старается скрыть их. Не откладывайте свой визит к логопеду, неврологу или психиатру.

При остро возникшем заикании первым делом надо устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском саду, сделайте все возможное, чтобы ребенку не надо было туда ходить. Посещение детского сада в таких случаях противопоказано! Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца. Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз! Полезно будет составить список ситуаций, в которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на его эмоциональное состояние. Иногда помогает полная смена обстановки: переезд на дачу, к бабушке, поездка на какое-то время в отпуск и т. п. Если заикание возникло из-за ревности к младшим детям, постарайтесь относиться к старшему ребенку как к маленькому. Чаще берите его на руки, баюкайте словно малыша. Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребенка. Учтите, что даже радостное возбуждение противопоказано. Отмените посещение зрелищных мероприятий. Не ходите в гости и не принимайте гостей у себя. Избегайте контактов с другими детьми на прогулках. Гуляйте подальше от детских площадок. Оставьте несколько игрушек, две-три знакомые книжки, которые заведомо не действуют возбуждающе. Вообще перед сном неплохо максимально ритуализировать занятия, то есть изо дня в день после ужина в одном и том же порядке совершать одни и те же действия. Например, убирать игрушки на место, купаться, рассказывать сказку и т.п. Это успокаивает нервную систему, облегчает засыпание.

Некоторое время ребенку лучше совсем не смотреть телевизор. Но если малыш привык к каким-то детским передачам, и вы не можете отвлечь его, не ссорьтесь из-за этого. Пусть смотрит. Только хорошо кому-нибудь из взрослых сидеть рядом с ребёнком и объяснять то, что покажется ему непонятным или пугающим.

Нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, дети подражают речи окружающих взрослых! Постарайтесь говорить медленно, короткими предложениями без излишней эмоциональности. Употребляйте простые слова. Приучите ребенка к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук. Рисовать лучше всего гуашью большими кистями на больших листах цветной бумаги. Так ребенок более полно отражает свое эмоциональное состояние. Полезно петь, двигаться под музыку. Очень укрепляют нервную систему игры с водой, песком. Дети часами готовы пускать в ванной кораблики, печь из песка куличики. Привлекайте детей к спокойным домашним делам. Зачастую девочки с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, занимаются рукоделием, а мальчики возятся с рабочими инструментами. Не готовьте ребенка к предстоящим событиям. Ожидание (даже приятного) создает напряжение. Жизнь должна быть рутинной: все идет своим чередом.

Нужно как можно раньше показать ребенка врачу, ведь однозначной схемы лечения не существует. Медицинские препараты подбираются строго индивидуально для каждого ребенка. Иногда для такого подбора требуется два-три месяца. Случается, что некоторые медикаменты вызывают у кого-то из детей парадоксальные реакции (вместо успокоения возбуждают) или аллергию. Обычно в течение двух-трех недель идет адаптация организма к принимаемым лекарствам, поэтому лечение проводится под контролем доктора. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у медиков не только при возникновении заикании и в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго (иногда 2-3 года) после того, как речь нормализуется. Это способствует предупреждению обострений, которые могут возникнуть в кризисные периоды (7-9-11-13 лет). Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятней прогноз! Острое заболевание лечить всегда легче, чем хроническое.

Общие рекомендации

Многие дети разговаривают без запинок с малышами, игрушками, животными или, надев маску. Поощряйте это. Иногда ребенок как бы кривляется - говорит «как маленький» или с акцентом, но при этом не заикается. Не препятствуйте такой речи.

Проанализируйте, сколько и какие вопросы вы задаете своим детям. Особенно нежелательны такие вопросы, которые вызывают у ребенка чувство стыда. И уж, конечно, не устраивайте перекрестных допросов, когда несколько членов семьи пытаются выяснить, правду ли говорит малыш. Учтите, если вопросы прерывают игру, это почти всегда ведет к запинкам.

Постарайтесь удержать ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет. Всхлипывание само по себе часто приводит к повторению слов, слогов и у не заикающихся людей. Сначала надо любым способом успокоить ребенка, отвлечь чем-нибудь интересным, приласкать. Не делайте замечаний, если ребенок употребляет, говорит какое-то лишнее слово («а», «вот», «ну», «значит»). Эти слова дают возможность лучше сосредоточиться, подготовить артикуляцию. Таким образом, ребенок помогает себе справиться с запинками.

Маленькие дети, особенно с ослабленной нервной системой, часто испытывают страхи. Неразумно заставлять малыша пересиливать их и ругать за то, что он боится темноты, Бабы-Яги или еще кого-нибудь. Это иллюзия, что ребенок перестал бояться. Просто он стал скрывать страх. Не надо просить малыша рассказать о своих страхах. Скорее мать должна показать, что она знает о том, что его тревожит, понимает, что это может быть страшно, и постарается успокоить тем, что она рядом и от всего защитит. Предложите ребенку нарисовать то, что его пугает.

Подумайте, как организовать жизнь ребенка, чтобы его не надо было подгонять. Ведь мы стремимся научить малыша говорить медленнее, но разве это возможно, когда взрослые все время торопят: «Быстрее, быстрее». Если вы очень спешите, оденьте или накормите ребенка сами.

Зачастую бабушки, гордые достижением внуков, хотят их продемонстрировать всем. Потерпите немного. Не просите малыша читать вслух стихи перед посторонними, пока он сам этого не захочет.

С уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его, не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка. И не бойтесь доверять своему материнскому инстинкту.

Автор: Подготовил:Татьяна Юрьевна Филатова,
логопед отделения дневного пребывания

Использованная литература:

1. Визель Т.К. «Коррекция заикания у детей», Издательство: Астрель, 2012;

2. Волкова Г.А. «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников», книга для логопедов, –– 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Детство–Пресс, 2003.