Ранний возраст является наиболее значимым этапом в развитии моторных функций, познавательной деятельности и речи.
Для того чтобы выяснить, как развивается ребенок, в соответствии с нормативными показателями или отстает в развитии необходима ранняя диагностика.
В Няганском реабилитационном центре можно провести обследование детей в возрасте от 2-х месяцев до 16 месяцев по шкале KID и обследование детей от 1 года 2 месяцев до 3-х лет 6 месяцев по шкале RCDI -2000 с целью оценки актуального уровня развития детей.
Шкала KID и RCDI -2000 - это русские версии Кентской шкалы оценки развития младенцев, разработанной группой сотрудников Кентского университета (США) под руководством профессора Ж. Рейтер.
Выше указанные методики применяются с целью:
1. раннего выявления отставания в развитии;
2. для отслеживания динамики развития детей, отстающих в какой-либо области, за которыми велось регулярное наблюдение;
3. для разработки программ раннего вмешательства с учетом выявленного возраста развития ребенка.
Шкалы KID и RCDI-2000 представляют собой вопросники, составленные по результатам анализа разнообразных типичных форм поведения детей первых лет жизни. Вопросники заполняют родители ребенка или любой человек, который постоянно с ним общается. Никаких специальных знаний для заполнения бланков анкеты не требуется - достаточно внимательно прочесть, правильно понять инструкцию и выбрать соответствующий пункт вопроса шкалы. Затем заполненные анкеты вносятся психологом в компьютер, автоматически обрабатываются и выводятся результаты.
Шкала KID (для детей от 2 месяцев до 16 месяцев) представляет собой вопросник, состоящий из 252 пунктов.
Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 5 областей:
• когнитивная - 52 пункта
• движения - 78 пунктов
• язык - 38 пунктов
• самообслуживание - 39 пунктов
• социальная - 51 пункт
Шкала RCDI-2000 (для детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев) представляет собой вопросник, состоящий из 216 пунктов.
Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 6 областей:
• социальная - 40 пунктов
• самообслуживание - 40 пунктов
• крупные движения - 30 пунктов
• тонкие движения - 30 пунктов
• развитие речи - 41 пункт
• понимание языка - 40 пунктов.
Родители должны осознавать, что ранняя диагностика имеющихся нарушений чрезвычайно важна и в то же время крайне необходима. В настоящее время известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития.
Подготовил: Снигирева Любовь Константиновна,
психолог отделения диагностики разработки реализации программ социально-медицинской реабилитации