Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Развитие моторики у детей с ограниченными возможностями в рамках оккупациональной терапии.

Применение современных технических устройств.

Когда мы говорим о социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, невольно подразумеваем медицинские мероприятия. Но кроме медицинских немаловажными являются мероприятия по овладению элементарными бытовыми навыками (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться, уметь пользоваться предметами быта и др.), которые напрямую влияют на самооценку ребенка и являются важным шагом на пути к его самостоятельности.

У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается ряд особенностей развития, требующих специальных условий и методов коррекционного воспитания. К таким особенностям относятся трудности социализации, средовой адаптации, нарушения социального взаимодействия, проблемы ориентации в быту, тяжелые нарушения и искажения потребности в общении.

Социально-бытовая реабилитация заключается в формировании санитарно-гигиенических навыков, навыков хозяйственно-бытового труда и навыков личной гигиены (ухода за внешностью), самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации.

Социально-средовая реабилитация - это формирование основ безопасного поведения в быту и общественных местах, проведение мероприятий по повышению уровня коммуникативного потенциала.

В Няганском реабилитационном центре большое внимание уделяется формированию бытовых навыков и навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями. Имеется специально оборудованный кабинет оккупациональной терапии с мебелью, бытовой техникой и всем необходимым для проведения занятий с детьми.

При формировании бытовых навыков у ребенка должны быть сформированы крупная и мелкая моторика рук, чтобы он мог выполнять предложенные ему задания: развесить белье, перебрать крупу, разложить коробочки, сложить белье, застегнуть пуговицы и молнию, зашнуровать бизиборд, слепить фрукты, овощи и продукты питания, замесить тесто, сформировать из теста круглые или овальные формы. Полюбившееся занятие детей - это кулинария.

Санитарно-гигиенические навыки формируются и закрепляются в течение дня в процессе режимных моментов.

Обучающие занятия по формированию навыков хозяйственно-бытового труда проходят в виде уборки, стирки и глажения, мелкого ремонта одежды, приготовления простейших блюд, нарезки и чистки продуктов, пользования посудой, обращения с электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями (электрический чайник, плита, микроволновка, утюг, стиральная машина, телевизор, пылесос, холодильник, колющими и режущими предметами). В кабинете оккупациональной терапии используются специальные технические средства для приготовления и приема пиши (безопасный нож, комплект для нарезки продуктов, инвентарь для уборки помещений).

Навыки поведения в быту и общественных местах формируются в ходе сюжетно-ролевых игр, где дети тренируются правилам поведения за столом, походам в различные учреждения и организации, учебные заведения, больницу, библиотеку, магазины и т. д.

Также дети обучаются навыкам перемещения в окружающей среде и пользования общественным транспортом, демонстрируя специальные технические средства. Важным аспектом в работе специалиста является взаимосвязь с родителями (консультирование, мастер-классы, посещение занятий, распространение информационно-печатных материалов).

Автор: Оксана Владимировна Иванова,
специалист по комплекмной реабилитации