Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Для родителей детей от года до трех лет, проблемой является то, что ребенок не понимает слово «нельзя», так как от некоторых запретов зависит жизнь и здоровье малыша, а так же спокойствие мамы. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок раз и навсегда понял, что такое «нельзя» и моментально слушался! В возрасте от года до трех лет у ребенка преобладает наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, ребенок должен это пощупать, потрогать. Ребенок изучает окружающий мир, а делать это он может, только совершая конкретные действия: он должен везде лезть, все хватать, разбирать и собирать, разливать, расплескивать, рассыпать, разбрасывать. Именно так происходит развитие в раннем возрасте.

В этом возрасте малыш подчиняется требованиям взрослого, не понимая их смысла, он только накапливает нравственные представления, такие как «плохо», «хорошо», «можно», «нельзя», начинает соотносить свое поведение. Мама старается объяснить, что и почему нельзя делать. И ждет, что ребенок послушается и перестанет. Но здесь важно помнить про наглядно-действенное мышление, чтобы понять, что значит «нельзя», надо это «нельзя» воплотить в конкретные действия. То есть родитель не просто проговаривает «нельзя делать то-то», но и совершает некие действия (удерживает руку, уводит ребенка в сторону, забирает нежелательный предмет). Именно в этом заключается установление границы - в четком запрете, подкрепленном конкретным действием. И именно эту границу ребенок будет проверять на прочность каждый раз, когда он «с улыбочкой» делает то, что запрещено. А вот если граница будет обозначена криком или шлепком, то такого сигнала и будет ждать каждый раз ребенок. Из-за большой подвижности психики в этом возрасте очень важно многократно повторять действия для формирования стойкой привычки. И даже если такая привычка уже сформировалась, необходимо ее регулярно подкреплять. В связи с этим особую важность приобретает постоянство семейных правил и требований: в одних и тех же ситуациях родители должны реагировать одинаково. То есть если ребенок однажды выполнил запрет, то это не значит, что в следующий раз он его снова выполнит без напоминаний.

В возрасте 3-6 лет у ребенка очень активно развиваются навыки самоконтроля, формируется произвольность поведения, то есть он учится управлять своим поведением, своими реакциями, уже может контролировать себя, учится соблюдать правила и запреты. Теперь на базе жизненного опыта и первоначальных нравственных представлений у ребенка зарождается моральное сознание, он способен понимать смысл правил и запретов, ему становится проще выполнять их, а родителям - договариваться с ребенком.

В 6-7 лет ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство. Но даже в этом возрасте ребенок может испытывать сильные эмоции, встретившись с запретом и ограничением. И это нормально. Не стоит запрещать выражать эмоции, так как это может лишь спровоцировать сопротивление и неприятие правил и запретов.

В процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми психологи учреждения используют психологические игры и упражнения, с помощью которых дети учатся соблюдать правила, слышать и выполнять инструкцию, подражать действиям взрослого.

А так же проводятся индивидуальные консультации с родителями, на которых даются следующие рекомендации:

- формулируйте правила и запреты максимально четко, кратко и однозначно;

- если возможно, вместо запрета дайте альтернативу. Например, вместо «не рисуй на обоях» - «рисуй в альбоме»;

- говорите «нельзя» только по делу, в случаях, когда действия ребенка представляют реальную опасность для него или окружающих;

- будьте последовательными, если что-то нельзя в обычный день, то не делайте исключений и в праздник, или если нельзя дома, то нельзя и в гостях, магазине;

- проявляйте твердость, старайтесь, чтобы ваш голос был твердым и непоколебимым. Ребенок должен заметить изменение интонации голоса и всерьез воспринять то, что вы ему говорите;

- выражайте любовь к ребенку, он должен понимать, что если что-то запрещают, не значит, что его не любят.

Подготовил: Старикова Марина Валерьевна,
психолог отделения социальной реабилитации и абилитации

Использованная литература:

1. Мария Григорян, Екатерина Жаркова «Пойми меня, мама!». Возрастные особенности ребенка до семи лет