Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Гиперактивность является компонентом психофизиологического расстройства мозговых функций, названного синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это означает, что вкупе с повышенной активностью у ребенка наблюдаются проблемы с вниманием.

Уважаемые Родители! Запаситесь терпением, спокойствием и настроем на успех. Ваш ребенок очень чувствителен к эмоциональному фону и совершенно нечувствителен к наказаниям и порицаниям. Бесполезно говорить: «Не делай!», «Нельзя!» Эффективно переключать внимание на что-то другое (вместо «Перестань!» можно «А сколько раз подряд сможешь отбить ладошкой мяч от пола?») и обязательно похвалить за результат. Хвалить ребенка с СДВГ нужно при любой возможности для поддержания тонуса внимания и готовности продолжать занятие.

Предлагаем Вам игры, в которые можно поиграть со своим ребенком в домашних условиях. Ведь только через игровую деятельность можно сформировать коммуникативные навыки к детям.

«Давайте поздороваемся». Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания. Дети по сигналу начинают двигаться по комнате и здороваются с теми, кто встречается на их пути, но определенным образом:

1 хлопок – здороваются за руку; 2 хлопка – здороваются плечами; 3 – хлопка- здороваются спинами; 4 хлопка – здороваются коленями и т. д. Такая игра даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение.

«Весёлая игра с колокольчиком». Цель: развитие слухового восприятия. Выбирается ведущий, ему завязывают глаза. А колокольчик передаётся. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик нельзя. Кого поймали, тот водящий.

Пальчиковые игры. Эти игры снимают мышечное напряжение. Используйте их при выполнении домашних уроков.

«Двуножки». Игра проводится на поверхности стола, ковра. Участвуют два пальца: указательный и средний. Остальные прижаты. По сигналу начинаются гонки. Кто быстрее прибежит на край стола. Сначала правыми руками, затем левыми. Можно гонки устроить между левой и правой рукой.

«Ловим комаров». Скажите ребенку: «Представь, что сейчас лето, я открыла форточку и к нам залетели комары. По команде «Начали!» вы будете ловить комаров хаотичными движениями, сжимая и разжимая кулачки. Или прихлопывать двумя ладошками. По команде «Стой!», дети резко опускают руки и отдыхают. Так можно сделать 2-3 раза.

«Археология». Цель: развитие мышечного контроля. Закопайте в песок (крупу любую) мелкие игрушки, детали, бусы. Дети делают археологические раскопки то одной рукой, то другой.

«Клубочек». Цель: обучение ребенка одному из приёмов саморегуляции. Чтобы успокоить расшалившегося ребенка, можно предложить смотать в волшебный клубочек яркую пряжу.

«Шариковые бои». Цель: развивать координацию движений. В таз с водой опустить несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков даётся ребенку. Он сбивает с расстояния 0,5 – 1 метров от таза «мокрые» шарики «сухими». Игра продолжается до тех пор, пока таз не опустеет.

«Маленькая птичка». Цель: развивать мышечный контроль. Ребенку положить в ладоши пушистую, хрупкую игрушечную птичку (можно маленького зверька). Птичка боится злого коршуна. Она беззащитная и маленькая, её надо защитить и успокоить. Ребенок успокаивает, при необходимости помочь подобрать добрые и ласковые слова.

Благодаря подобранной тематике игр дети получают полезный навык, стабилизируется эмоциональная сфера, развиваются внимание и навыки общения.

Наталья Владимировна Овчарова,

специалист по комплексной реабилитации

Согласно статистике, более 80% детей заболевают гриппом или ОРВИ в осеннее-зимний период. Так как детский организм имеет незрелый иммунитет, вирусно-инфекционные заболевания могут повторяться по несколько раз в год. А это чревато осложнениями и может привести:

- к обострению сердечных и легочных заболеваний;

- развитию пневмонии;

- воспалению среднего уха;

- отиту;

- заболеваниям нервной системы.

При ОРВИ, главным образом, поражаются верхние дыхательные пути.

