Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Детям с нарушением интеллекта помимо их позднего развития и снижения интеллектуальной деятельности характерны нарушения всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы. Анализируя развитие детей с нарушением интеллекта с раннего возраста, специалисты отмечают, что у них снижена активность и ориентировочная деятельность, смещена система потребностей в сторону усиления примитивных, физиологических.

С первых дней жизнь ребенка организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи и т.д. От ребенка с нарушением интеллекта требуется много усилий, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться.

Развитие предметных действий – процесс трудный. Поэтому в семье часто идут по линии наименьшего сопротивления – родители сами одевают, раздевают, кормят ребенка. Однако имеются и семьи, в которых пытаются ставить определенные требования и достигают успехов. Поэтому дети с нарушением интеллекта имеют разный уровень овладения культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

При поступлении детей в БУ «Няганский реабилитационный центр» специалисты порой сталкиваются с их полной беспомощностью в самообслуживании. Дети весьма слабо владеют культурно-гигиеническими навыками, не приучены к элементарному уходу за собой, требуют от взрослых большого терпения и внимания.

С учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, специалисты учреждения проводят мероприятия по формированию навыков сомообслуживания. Данные мероприятия носят игровой характер. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Занятия с детьми с нарушением интеллекта по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания дают положительный результат при соблюдении дидактических принципов:

- принцип познавательной выразительности - это эмоциональность взрослого, которая является необходимым условием успешного обучения и поддерживает интерес и внимание ребенка к данному материалу;

- принцип наглядности - обязательное использование в обучении наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т.д.);

- принцип поэтапности - стараться, чтобы смена частей занятия была обусловлена постепенностью освоения и отработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка с нарушением интеллекта к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.

- принцип вариативности - осуществляется при повторении пройденного материала в других видах деятельности ребенка и в повседневной жизни.

Желаем вам успехов в воспитании вашего малыша!

Подготовил: Ирина Юрьевна Ужегова,
специалист по комплексной реабилитации