Первые признаки острого респираторного заболевания следующие:

- насморк;

- слезящиеся глаза;

- боль в горле;

- легкий кашель;

- головная боль.

Источником гриппа или ОРВИ является больной человек. Вирусы передаются воздушно-капельным путем при чихании или разговоре. Не исключен и контактный путь заражения вирусной инфекцией, когда ребенок прикасается к предметам, которые загрязнены вирусами.

Панацеи от вирусных инфекций нет, но снизить риск возникновения заболеваний можно. Защитить своего ребенка от простуды поможет только профилактика гриппа и ОРВИ.

Педиатры сходятся во мнении, что 99% иммунитета у детей зависит от образа жизни, его эмоционального состояния, бытовых условий проживания, питания. И только 1% зависит от лекарственных препаратов.

Основные правила профилактики

Следует максимально ограничить контакты ребенка с носителями инфекции. Нет необходимости брать ребенка в места скопления людей, особенно в период обострения инфекционных заболеваний.

Обратите внимание! Обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Проветривать помещение надо не реже пяти-шести раз, особенно перед сном. Температура в комнате ребенка не должна быть выше 20 градусов. Родители должны помнить, что от гриппа и ОРВИ нет чудодейственных препаратов, таблеток или микстур. Профилактика – это единственный способ уберечь свое чадо от вирусных инфекций. Но для этого потребуется и время, и четкое соблюдение всех профилактических мероприятий.

Юлия Аркадьевна Шварц,

медицинская сестра по массажу

Игры для детей – вовсе не игры, и правильнее на них смотреть

как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста

Мишель де Монтень

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он знакомится с этим огромным и полным загадок миром. Стоит ребенку увлечься игровым процессом, в нем просыпается чувство азарта, интерес к познанию чего-то нового. Не стоит считать, что игра для ребенка – это всего лишь развлечение. Игра – это наиболее быстрый и эффективный способ научиться взаимодействовать с другими людьми. Игра помогает ребенку понять, какое место он занимает в мире. Играя, ребенок имеет возможность примерить на себя несколько ролей, занимать те или иные позиции: нападать или защищаться, выигрывать или проигрывать, брать инициативу на себя или передавать ее другим и т. д.

Чему учит игра?

 уважать правила;

 принимать во внимание собственные и чужие действия;

 быть более терпимым;

 знакомит с чувством конкуренции;

 формирует представление о том, насколько важно быть честным и корректным;

 улучшает координацию движений, силу и гибкость;

 развивает мышление и творческие способности, учит концентрировать внимание;  следовать указаниям, принимать решения, разрешать конфликты и проблемы;

 легко и непринужденно общаться с другими;

 правильно распределять время, ориентироваться в пространстве.

Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию несколько игр с детьми дошкольного возраста (2-4 лет) в домашних условиях.

«Строитель башни» - игра помогает выработать у ребенка понятия устойчивости и неустойчивости. Для игры потребуются кубики разных размеров. Ребенок должен убедиться на собственном опыте, что для устойчивости башни внизу следует расположить самый большой кубик, то есть выстроить кубики по мере их уменьшения.

«Играем в магазин» - игра направлена на развитие памяти малыша. Предложите ребенку сходить в «магазин» (его комнату) и принести оттуда 1-2 предмета. В ходе игры количество предметов увеличивают до 4-5. Попросите ребенка купить, например, мячик и кубик. Постепенно можете предлагать ему и более сложные задания: купить маленькую машинку, большого медведя и рыжую лисичку.

«Докрась» - игра направлена на развитие внимания ребенка. Предложите ему картинку с изображенным на ней предметом, раскрашенным наполовину. Вторую половину пусть ребенок докрасит сам. Уважаемые родители, помните, играя с ребенком каждый день, вы занимаетесь его развитием!

Галина Анатольевна Новоселова,

специалист по комплексной реабилитации

Одной из важных сторон в воспитании детей является воспитание самостоятельности. Чаще всего родители задумываются об этом, когда ребенок идет в первый класс, когда к нему предъявляется много требований. Но воспитание самостоятельности необходимо начинать с самого раннего возраста. Уже в 2-3 года у ребенка необходимо сформировать следующие навыки:

- умение самостоятельно занять себя хотя бы на непродолжительное время;

- самому проситься и ходить на горшок;

- умение одеваться и раздеваться (трусы, носки, колготки, шорты);

- самостоятельно кушать ложкой;

- умение пользоваться мылом, смывать его водой, вытираться полотенцем;

- убирать игрушки на свои места.

На третьем году жизни происходит очень интенсивное развитие самостоятельности у малыша. В этом возрасте ребенок часто повторяет: «Я сам!». Поэтому родители не должны препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий.

Наблюдения показывают, что дети, у которых с раннего возраста не воспитывалась самостоятельность, испытывают трудности при поступлении в школу. Несамостоятельным школьникам сложно справляться с поставленными перед ними задачами.

Причины низкой самостоятельности у детей:

1) Большое количество взрослых, окружающих детей чрезмерной заботой и вниманием (мама, папа, бабушка, дедушка, тети и дяди), которые все делают за ребенка сами. В такой ситуации развитие самостоятельности не происходит;

2) Гувернантки и няни, на которых часто оставляют детей дома, тоже не всегда добиваются самостоятельности от детей. Им легче самим накормить, одеть, раздеть ребенка, чем заставить его это сделать самому. Поэтому такие вопросы следует обговаривать с нянями сразу;

3) Родители часто не доверяют или не позволяют выполнить желаемые ребенком действия, которые он просит выполнить сам, но пока что это у него получается плохо. А когда вырастет и будет уметь, то уже не захочет. А ведь можно позволить малышу помочь по хозяйству. Да, придется не только следить, чтобы малыш не упал, не разбил, но и учить его подметать пол и мыть посуду;

4) Часто родители спешат на работу или с работы домой и им всегда некогда ждать, пока ребенок сам оденется, зашнурует шнурки, застегнет молнию. А ведь ребенок должен учиться обслуживать себя сам.

Как развивать у детей самостоятельность

1. Включайте ребенка в деятельность, которая ему интересна, где он сможет добиться успеха и терпеливо, спокойно требовать выполнения пока еще трудного для него задания.

2. Постепенно расширяйте круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудных ситуациях и одновременно обучая необходимым правилам (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку должны быть понятны).

3. Помогая осваивать необходимые навыки, не выполняйте за ребенка то, что он уже может делать сам. Делайте «вместе» с ребенком, а «не вместо него».

4. Позволяйте малышу принимать самостоятельные решения, развивайте способность пояснять и отвечать за свои действия, тем самым стимулируя возникновение у него чувства ответственности и внутренней дисциплины.

5. Подсказывайте ребенку в ситуациях, когда он может помочь взрослому, защитить более слабого, поделиться конфетами или игрушками со сверстниками.

6. Поддерживайте в ребенке чувство уверенности даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий. Говорите о том, что он совершил плохой поступок, а не то, что он сам плохой.

Уважаемые родители! Лучшее, что вы можете дать своим детям - это возможность с раннего детства поверить в свои силы и постоянно расширять область реальной практической самостоятельности, подтверждая тем самым свою успешность. Всегда оставайтесь, прежде всего, любящими родителями, помните, что внимательное отношение к детям – главный источник душевных сил ребенка и благоприятного психического развития.

Любовь Константиновна Снигирева, психолог

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми предстоит ребёнку. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка и его личности.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.

В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки:

 сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда);

 технические (транспортные, конструкторы и т.д.);

 игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка);

 игрушки-забавы: театральные, музыкальные;

 крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы.

Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя.

Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к коллективной игре, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные особенности игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевидение. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её чаем». Игрушка для ребёнка полна смысла.

Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом, и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяющей кругозор ребёнка.

Но никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку напарников по игре. Вынужденная необходимость играть одному может привести к перевозбуждению его нервной системы. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.

Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, и, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её правильно!

Наталья Николаевна Рогозина, логопед